Газета Спорт-Экспресс № 119 (3497) от 31 мая 2004 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

31 мая 2004

31 мая 2004 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

ДО EURO-2004 - 12 ДНЕЙ

Микаэль ЛАУДРУП: "КОГДА ДАНИЯ ВЫИГРАЛА EURO-92, БЫЛ НА КАРИБАХ. И НЕ ЖАЛЕЮ"

Парадоксально, но факт: человек, признанный лучшим футболистом Дании всех времен, к высшему в истории достижению датского футбола отношения не имеет.

В 92-м в Швеции в составе чемпионов Европы игрок по фамилии Лаудруп присутствовал - но то был Бриан, младший из знаменитых братьев. Тем не менее накануне Euro-2004 Лаудруп-старший охотно согласился поделиться воспоминаниями и размышлениями о европейских первенствах с "СЭ" и другими газетами и журналами, входящими в Ассоциацию европейских спортивных изданий (ESM).

Микаэль ЛАУДРУП

Родился 15 июня 1964 года в Вене, где его отец, известный датский футболист Финн Лаудруп, выступал за "Рапид".

Полузащитник. Выступал за клубы "Брондбю" (1982 - 1983), "Лацио" (1983 - 1985), "Ювентус" (1985 - 1989), оба - Италия, "Барселона" (1989 - 1994), "Реал" Мадрид (1994 - 1996), оба - Испания, "Кобе Виссел" Япония (1996 - 1997), "Аякс" Голландия (1997 - 1998). Чемпион Италии-1986, чемпион Испании 1991, 1992, 1993, 1994, 1995 годов, чемпион Голландии-1998. В чемпионатах разных стран провел 464 матча, забил 117 голов.

Обладатель Кубка европейских чемпионов-1992, Суперкубка Европы-1993, Межконтинентального кубка-1985. Обладатель Кубка Испании-1990 и Кубка Голландии-1998.

За сборную Дании, в которой дебютировал в 18 лет, провел 104 матча, забил 37 голов.

На ЧМ-2002 - помощник главного тренера сборной Дании Мортена Ольсена. В настоящее время - главный тренер "Брондбю".

Женат, имеет сына, дочь и сына от первого брака.

ВОПРЕКИ ЛОГИКЕ

- Дания - страна небольшая, но ей удалось то, чем не могут похвастать ни Англия, ни Испания, ни Италия, ни Голландия: сыграть на шести чемпионатах Европы подряд! Мы пробивались в число финалистов даже в те годы, когда у нас было не так много талантливых футболистов. Вопреки логике!

1984 год вспоминается с особым волнением - ведь это был год дебюта в финальном турнире не только для меня, но и для Дании в целом. Мы вышли из очень сложной группы, обыграв Англию на "Уэмбли" благодаря голу, забитому с пенальти Алланом Симонсеном. И вот мы, команда маленькой страны, впервые едем на крупнейший турнир и ждем не дождемся его начала. Мы-то знаем, что у нас хорошая команда - правда, никому, кроме нас, это неизвестно.

Первый матч - против Франции на "Парк де Пренс". Мы решили: сыграем как умеем, постараемся получить удовольствие, а там будь что будет. Сыграли, считаю, неплохо, но нам немного не повезло - уступили, пропустив единственный гол от Мишеля Платини. Но, несмотря на проигрыш, команда покидала стадион воодушевленной.

Вторая игра получилась на загляденье. Мы до этого никогда не обыгрывали югославов, а тут вдруг все сложилось - и 5:0 в нашу пользу! Нам было известно, что команды из Восточной Европы могут показывать фантастический футбол, но, пропустив гол или два, иногда теряются. Думаю, так и произошло в тот день: при счете 0:2 трое или четверо из югославов попросту сдались. А еще запомнилась потрясающая поддержка, которую мы в том матче получили от болельщиков. Если на игре с французами датчане на трибунах были в явном меньшинстве, то теперь в глазах рябило от красно-белых флагов, футболок и разрисованных лиц.

