Газета Спорт-Экспресс № 28 (3706) от 8 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

8 февраля 2005

8 февраля 2005 | Футбол

ФУТБОЛ

ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ

Завтра ИТАЛИЯ - РОССИЯ

ИГРАТЬ С ИТАЛИЕЙ НАМ НЕИНТЕРЕСНО?!

Игорь РАБИНЕР

Завтра вечером сборная России выйдет на поле стадиона города Кальяри, чтобы сразиться с итальянцами.

Их знаменитый тренер Марчелло Липпи заявил в интервью для "СЭ", что выставит сильнейший состав - потому что это последняя проверка для его команды перед важнейшими отборочными матчами ЧМ-2006. Мы же, вместо того чтобы дрожать от нетерпения и предвкушения большого зрелища, уныло гадаем: кого еще в последний момент недосчитается и без того скудная наша сборная?

Заполучить такого спарринг-партнера, как Италия, - мечта тренера любой сборной, любой футбольной федерации. А уж в России, чья национальная команда ни разу в своей 13-летней истории не проходила дальше группового турнира чемпионатов мира и Европы, должны бы по такому поводу петь и плясать. Соперник такого уровня - это возможность понять, кто ты есть на самом деле. Это шанс наиграть боевой состав сборной и закалить его так, что этим людям уже ничего не будет страшно. Это телетрансляция на весь мир, а значит, редкая по нынешним временам возможность громко заявить о своем мастерстве и подготовить почву для интереса больших клубов. Это, в конце концов, возможный повод для гордости на всю оставшуюся жизнь. Как гордятся тренер Константин Бесков, авторы голов Федор Черенков и Сергей Андреев, а также их партнеры победой над сборной Бразилии на "Маракане" в 1980-м.

Но, вместо того чтобы будоражить умы, предстоящий матч с Италией у нас, похоже, никому не нужен. Осенний парад отказов под любыми благовидными предлогами продолжается. В Кальяри едут всего 17 игроков. Даже если никто в самый последний момент не "соскочит", как это случается в команде Георгия Ярцева с пугающей регулярностью, одно место в заявке все равно будет пустовать. Да и сам тренер, по нашей информации, восторга по поводу перспективы играть с могучей Италией, мягко говоря, не выказал.

Интересное получается дело: когда с сильными спарринг-партнерами годами не могут договориться, тренеры во весь голос рыдают, что не на ком проверить свой истинный уровень. Зато как только такого соперника находят, тренерам вдруг становится по-настоящему страшно. Страшно показать перед всем миром свою некомпетентность. Со страхом приходит безразличие.

Но и тут, как и во всем, что касается сборной России, давно уже не обнаруживается никакой логики. Если вам, г-н Ярцев, на Сардинии так хочется не осрамиться, почему вы широким жестом позволяете коллеге из ЦСКА г-ну Газзаеву оставить в клубе всех своих сборников, кроме дисквалифицированного на первую игру с "Бенфикой" Жиркова?

Помнится, на декабрьском исполкоме РФС, где Ярцевым вроде как была представлена четкая программа действий, упоминались регулярные поездки главного тренера национальной команды на предсезонные сборы ведущих российских клубов. Так вот: пока таких поездок не было ни одной. Наш главный предпочитает месяцами находиться в каком-то своем, одному ему известном измерении. И истории вроде греческой, где Отто Рехагель, возглавив сборную, нашел время пообедать по отдельности с каждым игроком и его семьей, кажутся у нас фантастикой. А вот фраза, по словам футболистов, брошенная им в перерыве позорного провала в Португалии: "Вы что, меня сплавить хотите?" - выглядит реальностью.

Что же касается игроков, то, когда уклонение от призыва в сборную происходит в массовом порядке, очаг беды надо искать не в них. Недавно в интервью "СЭ" Сергей Овчинников произнес резкую, но, на мой взгляд, правильную по своей сути фразу, которую Ярцеву, да и любому тренеру сборной надо вырезать из газеты и поставить перед собой на самое видное место письменного стола. "Сборная - это еще не родина", - сказал Овчинников.

Чтобы избавиться от излишнего пафоса и самоощущения вершителя судеб, тренер должен каждую секунду понимать: на одном чувстве долга перед страной за сборную никто умирать не будет. Потому что для игрока, здесь и сейчас, олицетворение этой страны - он, тренер. И если игрока хлещут по щеке фразой вроде "сплава", вторую ему подставлять не захочется. Даже - родине.

А еще стоит задуматься, с каких пор от сборной, как от армии, начали, как теперь принято выражаться, "косить". Этот момент вырисовывается очень четко - изгнание из команды во время Euro-2004 Александра Мостового. Не стоит, конечно, делать из этого футболиста ангела, но уж слишком явно тяжесть проступка не соответствовала жестокости наказания. Нельзя изгонять за слово - к тому же неизвестно, доподлинно ли произнесенное, и при этом не оскорбительное. Такие методы - откуда-то из дремучего прошлого. Когда люди боятся говорить - они ведь и играть тоже боятся. Потому что они несвободны.

Пьянка, неявка на тренировку, драка с тренером или партнером - за такое гнать взашей надо. Но за десять строк в испанском издании, где всего-навсего - ссылка на большие физические нагрузки и сомнение в выходе сборной из группы?! Недаром Дмитрий Аленичев, который давно уже снискал репутацию одного из самых справедливых и порядочных людей отечественного футбола, ходил к Ярцеву просить за Мостового. И вернулся ни с чем.

Тогда, в Португалии, мы еще не имели возможности оценить пагубность происшедшего в полной мере. Ярцев ославил Мостового на весь мир, а главное, на Россию, куда легионер собирался вернуться. В итоге у него сорвался уже готовый, говорят, контракт с "Динамо", и работы в своей стране он так и не нашел. "Интереса ко мне никакого нет, поэтому, видимо, придется заканчивать, - грустно сказал мне Мостовой на днях в Марбелье. - А делать этого не хотелось бы - тем более так, как это получилось в Португалии. Все-таки не так много у нас футболистов, которые были признаны в Европе и многие годы поддерживали своей игрой имидж российского футбола".

На примере Мостового другие игроки сборной России поняли, что в сборной можно легко погубить свою клубную карьеру. Они поняли: так может случиться с каждым. И перестали ставить знак равенства между родиной и сборной. Даже когда она играет с Италией.

Театр абсурда, связанный с матчем в Кальяри, дополняет нынешняя неизвестность, кто будет руководить российским футболом. И кого этот "мистер икс" захочет видеть главным тренером сборной. Безвластие в РФС порождает неопределенность в национальной команде. И - безответственность. А в самом Российском футбольном союзе и вокруг него все последнее время тревожатся не о судьбе национальной сборной, а о том, когда и как сменится власть. Если сборная не выйдет на чемпионат мира, счет за это нельзя будет предъявить ни Вячеславу Колоскову, ни его преемнику. У нас браво решили поменять коней на самой середине переправы.

И последний штрих. В составе молодежной сборной нашей страны в ту же Италию направились и вовсе 14 игроков, один из которых полуболен...

Италия России неинтересна. России неинтересна ее сборная. Абсурд.