Газета Спорт-Экспресс № 167 (3545) от 26 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

26 июля 2004

26 июля 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 18-й тур

"ЛОКОМОТИВ" - "ДИНАМО" - 2:1

Владимир БЕСЧАСТНЫХ

СПАСИБО БОНДАРЕНКО ЗА ТО, ЧТО ВЫТАЩИЛ МЕНЯ ИЗ БОЛОТА

Павел ДЕМЕЩИК

из Черкизова

Бесчастных вернулся! Лучший бомбардир сборной России, о котором стали уже потихоньку забывать, на следующий день после подписания контракта с "Динамо" - командой, в школе которой начал постигать азы футбола, - вышел на поле. И не просто вышел - отыграл полный матч, поразил ворота одного из лидеров чемпионата, отдал несколько эффектных пасов и стал одним из лучших в составе бело-голубых (6,0 от "СЭ").

Из раздевалки футболист, последний раз забивавший в премьер-лиге два года назад, вышел одним из последних. Облачен Бесчастных был в белую рубашку с большой буквой "Д" на груди.

УЖЕ ДИНАМОВЕЦ. УЖЕ НЕ ФОРВАРД

- Как видите, теперь я динамовец. Рад, что попал в амбициозный, великий на уровне нашей страны клуб. Сделаю все, чтобы помочь "Динамо" выкарабкаться.

- Чего у вас сейчас больше - досады от неудачи команды или радости от собственного возвращения?

- Не имею права отделять личный результат от командного, поэтому недоволен, как и все партнеры. Вы сами видели, как динамовцы покидали поле, обхватив головы руками. Обидное поражение никого не оставило безучастным. Хорошо, что попал в неравнодушную команду. Футболист "Динамо" должен корить себя после каждой неудачи, ни на секунду не забывать, в каком клубе выступает.

- Почему все же "Динамо" уступило?

- Соперники вели игру, больше контролировали мяч, и нам пришлось за ними бегать, потому мы и устали раньше. Но проиграли все равно сами. Допустили две грубые ошибки - дали спокойно пробить Хохлову и Евсееву. Если бы "Локо" забил другие, более заслуженные, что ли, голы, возможно, не было бы так обидно. Наверное, еще и имя соперника давило. Все-таки у Булыкина, мне кажется, момент был лучше, чем у Евсеева или Хохлова. Но они забили, а мы - нет.

- А вы сами не терзаетесь, что не смогли добить мяч от перекладины после удара Батака?

- Мяч не очень удачно отскочил ко мне - между левой и правой ногой. В результате удару не хватило той силы, которая нужна для гола. Окажись мяч в сетке, это было бы похоже на чудо.

- Сразу после гола вы ринулись к тренеру. Порыв души?

- Да. На эмоциях так рванул, что никто догнать не сумел. Но мог ли я поступить по-другому, если оказался в "Динамо" благодаря спасителю моему, Бондаренко? Представляете, протянулась рука и вытащила меня из болота. С первых дней он отнесся ко мне по-доброму - настоял, что я нужен, выпустил в стартовом составе. И я снова играю в футбол на том уровне, на котором всегда мечтал. Биться буду до последнего вздоха.

- По словам Бондаренко, вы сами попросили поставить вас в центр полузащиты. Почему?

- Хорошо себя чувствовать в атаке можно только тогда, когда есть полузащитники, снабжающие тебя мячами. Лучше уж отойти назад и самому попытаться наладить нити игры, чем бесполезно стоять весь матч впереди, наблюдая, как у других ничего не получается. Помните, как в последний год моего пребывания в "Спартаке" одновременно "сломались" Парфенов и Титов - люди, которые определяли игру в центре поля. И я остался на голодном пайке. Когда Романцев поставил меня на место центрального полузащитника, у "Спартака" снова пошла игра, как мне кажется.

- Получается, страна больше не увидит форварда Бесчастных?

