Газета Спорт-Экспресс № 188 (3866) от 19 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

19 августа 2005

19 августа 2005 | Футбол - Мелбет-Первая Лига

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

ЧЕМ ШАЙТАН НЕ ШУТИТ?

Арсен АКАЕВ. Он был капитаном в том "Анжи", который в свое время наделал шума в российском футболе. Теперь носит повязку в другой команде из той же Махачкалы. И верит, что "Динамо" удастся повторить успех земляков.

У РАЗБИТОГО КОРЫТА

-Ваш друг Агаларов сказал недавно: "Доигрываю". Вы тоже доигрываете?

- Он в самом деле такое сказал? Странно. Но Руслан - мудрый человек. Наверное, все для себя решил. У меня положа руку на сердце таких мыслей нет. Этот сезон решил отыграть. А потом еще годик, если травмы обойдут. Организм позволяет, жажда борьбы осталась, эмоции переполняют. За это мне, кстати, постоянно от Гаджиева доставалось: "Эмоциями надо управлять..." А у меня - через край.

-Как вы, символ той команды, уходили из "Анжи"?

- Даже сейчас больно вспоминать. 2003-й год отыграли, Гаджиев перебрался в Самару. На его место назначили Евгения Кузнецова, бывшего спартаковца. То ли я в людях научился с годами разбираться, то ли в футболе, но моментально почувствовал - что-то не то. Сразу друзьям сказал: этот тренер "Анжи" вряд ли поможет. Хотя бы потому, что столько лет прожил в Швеции, первую российскую лигу не представляет себе.

-Чем дело закончилось?

- Прошел сборы, на последнем почти все матчи отыграл. И сам пошел к Кузнецову прояснять судьбу - за два дня до заявок. Он, меня увидев, растерялся: "Собирался сам с тобой завтра поговорить..." Я тогда в шоке минуты две-три сидел, но злость в себе удержал. Только выдавил: "Что же вы мне раньше-то ничего не сказали?" "Ждал, хотел увидеть - но не увидел..." Кого ты хотел увидеть, Роберто Карлоса? Для этого четыре сбора меня держал? Потом узнал, что еще с предыдущих сборов Кузнецов в Махачкалу звонил начальству: "Уберите Акаева, его компания никого не слушает, коалиция..." Испугался моего влияния на игроков.

-Откуда узнали про звонки?

- Мой товарищ сидел в кабинете тогдашнего президента "Анжи", когда тому Кузнецов дозванивался. Президент громкую связь включил.

-Обидно было?

- Не то слово. Тогда я и сказал: этому человеку работать с "Анжи" два месяца, не больше. Продержался он три. А я остался у разбитого корыта за три дня до начала чемпионата. Я-то как планировал? Тот год отыграть - и красиво закончить.

-А вместо этого пришлось рассматривать варианты вроде чемпионата винзаводов?

- Хотя и выгнали, уверен был - до чемпионата республики уже не опущусь. Если в первой лиге ничего не найду, пойду во вторую. Но все команды укомплектованы, считаные дни до чемпионата. Обратился к приятелю, бывшему вице-президенту "Анжи", - тот помогал клубу из Видного. Звал он меня туда и раньше - то ли в шутку, то ли всерьез. Пришлось то предложение вспомнить. Командочка подобралась - закачаешься! Некрасов, Литвинов, Пчельников в воротах, Ильшат Файзулин, Роман Широков, которого сейчас в "Сатурн" взяли, Родин из ЦСКА... Жалко, только первый круг отыграли - во втором самораспустились. Безденежье...

ЗЛАЯ КОМАНДА

-Тогда-то вы и перебрались в махачкалинское "Динамо"?

- Да, приехал домой, ждал звонка откуда угодно. Позвонили из "Динамо".

-В "Анжи" вернуться не могли?

- Нет. Нехороший осадок остался... Даже ту форму, которая от "Анжи" сохранилась, раздарил. Чтобы дома глазами не натыкаться, душу не травить.