Третий матч, с бельгийцами, проходил в Страсбурге. В то время у нас в сборной было четверо или пятеро игроков, выступавших за "Андерлехт", и столько же футболистов представляли эту команду в составе соперников. Так что на поле оказалось с десяток одноклубников, игравших на этот раз друг против друга. (Здесь память Лаудрупу несколько изменила: футболистов "Андерлехта" в сборной Дании было трое, еще трое выступали в других бельгийских клубах; а вот в заявке сборной Бельгии числилось восемь представителей "Андерлехта". - Прим."СЭ") Начали мы неплохо, но неожиданно для себя уже через полчаса (38 минут. - Прим. "СЭ") проигрывали - 0:2. Но под занавес тайма сократили разрыв с пенальти, а после перерыва Кеннет Брилль сравнял счет. Нам бы, наверное, и ничьей хватило для выхода в полуфинал, но Элькьяр все же забил победный гол. Причем сделал это потрясающе, завершив сольный проход от центральной линии. Еще одна невероятная победа - и мы среди четырех лучших команд Европы! На дебютном турнире!

Но в полуфинале нас ждало жуткое разочарование. Мы играли лучше испанцев, к перерыву вели - 1:0, во втором тайме раз или два попали в штангу. Забей мы второй гол - уверен, довели бы дело до победы. Но в итоге проиграли по пенальти. Это было тем более обидно, что во втором полуфинале неожиданно тяжело пришлось французам: до этого они выглядели необычайно сильно, Платини, забивший восемь голов в четырех матчах, вообще был великолепен, - а тут вдруг еле-еле обыграли португальцев в дополнительное время. До сих пор не могу отделаться от мысли: встреться мы с французами в финале, у нас были бы большие, очень большие шансы на успех...

Герой того чемпионата Платини был классическим плеймейкером, сегодня такие встречаются редко: полузащитник, способный начинать атаку из глубины, обыгрывать по три-четыре соперника, раздавать ключевые передачи. А ведь на Euro-84 он проявил себя и как бомбардир. Да и в чемпионате Италии два или три раза становился самым результативным. Французы одними из первых, во всяком случае в Европе, начали выставлять среднюю линию, в которой каждый из четырех хавбеков был универсалом. Не Платини в роли солиста, на которого работают трое остальных, а полноценная полузащита, в которой роль плеймейкера могли взять на себя и Ален Жиресс, и Жан Тигана, и Луис Фернандес. Французы показали всем, что нельзя строить игру на одном футболисте, через которого должны идти все комбинации.

ПРАВО НА ВЫБОР

На ЧМ-86 в Мексике и мы, и французы выступили хорошо. Но на Euro-88 сборная Франции не попала. И у нас возникли трудности. У нескольких игроков карьера в сборной, да и вообще в футболе подходила к завершению. Других, в том числе меня, мучили травмы, хотя я тогда был молод, и большой проблемы это не представляло. В команде было семь или восемь человек, которые выступали за нее с 1982 года. И что оставалось нашему тренеру Зеппу Пионтеку? Сказать пяти-шести футболистам, которые шесть лет играли в сборной ключевые роли, что в них больше не нуждаются? Или оставить их в команде? Пионтек решил дать им возможность отыграть последний в жизни турнир. И это не сработало. Мы поехали на чемпионат, имея в составе слишком много ветеранов, замученных травмами. И проиграли все три матча. Правда, соперниками были Испания, Италия и Германия, входившие в пятерку лучших в мире. Мы уступили им соответственно 2:3, 0:2 и 0:2, хотя, думаю, были способны на большее. Но сейчас, когда сам стал тренером, должен признаться, что на месте Пионтека поступил бы точно так же.

А потом наступил 1992-й - год высшего достижения в истории датского футбола. Но я к нему отношения не имел. Пока шел групповой турнир, еще выступал за "Барселону" в чемпионате Испании. Наши тем временем начали с унылой нулевой ничьей с англичанами и поражения от шведов - 0:1. В третьем матче надо было во что бы то ни стало обыгрывать французов. Когда услышал, что счет в этой встрече 1:1, подумал: все кончено. Но тут позвонил тесть и сообщил, что Дания победила!

