Газета Спорт-Экспресс № 156 (3834) от 13 июля 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

13 июля 2005

13 июля 2005 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В ДОРТМУНДЕ

КРАМНИК ПЕРЕХИТРИЛ ЛЕКО, А ТОТ ПЕРЕХИТРИЛ СЕБЯ

После бурных событий на старте турнира в 4-м туре было относительное затишье. Лишь одна партия закончилась результативно, в остальных же - ничьи.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Дортмунда

ЖДЕМ ЧЕМПИОНСКОГО РЫВКА

Как вы помните, накануне 4-го тура чемпион мира по классическим шахматам Владимир Крамник говорил, что его дальнейшая турнирная судьба во многом зависит от поединка с Петером Леко. Российский гроссмейстер играл черными, а это в борьбе на столь высоком уровне является едва ли не решающим фактором. Можно только догадываться, сколько у наших героев осталось в запасе неизрасходованных идей после их противостояния в Бриссаго. Перцу в ситуацию добавляло неожиданное поражение венгра от юного немецкого гроссмейстера Аркадия Найдича. Леко, не проигравший ни одной партии на двух супертурнирах этого года, получил от 19-летнего юноши неплохой заряд бодрости и злости, которого может хватить надолго!

Внешне Петер выглядел очень воинственно. Ходил по сцене нарочито твердым шагом, даже руками отмахивал, как солдат на марше. Демонстративно не сменил свой элегантный наряд (черная рубашка, черные брюки и белый пиджак), в котором он проиграл Найдичу. Обычно после подобной неудачи каждый уважающий приметы шахматист старается что-нибудь сменить в своей амуниции: или рубашку, или пиджак, или ручку. А лучше все сразу. Все профи немного суеверны, но только не Леко. Об этом венгр мне поведал еще перед матчем с Крамником. Петер не верит в нечистую силу, он верит только в чистую силу шахматных ходов.

Крамник, напротив, вел себя подчеркнуто спокойно, как будто и не зависела от этого поединка его турнирная судьба. Слава богу, он не стал уползать в зыбучие пески "Берлина", не стал искать счастья и в хорошо знакомом Леко "Свешникове", применив редчайшее для себя разветвление сицилианской защиты, носящее имя Паульсена.

И тут Леко как-то потускнел, его воинственная поступь солдата сменилась на меланхоличный прогулочный шаг уставшего пешехода. А затем и шахматные ходы из атакующих стали превращаться в профилактические. Ничья была зафиксирована к обоюдному удовольствию. После партии Крамник ушел в гостиницу, воспользовавшись запасным выходом. Леко же отправился в народ, среди которого его поджидал ваш корреспондент.

По наметившейся у нас традиции, Петер, завидев меня, широко улыбнулся и начал делиться своими впечатлениями:

- Владимир удивил меня выбором дебюта: он никогда не играет "Паульсена". Я подумал, что Крамник ловит меня в варианте, который обычно выбираю я в ответ на "Паульсена", и решил сыграть что-то другое. Продолжение, которое я избрал, не дает белым ничего реального, но если соперник не знаком с тонкостями, то есть шанс получить преимущество. Крамник, к сожалению для меня, играл очень хорошо. Когда он сделал сильный ход 11...Cd6, я понял, что перевеса мне получить не удастся.

-Про партию с Найдичем, наверное, не очень хочется вспоминать?

- (Качает головой.) Думать так долго над ходами в дебюте - это, конечно, было неправильно с практической точки зрения. Моя позиция была еще не настолько плоха, когда я сделал безобразный ход 16...Лас8. Если бы сыграл 16...b5, то имел бы нормальное положение, в котором даже недостаток времени не имел бы такого значения. А позицию после 16...b5 я мог бы и в блиц играть. После же 16...Лас8 у черных есть проблемы. Я занервничал: времени мало, позиция мне не нравится... В общем, получил все, что получил!