-Чем сильно "Динамо"?

- Если бы мы на первом месте шли тур-другой, можно было бы говорить о случайности. Да так и говорили. Но мы лидировали 12 туров. Хоть накануне сезона слышали: "Динамо", мол, первый претендент на вылет... У нас ребята молодые и с амбициями. Злая команда. С таким задором на игры выходим, что я просто поражаюсь. Особенно когда вспоминаю, что большая часть команды за неделю до чемпионата собралась.

-Махачкала сегодня не настолько больна футболом, как пять лет назад?

- Тогда она тоже не сразу заболела. В 99-м в первом круге народа на трибунах было меньше, чем сейчас. Вот когда высшей лигой запахло, тогда город будто опомнился. И мне сегодня кажется, что все повторится. Болельщики, как и футболисты, "вкатываются" в сезон. Они у нас ни на каких других не похожи - любое поражение простят. Что угодно, только не безволие. Попробуй ногу в борьбе убрать - столько о себе услышишь!

ДВА ПЕНАЛЬТИ В ЛУЖНИКАХ

-Когда-то, после игры с "Торпедо" в Лужниках, вы мне говорили: пройдут годы - и Акаева в Махачкале будут вспоминать как человека, лишившего команду бронзы.

- Могу добавить - и не забившего пенальти в финале Кубка. Хотя Рахимич, который достиг всего, тоже в том финале пенальти смазал. Вот, кстати, молодец парень. Это счастье было - играть с ним в одной команде.

-Вам ту игру с "Торпедо" и тот финал не напоминают?

- Никто. Хотя иногда представляют новому человеку, тот мнется минуту-другую, а потом решается: "Арсен, так была там рука, против "Торпедо"?" Мы в том матче едва с поля не ушли. Уже позже узнал, что судья Ключников потом два месяца не появлялся у себя дома, в Ростове. Боялся. Аристархов, который нам тогда первый гол забил, а сейчас играет в "Анжи", вспоминает тот эпизод: никакого пенальти, говорит, конечно, не было... Не будь меня - нашелся бы кто-то другой, это точно.

-По былым заработкам не скучаете?

- Нет. Резко бы лишился нормальных денег - тогда да, было бы тяжело. Но я мысленно давно себя начал готовить к тому, что не вечно буду играть в "Анжи". Жалею только о том, что на московскую квартиру не скопил. Не оказалось рядом человека, который подсказал бы, во что вкладывать. А сам бесшабашный был - легко деньги приходили, легко и разлетались.

-Жена к финансовой скромности была готова?

- Жена вообще не знает, сколько я зарабатываю. У нас жестко с этим: на жене дом, двое сыновей - все. Хотя как раз сегодня получила диплом, что-то с кредитами связано, с аудитами. Может, со временем она нас всех кормить будет. Я-то футболист удивительный: ни прав у меня нет, ни диплома о высшем образовании...

-Неужели?

- Только троих футболистов знаю, кто машину не водит: Антонович, который в ЦСКА и "Ростсельмаше" играл, Сергей Шустиков и я. Боюсь. Хоть знали бы вы, сколько меня друзья уговаривали сесть за руль... Права, если надо, привезли бы в конверте. Водить бы научили. Но я пару раз в аварии попадал, пассажиром, - это охоту и отбило. Да и движение в Махачкале... Тот же Цымбаларь пытался у нас ездить. Потом плюнул - пешком ходил.

-Да и друг ваш, легендарный бомбардир Гасанбеков, как раз в аварии погиб средь бела дня.

- Да. Мы потом всей командой ездили машину его смотреть - но лучше бы этого не видели. Багажник остался да крыша. Мы с Ибрагимом всегда жили в одном номере, он за день до этого единственный гол забил "Торпедо-ЗИЛу" - протащил мяч и двух защитников на плечах через полполя... В следующем матче, со Смоленском, Гаджиев меня на замену выпустил. На 90-й минуте я подал, Нарвик Сирхаев забил победный гол, и мы всей командой ринулись к портрету Ибрагима, который за воротами стоял весь в цветах... Весь стадион плакал.