В день, когда наши играли в полуфинале с голландцами, был в Нью-Йорке. Позвонил домой как раз в тот момент, когда тесть (он у меня норвежец) смотрел послематчевые пенальти. И он вел для меня репортаж по телефону: "Бьет такой-то - забил! А теперь голландец - сравнял..." А финал застал меня на Карибах. Позвонил домой после первого тайма и услышал, что Дания ведет - 1:0. Перезвонил час спустя - и узнал, что наши выиграли! Это было потрясающе! Даже в местной газете опубликовали репортаж о том, как датские болельщики отмечали победу на Редхуспладсен в Копенгагене.

Жалею ли о том, что не поехал тогда на Европу? Должен признаться: в момент, когда прозвучал финальный свисток и нашему капитану вручили кубок, был бы не прочь оказаться там. Но я сделал выбор в 1989 году, имея на то свои причины. Это был непростой период в моей жизни. Как футболист я котировался очень высоко и как раз перешел из "Ювентуса" в "Барселону". Мне уже довелось поиграть за две, по сути, разные сборные Дании - образца середины 80-х и 1988 - 1990 годов. Я не был готов к тому, чтобы стать ведущим игроком третьей сборной в то время, когда на меня возлагались немалые надежды в новом клубе. Более того, чувствовал, что не способен приносить максимальную пользу сборной, поскольку стиль ее игры радикально отличался от того, к чему привык в клубе. Да, хорошо было бы сыграть на Euro-92, но, с другой стороны, расходуя силы в сборной - а это ведь огромная ответственность, - я бы не достиг в "Барселоне" того, чего достиг. Вот и решил: сначала надо добиться, чтобы меня признали игроком международного класса в клубе, а потом можно вернуться и в сборную. И позже я выступал за нее еще пять лет. Я из тех, кто очень тщательно обдумывает свои решения, и в целом убежден, что поступил правильно. Ни о чем не жалею и все трофеи, завоеванные в Испании, на золото чемпионата Европы не променял бы.

ЯЙЦО ИЛИ КУРИЦА?

На Euro-96 сборной Дании пришлось очень нелегко. Мы были чемпионами Европы в 92-м и чудом не попали на ЧМ-94. В Дании на нас возлагали слишком большие надежды, думая: раз уж выиграли в 92-м, то и на этот раз должны дойти как минимум до полуфинала, а то и в финал пробиться. И в самом деле, если взглянуть на результаты, выяснится, что сыграли-то мы точно так же, как в 92-м: первый матч - 1:1 с превосходившей нас Португалией, как тогда с Англией, второй - 0:1 с Хорватией (как в 92-м со Швецией), а в третьем обыграли Турцию, как четырьмя годами ранее - Францию. Вот только в 92-м этого хватило, чтобы попасть в полуфинал, а в 96-м мы не вышли из группы. Поэтому Euro-96 многие считают провальным или по крайней мере очень неудачным для нас турниром. Играли действительно неважно, взяли четыре очка - и большего, в сущности, не заслуживали.

Euro-2004 в ранге действующего чемпиона начнет Франция. И в последние шесть-семь лет французы постоянно были в числе лучших европейских сборных. Посмотрите на "Реал", "Ювентус", "Арсенал", ряд других ведущих клубов - везде задают тон французы.

Тут возникает сакраментальный вопрос о яйце и курице: они выступают за лучшие клубы потому, что здорово играют в сборной, или здорово играют в сборной потому, что многому научились, выступая за лучшие клубы? Сила сборной Франции, несомненно, в том, что у нее вот уже много лет есть сложившийся костяк - Зидан, Десайи, Анри, Пирес, Тюрам и другие. Но в футболе требуется и чуточка удачи. Думаю, в финале Euro-2000 в Роттердаме она была на стороне французов: вспомните, ведь до 93-й минуты итальянцы были впереди - 1:0. Да и в 98-м, хотя чемпионами мира французы стали вполне заслуженно, им по ходу турнира потребовались дополнительное время, чтобы обыграть Парагвай, и серия пенальти, чтобы пройти Италию.