БАКРО КОМПЕНСИРОВАЛ ЧАСТЬ ПОТЕРЯННОГО

Описывая турнирный путь Этьена Бакро, который после двух поражений на старте добыл сначала скромную "половинку", а затем и полновесную "единицу", так и хочется воскликнуть: "Наша школа!" Ведь именно такие советы дают своим подопечным опытные отечественные тренеры. Я вспоминаю Бориса Наумовича Постовского, который в таких случаях всегда говорил: "После тяжелых поражений, а тем более двух подряд, полезно сделать грамотную ничью..."

Все именно так и было - внешне. Внутри же все было гораздо сложнее. Грамотная ничья с Петром Свидлером могла обернуться и выигрышем, и проигрышем... А в "заслуженной победе" над Эмилем Сутовским большая "заслуга" слишком уж бесшабашно игравшего израильтянина. Но вины Этьена в этом, конечно, нет. Он аккуратно забрал все, что ему дал Эмиль, и записал в таблицу эту самую, полновесную.

После партии я побеседовал с французским гроссмейстером Бакро.

-Этьен, вы хорошо играли в Москве на турнире "Аэрофлот опен", потом был успех в Пойковском. Казалось, все идет по нарастающей, однако в Дортмунде вы начали с двух поражений. Чем-то это можно объяснить?

- (Пожимает с улыбкой плечами.) Кто знает? Может, отчасти тем, что в первых двух турах я играл черными. Причем играл не очень хорошо, а мои соперники - Нильсен и ван Вели - хорошо. В 3-м туре, когда у меня были белые фигуры в партии со Свидлером, я имел хорошую позицию с немалыми шансами на выигрыш. А сегодня выиграл первую партию.

-Случалось начинать турнир с двух поражений подряд?

- Пять лет назад в Сараево я проиграл четыре партии подряд. Но это было давно уже. С тех пор стараюсь не выдавать такие серии.

-Как вам удалось попасть в первую десятку рейтинг-листа ФИДЕ?

- Помогла успешная игра в Москве и Пойковском, а также 11 очков из 11 во Французской лиге.

-Сколько-сколько?!

- (Улыбается.) 11 из 11. Этот результат позволил мне сделать неплохой рывок в рейтинг-листе, я прибавил 26 пунктов. Но было это два года назад. В последние пару лет я уже был топ-игроком.

-Почему вы приехали в Дортмунд без тренера?

- Я поддерживаю по телефону постоянный контакт с моим тренером Иосифом Дорфманом.

-Это он вас научил хорошо говорить по-русски?

- Русский язык я изучал в школе, потом много общался с моими тренерами Зурабом Азмайпарашвили, Александром Никитиным и Дорфманом. Играя в турнирах, стараюсь говорить с русскими игроками на их родном языке.

С улыбкой задаю последний вопрос:

-Можете считать себя воспитанником советской шахматной школы?

- (Смеется.) Да, пожалуй!

СВИДЛЕР ПОКА БОЛЬШЕ ВИДИТ ПЛОХОЕ

Петербургский гроссмейстер Петр Свидлер играет здесь, пожалуй, в самые интересные шахматы. Увидев, как он разыграл против Бакро защиту Грюнфельда, поклонник классики Аршак Петросян назвал то, что сделал Петр, "неправильным началом". Не случайно ведь Свидлер - действующий чемпион мира по игре в "шахматы наобум", больше известные как "шахматы Фишера". Там ведь и начальная позиция "неправильная"...

После партии с Люком ван Вели, в которой питерский гроссмейстер избежал поражения за счет таланта, остроумия и силы воли, я поговорил со Свидлером по дороге в гостиницу, где остановился наш караван:

-Что скажете, Петр, о первой половине турнира? На вашу долю выпали большие приключения...

- Хороших позиций пока не видел, не очень хороших гораздо больше, - с присущим ему юмором начал Свидлер. - Вчера стоял объективно безнадежно, сегодня стоял объективно безнадежно...

-Но вчера в концовке партии с Бакро у вас уже было неплохо.

- Пять ходов я поиграл на выигрыш, и было бы странно, если бы я выиграл ту позицию.

-Создалось впечатление, что вы его пожалели, не захотели наносить Этьену третье поражение подряд...

