Газета Спорт-Экспресс № 165 (3543) от 23 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

24 июля 2004

24 июля 2004 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

Антонио ГРЭЙНДЖЕР

ПО ПРОЗВИЩУ СЧАСТЛИВЧИК

Чуть больше года назад "Эфес Пилсен", ведомый Маркусом Брауном и Антонио Грэйнджером, вполне мог оставить обновленный ЦСКА за бортом "Финала четырех" Евролиги ULEB. В прошлом сезоне Браун перешел в армейский клуб - и стал его лидером и любимцем российских болельщиков. Теперь за бывшим одноклубником последовал и Грэйнджер. От того, как будет взаимодействовать эта пара, во многом зависит, сумеет ли ЦСКА с третьего захода выиграть Евролигу.

ЕВРОПЕЙЦЫ ДОБРЕЕ АМЕРИКАНЦЕВ

- Ваша карьера не совсем типична для американского игрока. Становление Грэйнджера-баскетболиста происходило в Европе, причем не в сильнейших дивизионах. Именно здесь вы выросли в мастера высочайшего уровня.

- Это во многом связано с тем, что, когда в 1998 году я закончил университет, в НБА начался локаут. Сидеть и ждать, чем закончится эта ситуация, не хотелось. Отдохнул около месяца и договорился о контракте с командой лиги КБА из Индианы. И вот отправился я в Индианаполис на машине - это около трех с половиной часов езды. А когда прибыл, уже поздно ночью в отеле меня ждало сообщение: "Не подписывай контракт! Есть куда более выгодное предложение из Италии". Оказалось, речь шла о команде "Пистойя", которая сейчас уже не существует (Грэйнджер провел в ней три матча, после чего перешел в "Римини". - Прим. В.М.). Конечно, была некоторая разница в деньгах между тем, что мне платили бы в КБА и что предлагали в Италии, но главным для меня в тот момент было совсем другое. Хотелось попробовать свои силы в Европе. Поэтому и принял решение ехать в Италию, о чем нисколько не жалею. Счастлив тем, как складывается моя карьера.

- Насколько велика разница между студенческим баскетболом в Америке и матчами в Европе?

- Различия, конечно, есть. В университетских командах обычно есть пара-тройка очень сильных баскетболистов. Но они предпочитают играть индивидуально. В Европе очень хороший уровень баскетбола. И при этом состав команд более ровный, нет значительного перепада в уровне мастерства лидеров и остальных игроков.

- Насколько вам было легко адаптироваться к европейскому баскетболу?

- Конечно, на первых порах пришлось непросто. До своего первого контракта я бывал в Испании, где принимал участие в одном турнире. Но теперь мне предстояло долгое время прожить вдалеке от семьи. Тем не менее я постоянно поддерживал контакт с родными.

- Насколько существенно различаются европейский и американский образы жизни?

- Если, скажем, проехать по США с севера на юг, сравнить различные штаты, там тоже можно встретить самых разных людей. Наверное, европейцы добрее. У них больше готовности помочь другому человеку. Полагаю, самое заметное отличие в этом.

- Вы поиграли в Италии, Испании, Турции. Какая из этих стран вам ближе?

- Италия. Это первая страна, в которую я приехал и где провел три года. Первое впечатление - всегда самое сильное и незабываемое.

ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ - БРОСОК

- Какие у Грэйнджера-игрока сильные и слабые стороны?

- Наверное, лучше всего у меня получается атаковать кольцо. Бросок - самое сильное мое оружие. Раньше, когда мне задавали подобные вопросы, я говорил, что главная моя слабость - игра в обороне. Но за последнее время я здорово прибавил в этом компоненте. Так что сейчас, наверное, основная проблема в том, что мне не всегда хватает концентрации на площадке. Часть игры могу провести очень хорошо, а следующий игровой отрезок - не слишком собранно.

- В 2001 году в составе "Биеллы" вы были признаны лучшим игроком второго итальянского дивизиона...

- (Смеется.) Много всего хорошего тогда происходило. Пусть мы и играли во втором дивизионе, но частенько встречались с соперниками из сильнейшей итальянской лиги. И выглядели не хуже оппонентов.

Это был очень хороший сезон и для меня, и для всей команды. Помню, мы играли с великим "Киндером" из Болоньи (два года назад болонский суперклуб был переименован в "Виртус", затем обанкротился и был отправлен во вторую лигу. - Прим. В.М.). Так вот, мы уступили им только одно очко - в овертайме. Причем матч был для нас стопроцентно выигрышным. Соперникам повезло: в концовке они забили случайно. У нас была очень сильная и сыгранная команда. Все - отличные парни, мы здорово дружили. Думаю, именно в том сезоне меня по-настоящему заметили и разглядели во мне хорошего баскетболиста.

