Газета Спорт-Экспресс № 40 (3718) от 22 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

22 февраля 2005

22 февраля 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

РОССИЙСКИЕ МЕНЕДЖЕРЫ УЧАТСЯ У АНГЛИЧАН

Сегодня в рамках 2-го Национального форума "Спортивная индустрия России" и выставки In-Sports, которая пройдет в столичном выставочном центре "Крокус Экспо", состоится первая Международная московская футбольно-финансовая конференция. Одним из ее организаторов стал ректор Международной академии футбольной и спортивной индустрии (МАФСИ) Михаил Иоффе.

-С какой целью в Москве проводится футбольно-финансовая конференция?

- Мы хотим, чтобы экономическое образование российских футбольных менеджеров было на должном уровне. А для этого необходимо обмениваться опытом. Не только внутри страны - важно, чтобы наши специалисты смогли взять все самое лучшее у западных. Именно с этой целью моя академия недавно организовала поездку в Ливерпуль, где российские менеджеры могли наблюдать за тем, как работают в Англии.

-Почему вы отправились именно в "Ливерпуль"?

- Модель развития этого клуба как нельзя лучше подходит для наших команд. В отличие от более популярных на данный момент "МЮ" и "Арсенала", где владельцы в первую очередь заботятся о получении доходов, в "Ливерпуле" все подчинено непосредственно игре, вся прибыль вкладывается в дальнейшее развитие хозяйства. Именно поэтому местная футбольная школа является одной из лучших в мире. Согласитесь, что для России это актуально: в последнее время много говорится о бедственном положении детского спорта.

-Сильно ли российские менеджеры отстают от британских?

- Поразительно, но во многом наши специалисты даже превосходят зарубежных. Хотя базового экономического образования зачастую не хватает. Россияне привыкли работать интуитивно. Иначе, наверное, и невозможно, ведь многие руководители в прошлом сами были игроками, как, например, президент "Локомотива" Валерий Филатов. Сам он из-за занятости не смог отправиться в Ливерпуль, но послал своих помощников. Были в нашей делегации и представители ЦСКА, исполнительный директор по маркетингу "Динамо" Андрей Симонов, ставший главным вдохновителем московской конференции. От "Зенита" поехал заместитель генерального директора Александр Поваренкин, которого я считаю одним из сильнейших менеджеров в отечественном футболе. Посмотрите: стадион "Петровский" всегда забит до отказа, весь город ходит в клубных шарфах - все это его заслуга. Поваренкин, кстати, пообщавшись с англичанами, сказал, что россияне знают толк в экономике. Я с ним согласен. Сейчас у нас действительно появилась плеяда молодых талантливых менеджеров. МАФСИ, в свою очередь, старается увеличить их количество. Хотя мы и существуем всего три года, к нам уже обращаются из клубов с просьбой подыскать нужного специалиста. Естественно, никому не отказываем.

-Сейчас стало модным приглашать на должность главного тренера иностранцев. А могли бы зарубежные специалисты помочь нашим командам в качестве управленцев?

- Конечно! Дело ведь не в национальности, а в опыте работы. Вот у меня в академии кафедрой менеджмента и маркетинга заведует серб Милан Томич. В свое время он был генеральным директором "Црвены Звезды". Томич увеличил общий бюджет клуба в десятки раз, в итоге под его началом было несколько команд по разным видам спорта, и все они одновременно были лучшими в Европе! Представляете, какой громадный у него опыт, который мог бы пригодиться любому клубу российской премьер-лиги! Думаю, ни одна наша команда не отказалась бы и от специалиста уровня Питера Кеньона, который сейчас управляет "Челси". Футбол он знает не очень хорошо, зато в рыночной экономике ориентируется блестяще.

-Но возможно ли нормально работать в России, где процветает теневая экономика?

- Конечно. Вообще-то мнение, что наши клубы платят зарплату футболистам черным налом, ошибочно. Все ведь предоставляют финансовые отчеты в налоговую инспекцию. Так же, как и другие крупные компании. А в открытую говорить о размере бюджета не любят потому, что каждый наш клуб убыточен. В Европе же, где почти все команды являются прибыльными акционерными обществами, выгодно заявлять о размерах доходов, привлекая таким образом новых пайщиков. То, что у нас в стране невозможно заработать на футболе, - большая беда. Например, такая великолепная арена, как стадион "Лужники", фактически простаивает, не принося владельцам прибыли. Вот мы и стараемся хоть как-то улучшить ситуацию.

Сергей ДЕРЯБКИН