Газета Спорт-Экспресс № 228 (3606) от 5 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

5 октября 2004

5 октября 2004 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ КРАМНИК - ЛЕКО

БРОСИТЬСЯ ГОЛОВОЙ В ОМУТ ЧЕМПИОН БЫЛ НЕ ГОТОВ

Результатом 6-й партии матча за мировое первенство по классическим шахматам Владимир Крамник (Россия) - Петер Леко (Венгрия), которая состоялась в минувшее воскресенье, была короткая 20-ходовая ничья. Пока это типично для встреч, в которых белые фигуры у обладателя высшего титула Крамника. Перед очередным поединком, который должен состояться сегодня, счет по-прежнему равный - 3:3. До конца матча осталось 8 партий.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Бриссаго

ПРИБЫЛО - УБЫЛО

Однажды гроссмейстер Игорь Зайцев, многолетний помощник Анатолия Карпова в битвах за мировую шахматную корону, сравнил участников матча с сообщающимися сосудами. То, что прибыло у одного, убыло у другого. И наоборот.

На старте излучал энергию и уверенность более опытный чемпион, а претендент после своей несколько странной выходки в 1-й партии выглядел нашкодившим школяром, который и сам толком не понял, что натворил. Не мог объяснить ни себе, ни товарищам, куда это его занесло во время праздника под названием "Первый звонок"...

Но потом начались будни, и стоило Крамнику сыграть несколько "белых" партий вполнакала, как Леко приободрился: грудь колесом, подбородок приподнят, смотрит на старшего товарища холодно-безразлично. Нет-нет, да и мелькнет за его крошечными очечками притворно участливое выражение глаз: "Ну как тебе, старик, моя подготовка?"

"Старик" Владимир понимающе улыбается: "Хорошо подготовился, мой юный друг! Но ты не хорохорься особо, еще не вечер..."

Соперники, что называется, обменялись любезностями. После немотивированного проигрыша на старте Леко получил подарок от Крамника в 5-й партии. Ведь, как показал ее беглый анализ (о чем нам сообщил в пресс-центре Артур Юсупов), искомую "крепость" черные все-таки могли построить незадолго до второго контроля.

На этом следует остановиться подробнее. Вот как Крамник мог добиться ничьей в окончании предыдущей партии.

В этом положении чемпион мира увел своего чернопольного слона на бортовое поле h4 - 59...Ch4, что было ошибкой. Спасало черных немедленное 59... f5! (а Крамник сделал это продвижение на 60-м ходу).

Как сказал Леко после партии, черным надо было обязательно выставить своего слона на большую диагональ! И такая возможность у них была. На 59-м ходу эту фигуру Крамнику не стоило трогать, а вот немного погодя слон должен был за спиной своего монарха перейти на главную артерию доски. Владимир, конечно, знал, где нужен ему слон, но в цейтнотной горячке рука его подвела. Вот она, утраченная концентрация, о которой обмолвился Крамник...

Приводимый ниже вариант свидетельствует о том, что ничья у Крамника была. Одна из возможных ничейных конструкций выглядит так: 59...f5 60.Лс7 Kpf6 61.Лс6 Kpf7 62.Кре5 Cd8 63.f3 h4 64.Лс8 Cf6 65.Kpd5 Kpg7 66.Кре6 Cb2 67.Лс7 Kpg8. И подобраться к ключевой пешке черных g6 белые не в состоянии.

Согласно выведенному гроссмейстером Зайцевым закону "сообщающихся сосудов", это упущение чемпиона должно было прибавить сил претенденту. Потому что очки-то оно ему прибавило само собой.

Однако во время 6-го поединка сообщающиеся сосуды самым невероятным образом заработали в обратном направлении! Впрочем, обо всем по порядку.

ИНТЕРЕСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ОДНАКО

На 6-ю партию соперники прибыли загодя. Технический директор матча гроссмейстер Жоэль Лотье вот уже второй раз не выводит участников на сцену. Чемпион Франции отправился в Турцию, чтобы поддержать свой родной NAO Chess Club на европейском клубном первенстве. Клуб, носящий имя его спонсора мадам Нахед Оже (NAO - это в ее честь), выиграл предыдущий чемпионат континента, однако сейчас команда заметно ослаблена отсутствием двух своих ведущих бойцов - Крамника и его помощника на этом матче Петра Свидлера. Но если по понятным причинам Крамник и Свидлер не могут отлучиться из Бриссаго, то Жоэлю организаторы разрешили поиграть в шахматы. 10 октября он обещал вернуться к выполнению своих обязанностей на матче.

Перед пуском шахматных часов Крамник был напряжен и нервно поглядывал на свои наручные часы. Но вот арбитр нажал кнопку, и очередная партия отправилась в путь.

Вновь испанская! Леко уверенно разыгрывает новое для себя начало и при этом каждый раз демонстрирует все новые и новые изыскания. Во 2-й партии, как вы помните, он намеренно попридержал черную пешку "d", чтобы осуществить связку белого коня на с3. В 4-й черный конь прыгнул на поле d4. А в 6-й белые, казалось бы, обезопасили себя от всяческих неожиданностей, явно желая привести позицию к классическим испанским образцам, так нет же - и здесь Крамника ждал сюрприз. Да еще какой!

Когда черные сыграли на 14-м ходу d6-d5 и Крамник погрузился в раздумья над очередной загадкой претендента, я метнулся к компьютеру, чтобы посмотреть, что там есть в базе у "Фритца" на эту тему.

