Газета Спорт-Экспресс № 74 (3752) от 5 апреля 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

5 апреля 2005

5 апреля 2005 | Теннис

ТЕННИС

БИОРИТМЫ "БОЛЬШОЙ ЧЕТВЕРКИ"

Экспертиза "СЭ"

Вчера в Валенсии и Касабланке стартовала серия грунтовых турниров АТР. Судя по статистике прошлых лет, именно на них четыре ведущих теннисиста мира - Роджер Федерер, Ллейтон Хьюитт, Марат Сафин и Энди Роддик - играют наименее удачно.

"Тот, кто постоянно устремлен "куда-то выше", должен считаться с тем, что однажды у него закружится голова". К Роджеру Федереру и трем главным его преследователям в рейтинге АТР по итогам 52 недель - Ллейтону Хьюитту, Энди Роддику и Марату Сафину - эта мысль чешского прозаика Милана Кундеры, как правило, имеет отношение в середине весны, когда на грунтовых кортах Европы разворачивается борьба за рейтинговые очки, призовые, а также за право считаться одним из фаворитов Roland Garros.

Почему так происходит - понятно. У европейской "красной глины" в элите АТР есть свои специфические поклонники, в основном испанцы и южноамериканцы. Не случайно же за последние 12 лет лишь двум победителям Открытого чемпионата Франции - Андре Агасси (1999) и Руставо Куэртену (2000) - удавалось затем возглавить рейтинг по итогам года.

Впрочем, сегодняшняя экспертиза посвящена отнюдь не прогнозированию результатов "большой четверки" в течение ближайших двух месяцев. И так ясно, что на грунте больше шансов у Сафина, который оттачивал свое мастерство в Испании, в начале своей профессиональной карьеры имел репутацию специалиста по земляным кортам, а позже был в полуфинале Roland Garros. Цель материала другая - проанализировать, как на протяжении всего сезона меняются показатели швейцарца, австралийца, американца и россиянина в зависимости от времени года и условий, в которых проводятся те или иные турниры.

Перед вами две таблицы: в одну сведены результаты наших героев на всех "обязательных" состязаниях - турнирах "Большого шлема" и Masters Series, а в другую - показатели каждого игрока на так называемых любимых турнирах. При этом за критерий брались соотношения побед и поражений: не менее +11 на чемпионатах "Большого шлема" и +9 на остальных состязаниях. Думается, что картина получилась весьма любопытная.

ШВЕЙЦАРСКИЙ ВЕЗДЕХОД

Федерера можно сравнить с долго разгонявшимся вездеходом, который, набрав высокую скорость, преодолевает теперь все препятствия на своем пути. Яркий тому пример - Уимблдон, где Роджер сначала дважды подряд терпел поражения на самом старте (в 2000 году, кстати, его в трех равных сетах переиграл Евгений Кафельников).

Сейчас швейцарец настолько уверен в своих силах, что по большому счету ему все равно, где и на чем играть. Исключение составляют грунтовые корты, на которых он порой начинает буксовать. Тем не менее и на земле у Федерера есть Masters в Гамбурге, где ему удавалось побеждать уже дважды (в финале 2002 года его соперником по финалу был Марат Сафин).

Любопытно складывались взаимоотношения Роджера с грунтовым турниром, который проходит сразу после Уимблдона у него на родине в Гштааде. Прежде чем победить там, он четырежды (!) вылетал в первом круге, один раз во втором, а потом еще уступил в финале.

Список любимых турниров Федерера требует двух пояснений. Во-первых, в него включены состязания в Лондоне и Милане, которые в разные годы заменяли друг друга в календаре АТР. Во-вторых, в порядке исключения туда попал Базель, где Роджер дважды доходил до финала и имеет показатель +8.

ЛЮБИТЕЛЬ БЛОНДИНОК И СВЕЖЕГО ВОЗДУХА

Сменив экс-первую ракетку мира среди женщин бельгийку Ким Клийстерс на другую светловолосую подругу - австралийскую актрису Бек Картрайт, бывший лидер мужского тенниса Ллейтон Хьюитт и в теннисе демонстрирует постоянство вкусов. Он по-прежнему отдает предпочтение быстрым открытым кортам, на которых выиграл подавляющее большинство из 24 титулов в своей карьере.

