Газета Спорт-Экспресс № 133 (3811) от 16 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

16 июня 2005

16 июня 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

Выведя в прошлом сезоне тверской ХК МВД в суперлигу, именитый Геннадий Цыгуров неожиданно был отправлен в отставку. Когда же, казалось, тренер почти возглавил чеховский "Витязь", он не менее сенсационно стал генеральным директором "Трактора".

Геннадий ЦЫГУРОВ

ТАК И НЕ ПОНЯЛ, ПОЧЕМУ В ТВЕРИ ПОШЛИ НА СМЕНУ ГЕНЕРАЛЬНОГО КУРСА

- Признаться, я только-только отошел от своей отставки из тверского клуба, - сказал экс-главный тренер ХК МВД корреспонденту "СЭ" сразу после вступления в новую должность. - Она была тяжелой не потому, что вдруг оказался за бортом, нет! Состояние ожидания увольнения - нормальное для любого тренера. Мы его всегда носим с собой, как, скажем, коньки или блокнот. Дело в другом. Вся политика клуба, вся наша работа строились не на том, чтобы просто выйти в суперлигу, но и развиваться, расти всей командой. Для этой цели я и был приглашен.

Поверьте, самое трудное в нашей профессии - не выиграть какой-то турнир, пусть даже и такой солидный, как первенство высшей лиги, а именно сложить команду. На мой взгляд, в Твери нашему тренерскому штабу удалось справиться с задачей. И мне жаль, что этого коллектива больше не существует. Что все наши наработки вдруг в одночасье оказались никому не нужными.

-Общеизвестно, что между высшей и суперлигой - пропасть. Неужели, на ваш взгляд, возможно сделать столь громадный шаг, не меняя кардинально весь состав?

- Но ведь известно, что происходит с командами, даже в элитном дивизионе, из года в год тасующими свой состав. Безусловно, даже в сильнейших клубах высшей лиги есть игроки, которые наверняка затеряются в суперлиге. Им туда не надо, это не их хоккей. Команда - механизм, который требует постоянной доводки, замены, если хотите, деталей. Меняют все: даже чемпион, имеющий, казалось бы, абсолютно победный состав, и тот идет на замены в поисках еще лучших сочетаний.

Вот только одно дело - что-то менять и улучшать, и совсем другое - создавать новую команду. А уж когда она создается каждое межсезонье, ничего хорошего, полагаю, из этого не получится. Я был и остаюсь сторонником командной эволюции, а не революции. В течение всего сезона мы в тверском клубе шли именно по этому пути, шли достаточно успешно, работали на перспективу. И мне, откровенно говоря, до сих пор непонятна смена генерального курса. Но раз уж его сменили, то, конечно, и тренер необходим другой. Потому моя отставка видится вполне логичной.

-Но долго отдыхать вам не дали. Хотя все ожидали увидеть вас не в Челябинске, в руководстве клуба, а в Чехове, снова у бортика...

- Честно скажу: несерьезные ожидания. Ведь у меня был лишь один разговор с руководством "Витязя"...

-Он получился несерьезным?

- Да нет, весьма серьезным, содержательным. Но я взял паузу на раздумья, и они были нелегкими. Существовал соблазн вообще остаться в стороне от хоккея - мои близкие уговаривали отдохнуть годик-другой. Вот только, признаюсь, оставаться в стороне не хочется: хоккейная жизнь развивается такими темпами, что после года простоя можно запросто оказаться отставшим от всех. А потом мне позвонили из Челябинска, и это был уже совсем другой разговор. В итоге я поехал в команду, за которую выступал в течение 17 лет, которую потом тренировал. Все мы рано или поздно возвращаемся домой...

-В высшей лиге ваша фамилия ассоциируется с победой, с обязательным выходом команды в элитный дивизион. Перед "Трактором" тоже стоит такая задача?

- Конечно, причем она поставлена на самом высоком уровне и подкреплена реальными действиями, в чем я совсем недавно имел возможность убедиться. Считаю, в России сейчас есть два клуба, которые обязаны играть в суперлиге, - челябинский "Трактор" и нижегородское "Торпедо". Это две самобытнейшие команды, сумевшие после всех передряг 90-х сохранить и свои школы, и свое лицо. Причем им было и сейчас приходится гораздо тяжелее, чем остальным. Они обязаны находиться среди сильнейших - этого, на мой взгляд, требует историческая справедливость.

Рад, что в моем родном Челябинске наконец-то это осознали в полной мере. И вдвойне рад тому, что мои взгляды на развитие команды, те, которые я применял и хотел применять дальше в Твери, нашли на Урале полную поддержку. У команды великолепный тренер (Анатолий Богданов. - Прим."СЭ"), и я стану всячески помогать ему в решении поставленной на сезон задачи.

- А ваш бывший клуб из Твери, даже сильно поменяв состав, начнет свой первый сезон в суперлиге, имея солидную оппозицию среди болельщиков всех городов. Слишком уж сильными оказались впечатления от полуфинальной серии с "Амуром". Точнее, не от нее самой, а от окружающих ее событий...

- Когда четвертьфинальная серия завершилась, я зашел в раздевалку хабаровчан и извинился перед ними, хотя ни я, ни кто-либо из наших игроков не считали себя виновными в том, что было нагромождено вокруг "Амура". Все достаточно просто: в прошлом сезоне за ХК МВД болели не только жители областного центра, но и представители ведомства, имея в виду профессиональную принадлежность клуба. И такие горе-болельщики, облеченные солидной властью и погонами с большими звездами, пытались хоть как-то помочь становлению своего нового клуба. Причем делали это весьма коряво и неуклюже.

Но что самое обидное - команда в такой помощи не нуждалась. Мы вернулись из Хабаровска, имея в активе две победы, а в запасе - три домашних матча. Оставалось выиграть всего раз, а ведь дома, при поддержке родных болельщиков ХК МВД в прошлом сезоне практически не проигрывал. Зачем надо было устраивать такой цирк, доводить ситуацию до белого каления - я не понимаю. Но осадок от этого в душе останется надолго... Мы честно делали свое хоккейное дело, но все равно в какой-то мере виноваты перед хабаровской командой и ее поклонниками.

-А теперь болельщики из российских провинциальных городов ломают голову над тем, не повторится ли история уже в суперлиге?

- Не думаю, что подобное возможно, - урок получили все. Другое дело, что с игровой точки зрения посочувствую всем командам суперлиги, которые в предстоящем сезоне поедут в Тверь. Именно с игровой, потому что в прошлом сезоне на моих глазах в этом российском городе возник настоящий хоккейный бум. Он продолжается до сих пор, и я счастлив, что приложил к этому руку.

Сейчас в детско-юношескую школу Твери сумасшедший конкурс, все там живут хоккеем. Тверь - это областной центр, город уровня Ярославля, Омска, Казани. Всего лишь за один год российская хоккейная карта получила еще один солидный центр - и это не может не радовать. Сейчас в Твери полным ходом идет строительство нового ледового дворца, поверьте, на матчах в нем не будет свободных мест. А мы поработаем над тем, чтобы вернуть такое же настроение болельщиков в Челябинске - без этого серьезные задачи не решаются.

Максим ЛЕБЕДЕВ