Газета Спорт-Экспресс № 177 (3555) от 6 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

6 августа 2004

6 августа 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ОДИССЕЯ-2004

ДО ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИАДЫ В АФИНАХ ОСТАЛОСЬ 7 ДНЕЙ

НА ЧЕМОДАНАХ

LA SAGRADA FAMILIA. ИЗДАНИЕ ВОСЬМОЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Уезжаем мы, то есть бригада "СЭ", в Афины 10-го. Рейсом Аэрофлота SU-295 в 9.30. Основная масса наших олимпийцев вместе с руководством российской делегации должна отправиться по тому же маршруту, но только чартером, в то же самое время и из того же Шереметьева. Интересно, кого диспетчеры выпустят раньше?

Впрочем, какая разница? Главное ведь - всего каких-то три часа, и мы в Греции. Раньше (а для меня это уже седьмые Игры), бывало, на дорогу приходилось тратить часов по десять, а то и больше, менять авиарейсы и даже пересаживаться на поезд или автобус, чтобы добраться до очередной олимпийской столицы. Москва-80, понятное дело, не в счет.

Для "СЭ", которому в следующую субботу, 14 августа, когда будут разыграны первые медали греческого спортивного форума, исполнится всего 13 лет, нынешняя Олимпиада станет уже восьмой, которую газета осветит во всех подробностях. И если на первых для нас олимпийских состязаниях в зимнем французском Альбервилле в феврале 92-го, когда "СЭ" не исполнилось еще и полугода, олимпийские удостоверения имели всего двое - автор этих строк и Владимир Гескин, - то ныне нас будет в 6 раз больше! Своего рода - рекорд.

Тогда, в 92-м, альбервилльские аккредитации достались нам не без труда, не говоря уже о самой поездке, средства на которую собирали прямо-таки с миру по нитке. Как известно, официальные олимпийские заявки на представителей пишущей братии принимаются за год до начала Игр. Но в феврале 91-го нашей газеты не было даже в проекте. И потому на Белую олимпиаду мы были аккредитованы от другого издания.

Сколько же крика было от недругов "СЭ" с требованием лишить нас аккредитаций! К счастью, тогдашнее российское спортивное начальство в лице замечательного спортсмена и молодого, серьезного руководителя Василия Мачуги не только не дало в обиду представителей первого российского ежедневного спортивного издания, но и помогло материально - в Альбервилль автор этих строк отправился на деньги российского спорткомитета.

Да и в мире к тому времени о "СЭ" уже знали, и, если бы Игры прошли без нашего участия, мог разразиться скандал: поддержка коллег из ведущих спортивных изданий Европы - таких, как La Gazzetta dello Sport и L'Equipe, - равно как всех мировых информационных агентств, нам была обеспечена.

Важным для нас на той, первой для "СЭ", Олимпиаде было не просто хорошо и четко исполнить основную работу - вовремя передать в газету все репортажи и интервью, - но еще и утвердиться в международном медиа-сообществе, стать полноправными членами мирового журналистского спортивного пула. И мы действительно заставили себя уважать.

Никогда не забуду одну альбервилльскую историю. Чтобы отправиться в Ле Сэзи (а это не ближний свет, часа два по горным серпантинам) на первую в программе Игр женскую лыжную гонку, пришлось подняться в нашем горном пансионате ни свет ни заря - часа в 4 утра, дабы успеть на первый "шаттл" до главного пресс-центра и далее на автобус до лыжного стадиона. Пока до старта оставалось время, я решил выяснить транспортное расписание в обратном направлении. И поразился, когда оказалось, что последний автобус в ГПЦ уходил ровно за полчаса до начала традиционной пресс-конференции с олимпийскими лауреатами!

Как понимаете, в неблизкий путь я отправился с надеждой на успех наших девушек, который в конце концов и состоялся. Но это стало известно позже. А пока до старта оставалось время, корреспондент "СЭ" пошел "качать права" к руководству субпресс-центра. И доказал свою правоту! Правда, ни изменить кем-то по глупости составленное автобусное расписание, ни прислать дополнительные автобусы в этот день уже не было возможности, а потому французские организаторы пообещали в случае необходимости (если россиянки окажутся в призерах и мне придется дожидаться пресс-конференции) отправить меня (а также всех остальных, кто планировал поговорить с лыжницами) на имевшихся в распоряжении оргкомитета авто.

Все произошло как и было задумано: наши девушки во главе с Любовью Егоровой заняли весь пьедестал, я успел с ними поговорить, а до главного пресс-центра добрался с ветерком и музыкой на новеньком Peugeot. Но главное: в расписание движения автобусов из ГПЦ на лыжный стадион с того момента были внесены изменения!