МНЕ НРАВИТСЯ ЭТОТ ГОРОД

- Как вы предпочитаете проводить свободное время?

- Как и большинство американцев моего поколения, много смотрю телевизор. Очень люблю играть с дочкой Шанель. Нравится ходить в хорошие рестораны, открывать для себя новую, непривычную кухню.

- Русские блюда уже успели попробовать?

- Пока нет. Но не премину это сделать, как только представится возможность.

- В предстоящем сезоне семья будет жить вместе с вами?

- Конечно, семья тоже переберется в Москву. Первая реакция жены, когда я сказал ей, что получил работу в столице России, была традиционной и легко предсказуемой: "Там же очень холодно!" Мы поговорили с людьми, которые часто бывали здесь, подробно расспросили о Москве агента. Он рассказал, что это замечательный и современный город. С нетерпением жду переезда, возможности открыть для себя это место.

- Насколько ваши первые впечатления совпали с тем, что вы ожидали увидеть?

- Я понимаю, что сейчас у вас лето, а стереотипный образ Москвы - это люди в огромных меховых шапках. Увидел очень много света, много машин. Из тех маленьких фрагментов, что мне за очень короткое время пребывания здесь удалось рассмотреть, понял: мне нравится этот город.

- Наверняка одним из тех, с кем вы советовались по поводу переезда в Москву, был Маркус Браун, с которым еще в позапрошлом сезоне вместе выступали за "Эфес Пилсен"?

- Конечно. Он мой близкий друг, наши семьи постоянно общаются. Задавал ему традиционные вопросы: как ему город, команда, по силам ли мне будет вписаться в ее игру? Маркус заверил, что никаких проблем не будет.

- Вы на протяжении всей карьеры играли на позиции легкого форварда?

- Почти всегда. Правда, когда в Италии у нас в команде были травмированы несколько игроков, мне пришлось несколько матчей провести в амплуа четвертого "номера". Но большую часть карьеры играл именно как третий "номер".

- Признаться, вы меня удивили. Задавая предыдущий вопрос, я полагал, что вам наоборот частенько приходилось выступать в роли атакующего защитника.

- Конечно, могу играть и на этой позиции. И мне приходилось это делать. Пусть я не так хорошо умею водить мяч и обращаться с ним, как защитники, но в принципе способен неплохо сыграть второго "номера".

- Спрашиваю вас об этом еще и потому, что, согласно официальным справочникам, ваш рост всего 198 сантиметров. Не маловато ли для форварда? И как вы компенсируете недостаток роста?

- Справочники не врут. Но мне моего роста вполне хватает. Конечно, в НБА мне пришлось бы играть защитника. А в Европе ряд определенных навыков позволяет мне успешно выступать на позиции форварда. Рост - не самое важное. Я, например, неплохо прыгаю, так что накрыть меня непросто.

В НБА НЕ ТЯНЕТ. А ВОТ ПАПА ПЕРЕЖИВАЕТ

- Кого из игроков ЦСКА знаете помимо Брауна?

- С Холденом мы часто играли друг против друга. А с Александером - пусть он сейчас и не игрок ЦСКА - вообще ходили в одну школу в Детройте.

- Вопрос традиционный, но для новичка ЦСКА неизбежный: как вы оцениваете шансы своего клуба на победу в Евролиге ULEB?

- Даже если бы "Финал четырех" проводился не в Москве, наш клуб был бы главным фаворитом. Но в Европе есть немало хороших команд, которые наверняка имеют свое мнение на этот счет.

- Вы сказали, что полностью удовлетворены своей карьерой. Неужели у вас, американского баскетболиста, никогда не возникало сожалений по поводу того, что вы так и не провели в НБА ни одного матча?

- (Смеется.) Сам я ни малейших сожалений не испытываю. Скорее переживает мой папа. Он убежден, что я лучший баскетболист мира, и никто его в этом не переубедит. Все родители считают, что их дети - лучшие. Когда я был моложе, ездил пару раз в летние тренировочные лагеря клубов НБА. Сейчас уже этого не делаю, так как в Европе мои дела резко пошли в гору. Хотя папа постоянно и настойчиво просит меня, чтобы я попробовал пробиться в НБА. Чтобы не расстраивать его, для видимости соглашаюсь, говорю: "Да, пап, я обязательно съезжу в лагерь". Если серьезно, все мои амбиции давно связаны с тем, чтобы как можно успешнее выступать в Европе. Выиграть титул чемпиона Евролиги ULEB - разве это не здорово?

- Американцы обожают придумывать прозвища для игроков. У вас оно есть?

- Я не исключение. В школе меня прозвали Smoove.

- И что это означает?

- Жаргонное словечко. Если объяснять коротко - человек, которому все легко дается. Счастливчик, в общем. При этом вовсе не подумайте, что я мало работал для достижения своих целей!

Владимир МОЖАЙЦЕВ