- Уж и не знаю, что ответить. Действовать в середине поля мне нравится. Но если тренер решит вернуть Бесчастных в нападение - подчинюсь без внутреннего протеста.

ПЛАКАЛ В "ОЛИМПИЙСКОМ" ПОСЛЕ МАТЧА С КИЕВОМ

- Вы очень импозантно смотритесь в динамовской одежде. А помните, когда последний раз надевали футболку с буквой "Д"?

- Сейчас точно не скажу. Было это осенью - то ли 87-го, то ли 88-го. Скорее 87-го - финал сеульской Олимпиады смотрел уже в интернате ФШМ.

- Как в вас уживаются спартаковец и динамовец?

- Сегодня я игрок "Динамо". А вот как мне относиться к нынешнему "Спартаку", если эта команда уже не один и не два раза сказала мне "нет"? "Динамо" же протянуло руку помощи. Да и не могу назвать этот клуб чужим. Помню многих тренеров, до сих пор работающих в школе. Начинал у Владимира Козлова, работали с Виталием Труниным, но дольше всего нас пестовал Александр Минаев. В школе "Динамо" нам постоянно рассказывали об истории и традициях команды. Приезжали ветераны, общаясь с которыми мы с детства учились чувствовать ответственность за майку с буквой "Д".

- Почему же вы ушли из этой школы?

- Мне не слишком приятно это вспоминать. Не хотелось бы, чтобы молодые, которые на меня равняются, прочли, что Бесчастных плохо учился. Проблема заключалась в том, что в "Динамо" отменили спецкласс. Я еще в детстве твердо решил стать футболистом, но тогда такой профессии официально не существовало, и потому учителя в обычной школе очень скептически относились к моему выбору, редко шли навстречу. Да еще ввели дополнительные занятия... Возможности учиться, как все, у меня не осталось, и пришлось перебраться в интернат ФШМ. Жаль, что так сложилось. Очень не советую детям, которые это читают, следовать моему примеру. Уверен: спортсмен и в учебе должен быть всегда первым.

- В детстве-то за кого больше переживали?

- Когда нас с братом-близнецом Мишей только привели в динамовскую школу - за "Спартак". Как отец. Потом потихоньку затянуло "Динамо". Очень уж мне нравилась симпатичная команда, в которой играли молодые Колыванов, Добровольский и Кирьяков, капитан-боец Лосев. Никогда не забуду матч первого тура чемпионата 1986 года с "Зенитом" в манеже ЦСКА. Александр Сергеевич Минаев взял меня за руку и сказал: "Вова, смотри, это - гениальный футболист Игорь Добровольский". Тогда его никто не знал, он дебютировал в "Динамо". Наши уступили, кажется, 3:4, но когда я увидел игру этого паренька, был сражен на месте. Как он пробил штрафной левой, как потряс мячом крестовину - это было что-то! С тех пор старался не пропускать ни одного матча в Петровском парке. Специально ходил на Добровольского. Мне казалось, да и сейчас кажется, что его игра была настоящим зрелищем.

Когда в ноябре 86-го "Динамо" боролось за чемпионство с киевлянами, мы с братом подавали мячи во время знаменитой игры в "Олимпийском". Нашим надо было выиграть, и долго они вели в счете. Потрясающий гол с лета под перекладину забил Вася Каратаев. А во втором тайме Колыванов не попал с трех метров и получил такой нагоняй от Добровольского, что я очень удивился: ничего себе, взрослые футболисты тоже такими словами ругаются?

- Он тогда Колыванову еще и подзатыльники дал. Верно?

- Было дело. Просто не хотел об этом говорить. Ну а киевлянин Рац, забив головой ответный гол с подачи Демьяненко, так радовался, что едва не раздавил Мишку, стоявшего за воротами.

- Плакали после матча?

- Рыдал. Очень-очень сильно переживал за команду. К сожалению, с тех пор "Динамо" ни разу не было так близко к золоту.

- Кстати, как ваш брат поживает?