На грунте, правда, австралиец выглядит обычно не столь впечатляюще, но тем не менее два четвертьфинала Roland Garros вкупе с двумя полуфиналами в Гамбурге и победой в Делрэй-Бич в 1999 году внушают уважение. Да и в зале Ллейтон при желании может показывать отличный теннис, как это дважды (2001, 2002) было на Masters Cup и в прошлом году в Роттердаме.

Хьюитт - единственный представитель "большой четверки", которому удалось выиграть в одном городе четыре титула. В Лондоне он трижды побеждал на кортах королевского клуба и однажды - на Уимблдоне. Кроме того, он хорошо выступает в родной Аделаиде и в Сиднее. А вот взаимоотношения Ллейтона с Открытым чемпионатом Австралии до этого года складывались не лучшим образом: за 8 лет - ни одного четвертьфинала.

Еще более неудачно он выступал на канадском турнире Masters Series. На 5 выигранных матчей у него приходится ровно столько же поражений.

АМЕРИКАНЕЦ ДО МОЗГА КОСТЕЙ

Энди Роддик, как и подобает настоящему янки, наиболее уверенно чувствует себя на родине. В отличие от Федерера, родившегося в Базеле, уроженца Аделаиды Хьюитта и москвича Сафина Роддик не имеет возможности продемонстрировать землякам свое мастерство: в его родной Омахе (штат Небраска) турниров АТР не проводится. Зато в других городах и весях Северной Америки с Энди, как правило, справиться очень трудно. Особенно впечатляюще он выглядит на зеленом грунте Хьюстона, где, кстати, планирует сыграть и в этом году, а также на харде Канады. Английская трава тоже его вполне устраивает, а вот на европейском грунте Роддик чувствует себя неуютно.

Победа, одержанная на турнире в Санкт-Пелтене два года назад, стала исключением из общего правила: на Roland Garros Энди сразу же проиграл в первом круге. Кстати, Роддик - единственный представитель "большой четверки", который имеет отрицательное соотношение побед и поражений на одном из турниров "Большого шлема". Его парижские 3-4 говорят о том, что у американца есть большое поле деятельности для совершенствования своей игры.

Также не слишком впечатляюще выглядят показатели Роддика на супертурнирах в Штутгарте/Мадриде (2-3) и Париже (6-4).

КОРОЛЬ "БЕРСИ" И МЕЛЬБУРНА

Марат Сафин, как правило, наиболее успешно выступает в начале и конце сезона, о чем говорит его участие в трех финалах Australian Open и в четырех финалах парижского турнира Masters Series в зале "Берси". Траву россиянин традиционно не жалует, а вот земле симпатизирует, хотя и выиграл на ней всего два турнира за карьеру (Барселона, Пальма-де-Мальорка-2000).

Странновато на первый взгляд выглядят взаимоотношения Марата с мартовскими чемпионатами Masters Series в Индиан-Уэллс (соотношение побед и поражений - 9-7) и Майами (6-7). Однако на самом деле ничего удивительного в этих цифрах нет. Неделю назад Сафин сам признался, что в это время года играет не очень здорово. И в Калифорнии, и во Флориде ему мешает ветер. Кроме того, по всей видимости, в это время года россиянин испытывает обыкновенный спад. Что же касается "Кубка Кремля" (2 полуфинала, 2 вторых круга и 3 - первых), то причины сафинских неудач в Москве кроются в первую очередь в области психологии.

В заключение напомним, что St.Peterburg Open в 1999 году проходил не осенью, а в феврале. Что же касается ташкентского "Кубка президента", то его преемником мы решили считать не бангкокский Thailand Open, у которого те же самые хозяева, а турнир в Пекине, проводящийся сразу после окончания Открытого чемпионата США.

Евгений ФЕДЯКОВ