ГАДЖИЕВ

-Гаджиев для Махачкалы - особый тренер?

- После Гаджиева любого тренера в Махачкале будут только с ним сравнивать. Главная беда Ткаченко, Маркевича - приходили после Гаджиева. Я всегда перед ним чувствовал себя кроликом перед удавом. Он постоянно мне делал замечания какие-то, на теории много времени именно моим ошибкам уделял. Я поначалу места не находил: "Что не так? Чего он от меня хочет?" Но постепенно он меня вывел на такой уровень, что я и представить не мог. Игрока из меня сделал. Худшее для футболиста - когда тренер его не замечает. Лучше пусть матом кроет, только бы не молчал...

-Самый сложный момент в ваших отношениях?

- 2000 год. В Москве на Песчанке играем против ЦСКА. После первого тайма он меня меняет - мы уже 0:2 "горим". В итоге вообще дело разгромом завершилось - 0:4, и Гаджиев всю команду посадил в Новогорске на сбор. На собрании мне впервые стало страшно. Гаджиев простые слова сказал, но таким тоном! "Кредит доверия, Акаев, небезграничен, учти..." После того матча нас покойный Садырин по телевидению "деревней" назвал. И вот от этих слов нам по-настоящему обидно стало. Когда недели через две приехали с ними же в Москве на Кубок играть, землю грызли. 3:1 выиграли. Гаджиеву в этот день 55 лет исполнилось. Мы ему с утра в Новогорске ручку позолоченную вручили, а вечером ЦСКА отдыхать отправили. Мага Адиев два гола забил, подбежал к скамейке ЦСКА - и что-то про "деревню" сказал. Я тоже после гола к ним несусь - и только краем уха слышу, как Гаджиев кричит: "Ака-а-аев!" Сразу успокоился. А Садырин после того матча перед нами извинился.

-Еще мечтаете в Лужниках сыграть?

- А что мечтать, если эти Лужники для нас так и остались несчастливым стадионом? Ни разу там не победили. Даже, кажется, ничьих не было. Вообще не складывалось у нас в Москве. Зато такие команды, какая у нас была, - большая редкость. Собрались, друг друга не знаем - а через несколько дней уже не разлей вода. И в жизни, и на поле.

МАТЕРИНСКАЯ МОЛИТВА

-В "Динамо" к вам хорошо относятся?

- Я коммуникабельный. Общий язык с людьми без проблем нахожу. За большими деньгами не гонюсь, что есть - то есть... А если усилимся, то чем шайтан не шутит? Может, выйдем в премьер-лигу. Уже и Агаларов с нами. Руслан ведь в рекомендациях не нуждается.

-Путь нынешнего "Динамо" похож на путь "Анжи", не находите?

- Мы даже порезвее идем, чем тогда, в 99-м. С "Анжи" мы вышли на первое место в середине второго круга. Гаджиев тогда до последнего не говорил, что собираемся выходить, как корреспонденты его ни мучили. Да и вообще первым об этом не Гаджиев, а Сирхаев сказал. А сейчас для нас пример даже не "Анжи"-99, а "Амкар". Который два года назад шел на 17-м месте в первой лиге. Мы ничего нового выдумывать не будем, просто повторим их пример...

-Какой свою жизнь представляете года через четыре?

- Только об этом и думаю - и представить не могу. В Хасавюрте закончил педучилище, могу работать учителем физкультуры. Все. Мать пилит: "Сынок, диплом нужен, играть однажды закончишь - а в тренеры без диплома не возьмут..." Но, пока в футбол играю, эти мысли гоню. А они все равно одолевают. Мать страшно переживает. Кстати, с 99-го года она игр не пропускает. Причем приезжает к стадиону, но на трибуну не идет. Нервов не хватает. Ходит вокруг - и молится. Просит Аллаха помочь - чтобы победили. Чтобы без травм.

Юрий ГОЛЫШАК

Махачкала - Москва