В Барселоне-92 представительство "СЭ" выглядело уже солиднее - пятеро пишущих журналистов плюс фоторепортер. Правда, пришлось нашему "святому семейству" (по аналогии со знаменитым собором La Sagrada Familia в столице Каталонии) несладко. Я бы даже сказал, горько, а еще точнее - голодно. Потому что на всех и про все у бригады "СЭ" было с собой (почти на три недели!) меньше полутысячи долларов. Но дело даже не в деньгах - поесть попросту не хватало времени.

Вот как описал в своем заключительном репортаже, определенном по жанру как психологически-автобиографический, бессменный руководитель всех олимпийских бригад "СЭ" Гескин ежедневные едва ли не круглосуточные бдения: "В очередной раз все мы ограничились только завтраком - потом так были заняты, что не успели сбегать в ресторан с неожиданным названием "Пипа": у нас туда талоны на обед, выданные Всероссийским олимпийским комитетом. Поесть действительно некогда - и так изо дня в день. Ввиду чего принципиальное значение приобретает для нас завтрак: в журналистской деревне народ по утрам съедает столько, что диву даешься. Мы не исключение. Претворили в жизнь старую пословицу насчет того, что завтрак нужно съесть самому, а ужин отдать врагу. Заодно врагу отдаем и обед"...

А завершал свое повествование коллега, как всегда, на оптимистической ноте: "Знаю, что пройдет еще несколько дней и мы будем вспоминать эти Игры, эти безумные ночные вахты как что-то невероятно замечательное. Потому что нет для спортивного журналиста более значимой вершины, чем Олимпиада. И ничего так не ждешь, как Олимпиады. Только вот нужно сделать так, чтобы мы в Атланте все-таки обедали. В какой-нибудь местной "Пипе".

В Атланте действительно многое оказалось по-другому. Наша газета набиралась читателей, влияния и сил - и, соответственно, росли ее возможности. В этом смысле Олимпийские игры в столице американского штата Джорджия стали для "СЭ" знаменательными: мы вошли в категорию ведущих изданий, приобрели офис в главном пресс-центре (а это удовольствие не из дешевых) и даже устроили презентацию "СЭ", пригласив в "Русский дом" многих зарубежных коллег.

Двери атлантского бюро "СЭ" были открыты чуть ли не круглосуточно - тот, кому было лень ближе к утру, завершив передачу материалов в редакцию, возвращаться в отель, до которого даже на такси по пустому фривею надо было "пилить" не меньше получаса, заваливался спать прямо на пол - на исходе сил даже тонюсенький ковер-палас представлялся пуховой периной. Как же завидовали мы тогда французским коллегам из L'Equipe, которые жили всего-то в двух шагах от ГПЦ - дорогу перейти!

В каждой следующей олимпийской командировке мы учитывали ошибки предыдущих Игр. В той же Атланте Гескин написал последний репортаж, с облегчением вздохнул - и чуть замешкался, прежде чем передать заметку в редакцию. А текст возьми да исчезни с экрана ноутбука! Навсегда! Пришлось несчастному коллеге писать вовсе не маленький по объему репортаж заново. Обидно - жуть. Вот чтобы ни на кого и ни на что больше не обижаться, начиная с Сиднея-2000 с нами ездит инженер-компьютерщик Максим Смирнов - и никакие "шутки" ноутбуков нам теперь не страшны.

Участвуем мы теперь и в традиционных предолимпийских смотринах - World Press Briefings, которые, как правило, собирают за год до нового олимпийского старта представителей всех крупных медиакомпаний в столице будущих Игр. Есть возможность не только провести рекогносцировку на местности, но и выбрать отель поудобнее и поближе к главному пресс-центру.

Автор этих строк не раз выступал в роли квартирьера. В Сиднее всем "святым семейством" решили поселиться в квартире. И было, надо признаться, пусть и не очень комфортно (квартирка оказалась маловата), но как-то действительно по-семейному, по-домашнему. Особенно когда наша единственная, неповторимая и всеми уважаемая Леночка (она же - один из лучших спортивных обозревателей страны Елена Вайцеховская) то борщ потрясающий варила, то котлеты жарила. Баловала нас, одним словом.

А спустя еще два года - в Солт-Лейк-Сити-2002 - благодаря проведенной заранее "разведке боем" в краю мормонов бригада "СЭ" разместилась вообще идеально - в каких-то пяти минутах ходьбы от офиса.

Заранее знаю, что в Афинах, куда только за последний год пришлось ездить трижды, будет похуже. Потому что, несмотря на все дружеские связи и контакты, поселиться в первоначально выбранном отеле нам не дали. А второй вариант всегда остается, увы, вторым. И все равно надеюсь, что греческие Игры пройдут для нас по уже привычной схеме: будем работать с утра до ночи и с ночи до утра, вздохнем с облегчением, когда все закончится, а спустя несколько дней начнем с удовольствием вспоминать о прожитых в жаре трех афинских олимпийских неделях.

А еще начнем готовиться к Турину, девятой Олимпиаде в истории "СЭ", до которой останется совсем немного - всего год и пять месяцев.

Лев РОССОШИК