БУДУЩЕЕ - ЗА ФРАНЦУЗСКОЙ МЕТОДИКОЙ

Сила французов и в том, что их футбол - продукт взаимодействия разных культур. У них отлично налажена система выращивания молодых талантов - в отличие от ведущих клубов других стран, которые предпочитают покупать, а не воспитывать игроков. Но будущее - за французской методикой. Конечно, вырастить футболиста тоже стоит немалых денег, но это все же дешевле, чем покупать готового 25-летнего игрока. Нам в Дании приходится воспитывать собственных футболистов, поскольку наши финансовые возможности не позволяют на равных конкурировать с другими на трансферном рынке.

Я вообще убежден, что основу любой команды должны составлять местные футболисты. Да, правила позволяют иметь в составе игроков из любой страны Европейского Союза, но я никогда не стану набирать по восемь-девять легионеров. Мы у себя привыкли растить молодежь. Лучшие уезжают за рубеж, там прибавляют в мастерстве и обогащают национальную команду. Для нас это вынужденный вариант, потому что мы - маленькая страна. Но уверен, это правильный путь для всех стран - и малых, и больших.

Мне кажется, было бы целесообразно ввести какие-то ограничения, обязав клубы иметь в составе определенное количество доморощенных игроков. Но после "дела Босмана" и принятых в Европе законов о свободном перемещении рабочей силы сделать это трудно, и вопрос требует углубленного изучения. Десять - пятнадцать лет назад иностранных игроков покупали с тем, чтобы усилить команду, привнести в ее игру что-то, чего у нее не было и что было невозможно обеспечить за счет внутренних резервов. Если мне нужен центральный нападающий, а в Дании найти подходящего невозможно, я на законных основаниях могу поискать его за границей. Но если в Дании таких человек пятнадцать, зачем приглашать иностранца? А я вам скажу зачем: он может обойтись дешевле! Цена, конечно, вопрос немаловажный, но нельзя же скупать легионеров только из-за их дешевизны!

ДВОЙНОЙ ЮБИЛЕЙ

А еще вопрос о легионерах - вопрос культуры. Когда "Барселона" в 92-м выиграла Кубок чемпионов, там были Роналд Куман, Христо Стоичков, Рихард Витчге и ваш покорный слуга, но одновременно выходить на поле могли только трое из нас. С футбольной точки зрения можно, конечно, держать в команде восемь или девять иностранцев, и если они поиграют вместе три-четыре года, то могут даже составить неплохой коллектив. Но костяк той "Барсы" составляли все же испанцы. Точно так же, как итальянцы в "Милане" того времени, хотя за него и играли Гуллит, Райкард и ван Бастен. Один мой бывший товарищ по команде рассказал мне недавно, как зашел в раздевалку - и услышал португальскую, голландскую, английскую, болгарскую и еще какую-то речь. И только в углу двое или трое местных игроков могли побеседовать на родном языке в собственной стране! Я всегда считал себя гостем, обязанным уважительно вести себя по отношению к стране, куда меня пригласили. Как адаптироваться на новом месте - мое дело: ведь если футболист не чувствует себя в своей тарелке за пределами поля, он и в игре будет чужаком.

В этом году мой день рождения приходится на то время, когда в Португалии будет проходить чемпионат Европы. В 84-м я справлял его во Франции, в 86-м - в Мексике, в 88-м - в Германии, в 96-м - в Англии, в 98-м - опять во Франции, в 2002-м - в Японии... Но в Португалии я его отмечать не буду. Подумал-подумал и решил: нет, не поеду. Отправлюсь с семьей отдыхать, но не за пределы Европы, - хочется посмотреть некоторые матчи по телевизору. Кстати, у нас с УЕФА юбилей в один и тот же день - 15 июня: УЕФА - 50, мне - 40. То-то будет праздник!

Фриц ОЛСТРЕМ, пресс-служба УЕФА - специально для "СЭ" и других изданий, входящих в ESM. Материал подготовлен в рамках совместного проекта ESM и УЕФА, посвященного 50-летию Европейского футбольного союза.