Газета Спорт-Экспресс № 177 (3555) от 6 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

7 августа 2004

7 августа 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ОДИССЕЯ-2004

ДО ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИАДЫ В АФИНАХ ОСТАЛОСЬ 7 ДНЕЙ

МНЕНИЕ

КОМАНДА БЕЗ ПРОШЛОГО

Сергей БУТОВ

Едва успели любители штанги как следует переварить известие о том, что впервые за долгие десятилетия Россия не будет представлена в тяжелом весе, как грянул очередной гром. В среду на заседании исполкома Федерации тяжелой атлетики России было принято решение: олимпийский чемпион Атланты Алексей Петров на свою третью Олимпиаду - в Афины - не едет.

При этом назвать это решение спонтанным язык не поворачивается. На столе у членов исполкома уже лежали результаты тайного голосования тренеров и спортсменов (кстати, подобная практика голосования - случай в отечественной штанге уникальный). На поездку в Афины в весовой категории до 94 кг претендовали трое - Хаджимурад Аккаев, Эдуард Тюкин и Петров. Кандидатура 19-летнего Аккаева была одобрена почти единогласно. При этом Петров и Тюкин набрали одинаковое число голосов.

Почему же решение было вынесено в пользу последнего?

Тревожный колокольчик для Петрова прозвенел в ноябре прошлого года на чемпионате мира в Ванкувере. Тогда россиянин, которого всегда отличала стабильность в результатах, впервые в жизни не справился со стартовым весом в толчке, и те большие килограммы, которые он поднял в рывке, оказались никому не нужны. Получить "баранку" для 20-летнего парня не страшно и даже в какой-то степени полезно. Однако в случае с 30-летним Петровым это могло означать, пожалуй, лишь одно: он устал.

В карьере Петрова случались и взлеты, и падения. Но пик пришелся на 96-й год, когда он победил на Играх в Атланте. Потом была Олимпиада-2000, где ему досталась бронза. После Сиднея Петров, по его собственному признанию, хотел уйти. Но "некстати" подвернулась победа на чемпионате Европы 2002 года. После нее он подумал... и остался. Однако бороться с собственными годами - все равно что сражаться с ветряными мельницами.

Дело тут, пожалуй, не в возрасте. 30 лет для многих штангистов - это время расцвета. Другое дело - стаж. У Петрова он без малого четверть века, поскольку пришел в тяжелую атлетику в шесть лет. Находить стимулы в спорте олимпийскому чемпиону, сами понимаете, было непросто.

Объяснить то, что исполком федерации предпочел Петрову Эдуарда Тюкина, стремлением сыграть на перспективу можно лишь отчасти. Все-таки Тюкин не мальчик - ему 26. Дело, как мне кажется, совсем в другом.

Между двумя ключевыми событиями в стане российской сборной за последние недели есть четкая взаимосвязь. Оставив на Олимпиаде тяжелый вес без России, а Россию без Петрова, главный тренер и руководство федерации перерезали пуповину, которая связывала прошлое и настоящее отечественной тяжелой атлетики. Оба эти решения означают, во-первых, конец карьеры олимпийских чемпионов-96 Андрея Чемеркина и Алексея Петрова. А во-вторых, фактическое завершение процесса смены поколений, который начался несколько лет назад. У российской сборной больше нет олимпийских чемпионов. И точка!

Давид Ригерт везет в Афины команду дебютантов: ни один (!) штангист из нынешнего состава сборной не имеет опыта выступлений на Олимпиаде. Эти шестеро по-спортивному злых и голодных до больших побед мужчин, реальный потенциал которых не знает, может быть, даже сам Ригерт, просто не ведают, что такое Игры. А потому никого и ничего не боятся. По большому счету это команда-загадка, от которой в Афинах можно ожидать чего угодно: от провала до триумфа.