- Ты что ищешь? - поинтересовался гроссмейстер Аршак Петросян, мой старинный приятель, с которым мы познакомились на тбилисском чемпионате СССР 1978 года (это не опечатка, друзья, это - история).

- Да вот хочу посмотреть... - протянул я.

У Аршака во время партии бесполезно что-либо спрашивать. На все вопросы тесть Леко и начальник его тренерского штаба отвечает: "Сейчас не имею права ничего говорить. После матча - пожалуйста".

А тут вдруг он решил мне помочь:

- Да не ищи. Так никто никогда не играл. Это новинка.

Интересное положение, однако, как сказал бы обитатель чума, ждущий рассвета.

АТАКА ЛЕКО?

"Простите, вы что играете? Атаку Маршалла? Но ведь в этом варианте совершенно другой порядок ходов!" - мог бы сказать Крамник, если бы дело было где-нибудь в курортном парке на лавочке под сенью акаций. Но все происходило на фоне черных с золотом плакатов, коими густо увешано все вокруг. И на этих плакатах белым по черному написано: "Матч на первенство мира".

Поэтому Крамник ничего не сказал, а только пригнул низко-низко голову к доске, обхватил ее руками, зажмурил крепко глаза и стал смотреть внутрь себя.

Если бы в этот момент в зал вошел кто-то, весьма далекий от шахмат, то он решил бы, что молодому человеку в белой рубашке (пиджаки участники к этому моменту уже сняли) плохо. Тогда этот случайный зритель с удивлением посмотрел бы на другого молодого человека на сцене, который с невозмутимым видом попивал маленькими глоточками воду, стоя над уронившим голову на стол. И это вместо того, чтобы дать воды товарищу! Ишь, какой бессердечный...

25 минут думал над жертвой пешки, предложенной ему претендентом, чемпион мира. И не решился взять ее. В случае принятия жертвы возникали варианты, действительно отдаленно напоминающие атаку Маршалла. Но ведь вот какая штука: их не просто изучило, а выучило назубок в спокойной обстановке творческое содружество Леко во главе с Аршаком Петросяном, тогда как Крамнику надо было бы принимать решение под пренеприятнейшее тиканье часов, норовящих затянуть тебя в цейтнот.

У гроссмейстера Артура Юсупова, в отличие от Аршака Петросяна, спросить мнение о позиции можно.

- Что можно сказать об этой жертве?

- Да разве это жертва! - расплылся в широкой улыбке Юсупов.

А стоявшая рядом венгерская шахматистка Жужа Вереци по-женски всплеснула руками:

- За пешку у черных та-ка-я игра!

- Какая такая у них игра?

- Острая. Даже очень острая! В некоторых вариантах они расстаются с качеством и ведут мощную атаку на белого короля.

Не будем забывать, что Крамник еще не успел до конца отойти от досадного поражения накануне. Если после выигрыша 1-й партии ему снились его черные ладьи, которых он налаживал на линию "f", то минувшей ночью ему наверняка снился его черный слон, который во сне легко попадал на большую черную диагональ...

Нет, не готов был Крамник броситься головой в омут осложнений. Да и при более благоприятных обстоятельствах вряд ли бы рискнул. Это Хосе-Рауль Капабланка, против которого Маршалл 20 лет готовил свою знаменитую атаку, мог за доской с листа ее опровергнуть. А нынешние гроссмейстеры должны сначала поставить критическую позицию на компьютер, посмотреть ее так и эдак и только потом решить, как быть...

Крамник выбрал очень скромный ход 15.Cg5. Говорить о каком-либо перевесе белых уже, разумеется, не приходилось. Но вот ведь беда: скромность украшает не каждую позицию. Очень скоро у белых образовался самый настоящий "недовес"...

ЩЕДРОСТЬ ИЛИ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ?

Скромный ответ Крамника заставил призадуматься и Леко. Да так, что, вернув 25-минутный долг сопернику, он еще ровно столько же размышлял над возникшей ситуацией. И нашел четкий порядок ходов, дающий черным явный перевес.

Сняв с помощью необходимых разменов напряжение в центре, черные только что отменным ходом 16...с4! замуровали белого слона в тесном подтрибунном помещении на поле а2. Этот белый слон был похож теперь на мышку, которая должна сидеть тихо-тихо, чтобы писк ее никто не слышал...

Теперь белые должны были терпеливо ждать, что решат ставшие хозяевами положения черные.

То, что случилось потом, объяснить может только Леко: сделав еще четыре хода, в позиции, где черные имели явный перевес, он предложил ничью!

Белым грозили красивые переводы черного коня на поле с5, им приходилось считаться с возрастающей активностью соперника на королевском фланге - и вдруг такой подарок! Крамник долго смотрел на Леко, пытаясь разгадать ход его мыслей. Почему он решил его отпустить? А Петер улыбался. Торжествующе и загадочно.

Крамник ничью, естественно, принял. После чего постоял некоторое время, склонив голову, в ожидании начала пресс-конференции. На ней чемпион произнес, хотя и не в столь откровенной форме, то, что мы и ожидали:

- Будь у меня черные, я бы продолжил игру. Потому что позиция черных лучше.

Леко же заметил, что после вчерашней очень трудной партии не время предпринимать сильнодействующие меры. Его устраивает ничья черными. С позиции силы.

Чем ответит на эту неожиданную щедрость оппонента наш чемпион? Ведь согласно упомянутому в самом начале этого репортажа закону Игоря Зайцева в матче такие поступки не должны проходить бесследно. У Леко что-то убыло. Значит, это что-то прибыло у Крамника.