- Я почему предложил ничью в позиции с лишней пешкой? Потому что посмотрел на бланк и увидел, что мне на 40-м ходу, имея 40 секунд, придется принимать ответственное решение. Нужно было выбор какой-то делать. Если белые сумеют перевести ладью на с6 и поставить слона на d5, то, как ни странно, у меня при некоторых раскладах не то что "лучше" - "хуже" могло стать! Там цугцванги возникают, у меня одни слабости... Я посмотрел на эту позицию, понял, что не судьба мне ее выиграть, и предложил ничью.

-Дебют в той партии вы разыграли очень оригинально. Один известный гроссмейстер назвал его "неправильное начало".

- Сегодня у меня было "правильное начало" - и что, я лучше позицию имел?

-А с чем это вы связываете?

- Есть такие места в "Грюнфельде", где, если ты хочешь уравнять, надо сделать 25 ходов, которые необходимо еще вспомнить. Однако даже после этого тебе придется помучиться. Каждый раз перед тобой встает выбор: или приходить на партию и вспоминать, что там записано в тетрадочке, или выбирать какое-то "неправильное начало" и играть в шахматы.

-Последний вариант зрителям, конечно, больше нравится, но он сопряжен с известным риском...

- А что делать? Я вот в последних двух партиях пытался экспериментировать и набрал очко из двух. А мог набрать и ноль.

-Сегодня с ван Вели ваша позиция внушала большие опасения. Надо обладать большим оптимизмом и волей, чтобы устоять с открытым королем, под огнем тяжелой артиллерии...

- В целом мне играть было проще: у меня выбора никакого нет, я делаю себе ходы и смотрю, пытаюсь не подставляться и создавать проблемы противнику. А на нем обязательства: надо выигрывать, надо все посчитать до конца, иначе будет, как в партии: 44.Фh8 - и сразу форсированная ничья. Для меня главным было найти первую идею - 42...Фс5-с6... А дает ли она ничью, вопрос не ко мне, компьютер потом укажет, как белые выигрывают.

-А они все-таки выигрывали?

- Ну, "по весу" в принципе должны выигрывать...

-Ваш совместный анализ после партии что показал?

- Мы выигрыша не нашли. Интересную идею подсказал проходивший мимо Клаус Бишофф: 43.Ла4 вместо 43.Ле1. Может, кстати, это и выигрывает. Выглядит прилично...

АДАМС "СТОИТ", ТОПАЛОВ РВЕТ И МЕЧЕТ - РЕЗУЛЬТАТ ОДИН

Вот уже во второй партии кряду английский гроссмейстер Майкл Адамс, играя белыми, ничего не получает. Вернее, получает "ничего" со знаком "минус". Как будто что-то внутри у него сломалось после матча с "Гидрой"... Вы помните, как он сказал мне после партии с Леко, что ему легко играть с людьми после схватки с Машиной? Глядя, как играл англичанин белыми в 3-м и 4-м турах, кажется, что не только "легко", но уже и неинтересно. В понедельник 19-летний Найдич без хлопот уравнял шансы в партии с грозным Адамсом. Мог и на победу поиграть...

Триумфатор последних супертурниров болгарин Веселин Топалов проводит каждую партию с огромной выкладкой, почти не встает из-за стола, но пока не получается у него выработать тот непосильный "вольтаж", который не выдерживали его соперники в Линаресе и Софии. Впрочем, с особой силой, как мы помним, Веселин играет на финише, так что его час, возможно, еще не пробил.

4-й тур. Сутовский (Израиль) - Бакро (Франция) - 0:1. Ничьи: Леко (Венгрия) - КРАМНИК (Россия), ван Вели (Голландия) - СВИДЛЕР (Россия), Топалов (Болгария) - Нильсен (Дания) и Адамс (Англия) - Найдич (Германия).

Четвертый тур

Петер ЛЕКО (2763) - Владимир КРАМНИК (2744)

Люк ван ВЕЛИ (2655) - Петр СВИДЛЕР (2738)

Эмиль СУТОВСКИЙ (2674) - Этьен БАКРО (2729)

Веселин ТОПАЛОВ (2788) - Петер X. НИЛЬСЕН (2668)

Майкл АДАМС (2719) - Аркадий НАЙДИЧ (2612)

Диаграммы партий смотрите в формате PDF