- Играет на КФК за "Истру", готовится стать арбитром. Посещает курсы, много интересного рассказывает. Все у него нормально. Да и карьера у брата была достаточно содержательная. Поиграл во всех трех лигах. Может, в какой-то момент он отнесся к футболу немного легковесно. Но в целом из выпуска ФШМ 1974 года, который шесть раз подряд становился чемпионом Москвы, кроме меня, только у Миши с Сергеем Чудиным карьера более или менее сложилась.

ЗНАЮ, КАК ТРУДНО БЫТЬ ЛЕГИОНЕРОМ

- Как вас приняла команда? Вы ведь вряд ли обнаружили здесь знакомые лица?

- Ошибаетесь. Хорошо знаком с Булыкиным. А с Точилиным мы, можно сказать, всю жизнь бок о бок идем. Я играл за "Динамо", он за "Тимирязевец" и даже совсем мальчиком на поле выделялся. Молодежь динамовская мне очень понравилась - умная, ответственная. Разве могут тут возникнуть проблемы?

- Легионеры "Динамо" отзываются о вас очень уважительно.

- Главное для меня, чтобы игрок приносил пользу клубу, оставлял сердце на поле. Национальность значения не имеет. Сам ведь был легионером и знаю, как это непросто. Поэтому стараюсь общаться с ними, помогать чем могу. Все-таки мы дома, а они нет. Не вижу проблемы и в том, что капитанскую повязку носит иностранец. Батак - не только отличный игрок, но и человек, искренне переживающий за судьбу команды.

- Вы в курсе, какая ситуация сложилась в "Динамо" к моменту назначения Бондаренко?

- Ну не на Луне же живу. Но распространяться на эту тему не хочется - все-таки это уже история. Непонятно только, почему так бесцеремонно поступили с Точилиным. Игрой, авторитетом, даже тем, что столько времени провел в "Динамо", он заслуживал иного отношения.

ПРО "КУБАНЬ" - НИЧЕГО ПЛОХОГО

- После не слишком удачного вояжа в Турцию вам оказалось очень сложно найти команду на родине. Ваш друг Игорь Симутенков прошлой осенью сказал: "Куда катится российский футбол, если даже Бесчастных и Онопко не могут нормально трудоустроиться на родине?"

- Согласен. Когда не попадал в состав "Вердера" из-за перебора иностранцев (тогда еще действовал лимит), это еще можно было понять. Но когда в России долго не мог найти себе команду из-за того, что русский, тут уже очень сложно что-то объяснить. Конечно, был поверхностный интерес некоторых команд - сейчас нет смысла их называть, - но единственное реальное предложение поступило от "Кубани". И только когда уже дал согласие, пошел процесс оформления документов, всерьез пригласили в "Спартак-Аланию".

- Почему же вы не последовали примеру Онопко?

- Считаю себя человеком слова. Когда давал обещание "Кубани", владикавказцев на горизонте еще не было. Не представляю, как сказал бы краснодарцам: "Извините, передумал".

- А не жаль было терять время? Все-таки первый дивизион - не премьер-лига.

- Да у меня вся жизнь такая, если разобраться. Пытался правды добиться - и добивался, но годы терял. Думай я в двадцать лет так же, как сейчас, - был бы, наверное, поспокойнее.

- Почему за "Кубань" в премьер-лиге вы почти не играли?

- "Сломался" в межсезонье - надорвал мышцу бедра - и вынужден был играть через боль. Вышел на поле в первом матче с "Амкаром", но после встречи с "Торпедо" в Лужниках почти не мог нормально ходить, больше лечился. Появлялся на поле в матчах с "Локомотивом" и "Зенитом", но физически был не готов

- Как вообще складывались дела в Краснодаре?

- Поначалу хорошо. Забил за полсезона в первом дивизионе девять мячей. Может, соперники были и не того уровня, что в премьер-лиге, но команда была единым целым и чувствовала уверенность в завтрашнем дне. Но потом началось что-то непонятное. Многих футболистов отчислили, многих взяли. Трудно себя проявить, когда не чувствуешь доверия.

