Газета Спорт-Экспресс № 135 (3813) от 18 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

18 июня 2005

18 июня 2005 | Авто-мото

АВТО

Сегодня в Ле-Мане стартует знаменитая 24-часовая гонка, в которой принимает участие российская команда Russian Age Racing.

КОГДА КРОВЬ СТЫНЕТ В ЖИЛАХ

Лина ХОЛИНА

из Ле-Мана

Прошел год с тех пор, как представители России в первый раз в истории вышли на старт легендарной 24-часовой гонки в Ле-Мане. Тогда, в июне 2004-го, Алексей Васильев, Николай Фоменко и британец Роберт Нирн, составивший им компанию за рулем "Порше", продержались на трассе около 4 часов.

Спустя год российские позиции заметно укрепились: у ребят молодая команда Russian Age Racing, другой партнер - француз Кристоф Бушу и иная машина - "Феррари 550 Маранелло". Пусть "ле-мановские" прототипы по-прежнему едут быстрее, Васильев и Фоменко теперь куда ближе к скоростям лидеров. И вне зависимости от итогового результата гонки-2005 станут куда опытнее. Потому что "Ле-Ман" (и сама трасса, и царящая здесь остановка) по значимости для команды и гонщика стоит десятка иных стартов.

Нам остается лишь наблюдать за гоночным взрослением российской команды. И терпеливо ждать результата.

Пока же россияне сделали главное - завоевали место на стартовой решетке гонки. Позади два дня по четыре часа вечерних и ночных квалификационных заездов. Были взлеты, когда в среду результат Бушу оказался лучшим в классе LM GT1, и падения, когда в ту же среду француз на последних минутах вылетел с трассы и покалечил "Феррари". Спасибо механикам: они работали всю ночь - и вечером в четверг всем троим гонщикам Russian Age удалось квалифицироваться. Уже успех.

Однако всех нас эта неожиданная авария Бушу застала врасплох. Квалификацию-то ребята прошли, но ведь еще нужно проехать и 24 часа самой гонки. Тяжелейшие 24 часа. А машины, как и люди, устают, болеют. Вот она, наша 550-я "Феррари", раскрашенная в цвета российского флага. Смотрю на нее - и пытаюсь понять, как там у нее дела.

- Может, не нужно было проводить столько тестов перед гонкой?

- Без тестов - никак, - улыбается моим сомнениям Николай Фоменко. - Тренировочные заезды проводят в Ле-Мане для того, чтобы все команды-участницы смогли приспособиться к трассе, подогнать к ней свои автомобили.

-Но ведь это легендарное французское кольцо всем прекрасно известно!

- Знаете ли вы, что к концу гоночного сезона машина при нормальном развитии событий изменяется на 70 процентов?! Работа по улучшению узлов и систем ведется постоянно - как все это не проверить и не наладить перед марафоном длиной в сутки? К тому же каждому пилоту нужно освежить свои воспоминания о трассе в Ле-Мане. Ведь у нее особая специфика.

-В чем же эта специфика выражается?

- Главная загвоздка этой трассы в том, что ее длина - почти 13 километров. Своеобразна и конфигурация: на длиннющих прямых пилоты развивают огромные скорости, и в результате средняя скорость достигает 230 км в час. Это очень сильно влияет на организм гонщика.

-Каким образом?

- Из-за ускорений кровь плохо поднимается наверх. Более того, с каждым кругом она опускается все ниже и ниже. На обычных европейских треках, даже в суперскоростной Монце, это тоже чувствуется, но не в такой степени. А в Ле-Мане уже на 15-м круге ты чувствуешь себя словно в невесомости. Возникает кислородное голодание - и концентрация "уплывает". И ведь, казалось бы, отрезки невелики: едут в Ле-Мане по 45 минут (настолько хватает бака бензина при высоком расходе топлива). Но все равно вести машину крайне сложно. С определенного момента ты борешься уже не с соперниками, а с самим собой, со своим организмом, с тем, чтобы не терять концентрации. А руки, шея, грудь все сильнее немеют...

Ведь что произошло у нас в прошлом году? Роберт Нирн на огромной скорости проходил поворот под названием "Порше" и был уверен, что полностью контролирует ситуацию, а оказался в стене. Хорошо еще, что остался жив... В Ле Мане все происходит мгновенно.

-Год назад вы дебютировали в Ле-Мане за рулем "Порше", а теперь пересели на "Феррари" и поменяли класс на более скоростной. Значит ли это, что с физической точки зрения гонка станет для вас еще сложнее?

- Нет. Потому что "Порше" намного более сложная в управлении машина, чем "Феррари 550". К тому же у нас уже есть опыт выступлений в Ле-Мане. Но тут существует и опасность: будучи уверенным в себе и своих силах, ты начинаешь переносить точку торможения все ближе и ближе к повороту. Нельзя терять голову!

-План на гонку уже разработан?

- Я уже говорил о 45-минутных отрезках, так вот думаю, что придется ехать двойными сериями. То есть производить смену пилота через раз - во время дозаправки и замены резины. Это достаточно тяжело. Но более детально вопрос тактики будут решать наши инженеры - уже по ходу самой гонки. Свое слово скажет и врач, который уже вовсю пичкает нас витаминами. Даже для повышения остроты зрения есть специальные пилюли!

-Значит, у вас в команде появился врач?

- Он будет с нами всю вторую половину сезона: переезжаем в Азию, а там очень жарко - температура в кабине просто зашкаливает. В прошлом году в Дубае в автомобиле было просто невыносимо - под 70. И в итоге пришлось задействовать 6 вертолетов реанимации... Вот тогда мы и поняли, зачем, собственно, нужен врач.

-Определенный опыт 24-ча совых гонок у вас с Васильевым уже есть. Что считаете самым важным для успеха?

- Необходимо найти и поддерживать в себе ощущение марафонца. Эдакое состояние покоя.

-На скорости под 300?

- Совершенно верно!

-А может, нужно просто медленнее ехать?

- Не получится. Если ты в гонке начнешь ехать в дорожном шуточном темпе, тебя просто остановят и направят в боксы. Ты должен держать темп. По-другому - никак. Ночью результаты, конечно, понизятся, но максимум на 3 - 4 секунды на круге.

Да и не хотим мы с Алексеем ехать медленнее. Хотим - быстрее! Russian Age Racing находится сейчас в переходной стадии. Пока мы - за рулем "Феррари 550", машины, которая очень многое прошла, но по-прежнему весьма конкурентоспособна. Однако уже совсем скоро нам предстоит пересесть на "Астон Мартин". Это новый проект компании "Продрайв", и мы - часть этого проекта. Поверьте, это выход на совершенно иной уровень.

-Но сейчас на дворе июнь, впереди Ле-Ман, и вы за рулем "Феррари".

- Уверяю вас, мы будем бороться, как львы.

-Главная цель - доехать до финиша?

- Совершенно верно. Это основной закон Ле-Мана: если доехал - уже победитель. В прошлом году мы этого не сделали.