Газета Спорт-Экспресс № 102 (3780) от 10 мая 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 6

10 мая 2005

10 мая 2005 | Бокс и ММА

БОКС

БОЕЦ МЕСЯЦА

Джеймс ТОУНИ, НЕЗНАКОМЫЙ С СОВЕСТЬЮ

Если бы в жизни было хоть чуть больше справедливости, Джеймс Тоуни по прозвищу Туши Свет должен был бы быть старым больным бомжом, рыться по помойкам и собирать бутылки. Но справедливости на свете мало, и на Джеймса Тоуни ее не хватило. А потому он чемпион мира по боксу в тяжелом весе и один из самых талантливых боксеров современности, которого за всю его долгую жизнь на ринге только один раз пороли так, как это следовало бы делать много раз и каждый день.

Трудовую жизнь маленький Джимми начал рано. Только не надо слез. Он стал "пушером", уличным торговцем наркотиками, и, как многие выходцы из негритянских гетто, очень рано потерял всякий интерес к любой легальной трудовой деятельности, раз нелегальная так хорошо кормила. При этом сам наркотики никогда не употреблял. Он всегда предпочитал тушить свет другим, а не себе. Попутно занялся боксом, к которому у него обнаружился еще больший талант, чем к торговле наркотиками.

Долгое время два главных интереса в его жизни мирно сосуществовали. Он уже занимался боксом профессионально, но все не оставлял и свою торговлишку. Бросил ее только тогда, когда на ринге стал зарабатывать больше, чем на улице, и, как всякий разумный бизнесмен, решил не рисковать более выгодным делом ради менее выгодного. Лет пятнадцать назад Тоуни сам охотно рассказывал обо всем этом практически в каждом интервью. Потом, правда, перестал.

Впервые и сразу очень громко он заявил о себе в 1991 году, когда в 11-м раунде нокаутировал Майкла Нанна, которому тогда прочили великое будущее, и завоевал титул IBF в среднем весе (до 72,6 кг). Однако, потушив звездный свет Нанну, сам он на том этапе звездой не стал, так как выступал не слишком уверенно. Победу в двух боях, с Реджи Джонсоном и Дейвом Тибери, ему подарили судьи. По поводу Тибери он через много лет сам согласился с тем, что проиграл тот бой. Первый бой с опытнейшим экс-чемпионом мира Майком Маккалумом закончился вничью, а второй Тоуни выиграл с незначительным преимуществом.

Победы над куда менее талантливыми соперниками мало что значили. Тоуни продолжали считать одним из самых талантливых боксеров, но полагали, что он просто физически перерос средний вес, и тогда он перешел в суперсредний (до 76,2 кг) и в феврале 1993 года уже во втором бою в новом весе стал чемпионом мира по версии IBF, нокаутировав в 10-м раунде Айрана Баркли, очень уважаемого тогда за победу над великим Томасом Хернсом.

Приобретение нового социального статуса никак не сказалось на поведении Тоуни в быту. С людьми он предпочитал общаться так же, как великий панамский боксер Роберто Дюран, многократный чемпион мира в четырех весовых категориях 70 - 80-х годов, то есть оскорблял всех без разбора. Это не было вызвано никакой необходимостью, просто добрая душа Туши Света пела и рвалась наружу, ну а уж если ее песни кому-то не нравились, это ее совершенно не волновало. При этом Дюрана, говорившего по-испански, американцы в большинстве своем все-таки не понимали, а вот речи Тоуни могли оценить в полной мере. И оценили.

Как и во всем мире, а может быть, даже больше, чем в остальном мире, в Америке победителей не судят. Не судили и Тоуни. Кстати, у его прародителя Дюрана был в жизни интересный эпизод, наглядно демонстрировавший эту особенность. В 1983 году он встретился с американцем Дэйви Муром. Начало боя у Дюрана не получилось, и тогда он по-простецки воткнул противнику в глаз большой палец перчатки. Глаз почти тут же закрылся, Мур мужественно сопротивлялся, но в 8-м раунде Дюран дожал его.

Никто не сомневался, что Дюран сделал это нарочно, но доказать ничего было нельзя. Да никто и не пытался. Мур с его двенадцатью боями был хоть и чемпионом мира, но, кроме специалистов, его никто не знал. Дюран - дело другое. Он был звездой. Даже в американской прессе трудно было найти хоть одно слово осуждения в адрес панамца. Точно так же прощали любое хамство и вольное толкование правил Джеймсу Тоуни. По крайней мере пока он побеждал. А он побеждал еще достаточно долго.

Свой новый титул он защитил трижды против очень сильных противников и провел еще семь нетитульных боев. А потом наступил облом. В ноябре 1994 года Рой Джонс безнаказанно произдевался над Тоуни все двенадцать раундов, а попытка Туши Света передразнить его закончилась для него самого нокдауном. Джонс, два последних поражения которого заставили многих забыть, каким великим боксером он был, избил Тоуни играючи, не напрягаясь, а этого тонкая душа наркоторговца вынести не смогла. В его карьере наступил первый длительный спад.

Тоуни перешел в полутяжелый вес (до 79,4 кг), но проиграл там первый же бой страшно неудобному в бою спойлеру Монтеллу Гриффину. Потом, правда, выиграл много боев, но матч-реванш Гриффину опять проиграл, а затем в 1997 году проиграл уже откровенному середняку Дрейку Тадзи. Казалось, что для Тоуни все кончено. Но Тоуни, как и его духовный отец Дюран, обладал фантастической способностью к возрождению после долгих лет деградации. После боя с Тадзи он стал крушить одного за другим очень сильных соперников. Закончилось все это, к сожалению, тем, что в июне 2003 года он убедительно по очкам переиграл Василия Жирова и отобрал у него титул IBF в категории до 86,2 кг.

После этого Туши Свет поймал кураж и удачу. В следующем году он нокаутировал Эвандера Холифилда, которому давно уже пора было внуков нянчить, а не околачиваться возле ринга. Ну и вот, наконец, только что Тоуни победил Джона Руиса. Но здесь надо внести некоторую ясность. Можно сколько угодно говорить о том, что Тоуни - выдающийся боксер. Это действительно так. Можно говорить, что у него прекрасная защита. И это верно. В него действительно крайне трудно попасть. О его работе корпусом можно писать пособия по боксу. Он, как никто, умеет наносить скрытые, незаметные удары. Его защитные действия совершенно неуловимым образом перетекают в атакующие, в чем на своем неудачном опыте убедились и Жиров, и Холифилд, и Руис.

Но Тоуни не тяжеловес. То, что он забрался в этой категории на самую вершину, больше говорит о ее глубоком кризисе, чем о его таланте. И малый интерес публики к его победе - наглядное тому подтверждение.