- С кем у вас перестали складываться отношения - с Николаем Южаниным или пришедшим ему на смену Софербием Ешуговым?

- С Южаниным проблем не было. Наоборот, очень переживал, что в самый ответственный момент не могу из-за травм ничем ему помочь. После его ухода меня вызвали и сказали: "Ищи новую команду". Обсуждать Ешугова не хочу. Это его тренерское право. У меня остались хорошие отношения с генеральным директором клуба Александром Молдовановым, он не препятствовал переходу и не заламывал за меня цену. Так что про "Кубань" ничего плохого сказать не могу.

- Кто кроме "Динамо" вами этим летом заинтересовался?

- Только "Анжи". Можно было бы поехать, но эта команда пока не претендует на выход в премьер-лигу. Получается, выпал бы из поля зрения еще на два года. А мне ведь уже тридцать. Поздновато бултыхаться в трясине. Теперь понимаете причину моего трепетного отношения к Бондаренко? Не будь его, не будь "Динамо", кому бы был интересен Бесчастных? В футболе каждый день появляются новые герои. Чтобы тебя не забыли, нужно постоянно о себе напоминать.

- А в "Спартак" не приглашали?

- Нет. Сам, естественно, никому не звонил, но агенты мои не раз интересовались возможностью вернуться в "Спартак". А в ответ слышали только категоричное "нет".

ВЛАДЕЛЕЦ "ВЕЧНОГО" РЕКОРДА

- У вас за плечами богатое легионерское прошлое. Например, знаете ли вы, что владеете рекордом, который вряд ли будет побит?

- Интересно...

- На вашем счету самый ранний "зарубежный" гол среди всех наших легионеров - уже на 2-й минуте своего первого официального матча. Помните игру "Вердер" - "Бавария" за Суперкубок?

- Как забудешь - забил самому Кану! Баслер здорово пробил, вратарь с трудом отразил, и я первым оказался на мяче. Тогда первая половина сезона прошла на ура. Забил осенью семь мячей, из них большая часть победных. С болельщиками сложились теплые отношения. Но голландец де Мое, пришедший на смену Рехагелю, начал меня "поддушивать". Купили трех дорогих иностранцев - Кардосо, Байано и Херцога, я оказался четвертым лишним. Нет, они все действительно хорошие игроки, но представьте себе, когда мне чуть ли не открытым текстом говорят: как, мол, мы можем тебя выпустить, если один из них стоит пять миллионов, другой шесть, а третий - семь? Пришлось перебираться в Испанию.

- А пребывание в "Фенербахче" как расцениваете?

- Как время, выброшенное из жизни. Уже на второй день, поговорив с легионерами - капитаном сборной Хорватии Рапаичем, сербом Мирковичем, - понял, что совершил ошибку. В клубе долго не платили денег, ушли Ортега, Рапаич, еще турок, капитан команды. Не осталось людей, соответствующих задаче стать чемпионами. Потом подъехал Ребров. А через полгода по обыкновению всю вину за неудачу свалили на нас, и на этом все закончилось.

- По именам у вас были очень приличные партнеры и тренеры. Кто-то до сих пор на слуху, верно?

- Рапаича вы видели на Euro. Co шведским капитаном Мельбергом вместе выступали в Сантандере. В сборной Испании играли мои бывшие партнеры по "Расингу" Мунитис, Амависка, Виктор. За Германию - Боде, за Норвегию - Русфельдт. Про Рехагеля и не говорю. Можно сказать, повидал людей серьезных, набрался опыта и разума... Знаю, насколько нелегка бывает доля легионера, поэтому всегда стараюсь помочь ребятам-иностранцам адаптироваться в России.

ЕСЛИ БЫ СНИЛИСЬ ВСЕ ПРОМАХИ, МОЖНО БЫЛО БЫ СОЙТИ С УМА

- Помните свой последний гол на "Локомотиве"?

