Газета Спорт-Экспресс № 295 (3673) от 24 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 13

25 декабря 2004

25 декабря 2004 | Авто-мото - Ралли

РАЛЛИ

ГОНКИ НАД ПРОПАСТЬЮ НА ФРАНЦУЗСКОЙ РИВЬЕРЕ

После внедорожных гонок классическое ралли - самый, наверное, российский вид автогонок. Машина, пилот, штурман, дорожная книга - и вперед. В этом сезоне в чемпионате страны по ралли были проведены 5 этапов, в Кубке России - 15.

А два года назад в отечественном ралли появилась моносерия Кубок "Ситроена". И в этом году на небольшом, быстром и надежном автомобиле Citroen SAXO уже выступали 19 экипажей, которые разыграли между собой 6-эталный Кубок. Россия вообще в последние годы переживает бум моносерий: Кубок "Хонда Сивик", Кубок "Поло", Кубок "Лады", "Формула Русь", "Лада Революшн"... Но отличие Кубка "Ситроена" от них не только в том, что он раллийный. Вдобавок к почетному трофею его победитель получает возможность попробовать свои силы в международном ралли. На этот раз главным призом Кубка "Ситроена" стал старт на последнем этапе чемпионата Франции "Ралли дю Вар", на который показать себя и других посмотреть отправились Андрей Свиридов и Сафоний Лотко.

Место действия - милейший городок Сент-Максим на Французской Ривьере. Длинная набережная с променадом. Порт. Яхты сумасшедшей красоты. Казино. Летом здесь кипит жизнь, а зимой - тишина и безлюдие. И только на три-четыре декабрьских дня Сент-Максим вновь наполняется народом и открывает свои кафе и бары. Это дни, когда в город приходит "Ралли дю Вар". В этом году гонка проводилась в 50-й раз и собрала около 200 экипажей.

В гостинице "Ле Пальм", расположенной на набережной в исторической части города, никто не говорит по-английски, а знания о современном мире в целом и о России в частности там весьма своеобразные. На столике рядом с телефоном лежит список кодов зарубежных стран, в котором можно обнаружить наряду с другими давно уже не существующими государствами и СССР. А не были ли мы первыми русскими постояльцами в почти 200-летней истории "Ле Пальм"? Вполне возможно. Но в ралли российские экипажи уже выступали - в прошлом году в Сент-Максиме дебютировали Андрей Бунеев и Александр Золотарь.

Проводив наш Citroen SAXO с подиума на набережной в путь, его группа поддержки оказалась перед выбором: либо ждать возвращения Свиридова и Лотко в закрытом парке после спецучастков, либо носиться по не задействованным в ралли дорогам, чтобы на секунду увидеть проносящиеся мимо машины участников. Попробовав и то, и другое, в третий, заключительный день гонки я решила, что самое беспроигрышное - встречать экипажи около финишного подиума и уже там расспрашивать спортсменов. Итак, "Ралли дю Вар" глазами российского пилота.

- Очень непривычное покрытие трассы - асфальт, - начал рассказ Андрей Свиридов. - Для России это экзотика. В Европе же, напротив, почти нет гравийных гонок, только асфальтовые.

- А мне показалось, что местные дороги сложны в техническом плане: бесконечный горный серпантин практически не дает права на ошибку.

- Асфальт, лед, гравий, равнины, горы... Если ты хочешь чего-то добиться, надо абстрагироваться от всего того, что находится за пределами дороги. Пропасть, стена, деревья, поле - тебе должно быть все равно. Кто лучше может настроиться, тот быстрее едет. Это особенно важно на асфальте, где в твоем распоряжении всего 2-3 метра полотна и никаких заносов быть не должно.

- Вы как-то готовились к этой гонке?

- Есть человеческий фактор, а есть технический. С точки зрения техники все было в полном порядке: машину подготовили на асфальт - в чемпионате России по кольцевым автогонкам есть люди, которые выступают на "Ситроене" и хорошо знакомы с необходимыми настройками. Психология была более существенным моментом. Во-первых, такого протяженного ралли (226 км) в России нет. Да и сама гонка оказалась тяжелым испытанием. К концу одного 32-километрового горного участка я уже с трудом соображал. С непривычки это очень большая нагрузка. Да и асфальт я видел впервые. В общем, все в диковинку.

- Собираясь сюда, вы думали о борьбе?

- Знаете, как меня учили? Проехал первый спецучасток - и смотри, кто по результатам расположился с тобой рядом. Вот с этими экипажами и соревнуйся. Сравнивай с ними и решай, хорошо ли у тебя прописана стенограмма, правильно ли подготовлен автомобиль. Может возникнуть и неожиданное препятствие, как у нас в первый день: на дороге валялся электрический провод, который легко мог намотаться на колесо... После каждого спецучастка ты должен проанализировать, почему проигрываешь, и принять соответствующие меры.

- Что больше всего впечатлило за три дня ралли?

- Я никогда прежде не видел такие огромные пропасти за обочиной. Они до сих пор стоят у меня перед глазами. Впрочем, нет, один раз было нечто подобное в Новороссийске. Мы со штурманом вышли из машины, и я сказал: "Если во время гонки ты мне здесь вместо "право" скажешь "лево", то мы будем вон там". Так он записал в книге: "Стоять, бояться!" Здесь, когда мы прописывали легенду, почти везде можно было делать такие ремарки.

- А ведь в первый день вам пришлось еще и в темноте ехать.

- Так это даже лучше - не видишь, что там за обочиной.

- Как же надо штурману доверять!..

- Это особая тема. Могу смело утверждать, что таких штурманов, как Сафоний, в России всего несколько. Знаете, как называют штурмана, который сначала записывает за пилотом легенду, а потом читает? Говорящая канистра. С таким далеко не уедешь. Я не так давно начал заниматься ралли, и было важно найти опытного напарника, который бы помогал, комментировал дорогу. Ведь если пилот дергается, его надо успокоить, если засыпает, развеселить. Пилот управляется штурманом! Недаром же говорят: выигранная гонка - на 70 процентов заслуга пилота, проигранная - на 70 процентов вина штурмана.

- Природа здесь феноменальная. Хотелось бы приехать сюда еще раз?

- На ралли? С удовольствием. Вот если бы еще наших машин было побольше - штук пять-шесть... Тогда можно поговорить с земляками, обсудить что-то, помочь друг другу. У нас в Кубке "Ситроена" сложились очень хорошие отношения. Да и на пьедестале стоять и слушать гимн России приятнее не в одиночестве.

Но и в одиночестве россияне не затерялись. Из почти 300 стартовавших в различных категориях экипажей до финиша добрались всего 118. Андрей Свиридов и Сафоний Лотко в категории № 2 на "Ситроене SAXO" заняли третье место и увезли домой французские кубки.

Лина ХОЛИНА
Сент-Максим - Москва