- Конечно. Это было в матче с Ирландией. Только в другие ворота, не в те, что сегодня.

- Понимаете, к чему я клоню? Как-то очень уж обидно, в Албании, завершился роман со сборной ее лучшего бомбардира.

- Это футбол. Что поделать, сборная - это живой организм, живущий в особом режиме. Я и не рассчитывал на какое-то официальное прощание.

- Промах в матче с Японией не мучает вас по ночам? На следующий день "СЭ" вышел с заголовком "Ну как же так, Володенька...".

- У меня было много промахов в жизни. Кто сейчас помнит, кроме меня, как я не использовал передачу Карпина в отборочном матче в Словении? Вспомните, какие мячи на том же чемпионате мира не забивали Вьери и другие мастера! Если бы все это потом снилось, можно было бы с ума сойти. Впрочем, давайте разберемся без эмоций. Забей я тот гол, он по большому счету ничего не решал. Все равно надо было играть вничью с бельгийцами в последнем туре. До сих пор вспоминаю момент при счете 1:1, когда соперники подсели, а у нас получилась неплохая контратака. Титов отдал шикарный пас, мне не хватило каких-то сантиметров, чтобы выскочить к воротам.

- С Титовым-то часто общаетесь?

- Конечно. Глупость редкая случилась. Пострадал парень ни за что. Кто-то что-то ему вколол или подсыпал - в результате человек на год лишился футбола.

КЛАССНАЯ ИГРА ХОККЕЙ С МЯЧОМ!

- Мало кто знает, что вы подавали огромные надежды в хоккее с мячом. Между тем, по воспоминаниям специалистов, вас считали настоящим самородком и будущей звездой мирового масштаба. Расскажите про это читателям.

- Было такое. Получил специальное разрешение от Минаева и зимой занимался бенди у знаменитого динамовца Юрия Лизавина.

- Никогда не жалели о своем выборе? Могли бы считать титулы чемпионов мира!

- У меня были определенные сомнения на этот счет. Но Лизавин сам сказал: "Вова, если ты хочешь дойти до вершины в хоккее с мячом, нужно уезжать на север или в Хабаровск. Там лед шесть месяцев в году, а у нас всего два-три. Талант у тебя есть, но со временем ты будешь отставать все больше и больше". Поскольку я всегда был максималистом - рассчитывал стать игроком сборной, - понимал, что в Москве с ее погодными капризами добиться этого будет очень сложно.

- У вас остались друзья в хоккейном мире?

- Много лет дружили, вместе играли в футбол и хоккей со Славой Манкосом. Он в итоге выбрал бенди, многого добившись и там. Еще одним ярким игроком в нашей команде был Андрей Плавунов - тоже сын великого хоккеиста. Эти парни могли достичь уровня Ломанова. И не они виноваты, что условия в Москве сделать это не позволили.

- Когда последний раз брали в руки клюшку?

- Наш тренер Николай Ковылин в ФШМ, к счастью, раз в неделю заставлял нас играть в хоккей с мячом. Но когда я перешел в дубль "Спартака", с коньками и клюшкой пришлось распрощаться. Даже не знаю, сумею ли сейчас показать что-нибудь. Мне искренне жаль, что ушли те времена, когда можно было совмещать кожаный мяч и плетеный. Классная игра хоккей с мячом! Азартная!

ДОЛГИ "ДИНАМО" ВЕРНУ ПОБЕДАМИ

- Вы свои голы в ворота "Динамо" когда-нибудь считали?

- Два точно помню. Один получился немного курьезным - как-то неловко перебросил головой мяч через Сметанина. А однажды в кубковом полуфинале удачно сыграл на добивании. Тяжелый был матч, уже на 5-й минуте мы остались вдесятером, но выстояли - и потом выиграли Кубок в финале у ЦСКА в серии пенальти.

- Часть "вины" вы сегодня уже искупили...

- Это не считается. Те долги будем возвращать победами.