Газета Спорт-Экспресс № 105 (3483) от 14 мая 2004 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

14 мая 2004

14 мая 2004 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2010

Заседание исполкома ФИФА, начинающееся сегодня в Цюрихе, обречено стать историческим: на нем будет определена страна, которая удостоится чести впервые в истории Африки организовать чемпионат мира.

Ее имя планета узнает завтра - после того как проголосуют 24 члена исполкома, включая президента РФС Вячеслава Колоскова.

ПОДАРОК АФРИКА ПОЛУЧИТ. НО ЮЖНАЯ ИЛИ СЕВЕРНАЯ?

ЗАБУДЬТЕ О СТЕРЕОТИПАХ

"Не ходите, дети, в Африку гулять", - предостерегал добрый доктор Айболит. При этом читателям рисовалась картина первозданного мира со всеми присущими ему тяготами. Примерно как на острове из "Последнего героя".

Обезьяны, крокодилы, баобабы, пляски под тамтам, гоняющие на пустырях тряпичные мячи босоногие мальчишки - и вдруг чемпионат мира по футболу с сопутствующими ему высокими требованиями по стадионам, транспорту, средствам связи? Однако не надо мыслить стереотипами. Такая страна, как ЮАР, бывать в которой мне доводилось не раз, способна удивить и идеальными автобанами, и шикарными отелями.

Когда три года назад ФИФА официально обещала ЧМ-2010 Черному континенту, ЮАР в фавориты записали сразу. Во-первых, ее экономический потенциал примерно равен ВВП всех остальных африканских государств, вместе взятых. Эта страна реально претендовала еще на ЧМ-2006. Однако четыре года назад решающим стал голос новозеландца Джека Демпси. Вопреки позиции Конфедерации футбола Океании, которую он представлял, и к негодованию африканцев Демпси поддержал кандидатуру Германии.

Оптимистичный настрой в ЮАР укрепился после того, как в начале мая ФИФА впервые в истории сделала достоянием гласности доклад инспекционной комиссии, посетившей за период с октября прошлого года по январь нынешнего пять стран - претенденток на ЧМ-2010. В своеобразной классификации, предложенной в этом документе, ЮАР стоит на первом месте. "Несмотря на проблемы с обеспечением безопасности, Южная Африка располагает потенциалом, чтобы организовать отличный Кубок мира", - заключили члены комиссии.

Потенциал Египта тоже оценен как "отличный", но при этом сделан вывод, что страна способна организовать "очень хороший" чемпионат. Потенциал Марокко назван "очень хорошим", а Туниса - просто "хорошим" (тунисцы после обнародования материалов комиссии свою кандидатуру сняли). Ливия же была фактически вычеркнута из списка претендентов. Формулировка "Ливия, видимо, столкнется при организации Кубка мира с большими трудностями" равносильна приговору.

ПОМЕШАТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО КРИМИНАЛ

После того как стали известны выводы инспекторов, исполнительный директор южноафриканского проекта Данни Джордан напомнил, что четыре года назад итоги голосования отразили мнение, выраженное в аналогичном докладе. Тогда первым из числа соискателей вылетело Марокко, которое и значилось в аутсайдерах, потом - Англия, а Германия с ЮАР, возможности которых расценивались как равные, сражались в своеобразном финале. Так что, если и на сей раз члены исполкома не пойдут поперек заключений комиссии, то через шесть лет футболистам и болельщикам предстоит путешествие в район реки Лимпопо, где и в самом деле гуляют - понятно, по дну - гиппопо. Заповедники, к слову, - один из основных туристических маршрутов страны, в которой вообще масса примечательного: мыс Доброй Надежды, комплекс развлечений Сан-Сити - Лост-Сити, вино под стать французскому (виноградники-то завезли гугеноты, бежавшие из Франции от религиозных войн).

У бегемотиков, на выручку которым пришла экспедиция Айболита, помнится, болели животики, а у страусят - и голова, и горлышко. Но хорошо то, что ни в ЮАР, ни в государствах-претендентах с севера Африки нет таких напастей, как малярия и желтая лихорадка, от которой приходится в обязательном порядке делать прививки при поездке, скажем, в Нигерию. Последняя поначалу тоже бросилась в бой за ЧМ-2010, да остановилась, сославшись на финансовые трудности. На мой взгляд, оно и к лучшему: в стране колоссальны и степень коррупции чиновников, и уровень преступности.

В ЮАР, впрочем, тоже надо держать ухо востро. Не следует из любопытства посещать знаменитое Соуэто и другие поселения чернокожих - по крайней мере без сопровождения местных "авторитетов". Не стоит гулять самим по себе и в районе небоскребов Йоханнесбурга, пусть издали он и напоминает кусочек Нью-Йорка. Да и при остановке на светофоре поздним вечером требуется бдительность - не ровен час, подойдут вооруженные молодцы. Увы, на ниве борьбы с апартеидом выросло слишком много отморозков, чинивших под громкими лозунгами злодейские преступления. Полиция, привычная к экстремальной обстановке, участникам соревнований и официальным лицам безопасность, несомненно, обеспечит. Но как быть неорганизованным болельщикам?

В ходе Кубка Африки-2004 южноафриканцы, обогащенные опытом предыдущей избирательной кампании, устроили в Тунисе впечатляющую презентацию. Данни Джордан при этом упредил вопросы насчет высокой преступности утверждением, что в период проведения крупных соревнований страна с криминалом справляется: "Лучший показатель - развитие туризма. В прошлом году в ЮАР побывало 7 миллионов гостей - на 28 процентов больше, чем годом ранее. В 2003 году мы провели Кубок мира по крикету - никаких инцидентов".

Джордан не преминул использовать и другой козырь, заявив: "Нельзя с ходу претендовать на чемпионат мира по футболу или Олимпийские игры. Надо идти от малого к большому, постепенно накапливая опыт проведения соревнований. В ЮАР последовательно прошли Кубок мира по регби-95, Кубок Африки по футболу-96, Всеафриканские игры-99..."

В МАРОККО ГОТОВЫ ОБИДЕТЬСЯ

К определенным минусам ЮАР можно отнести то, что географически она расположена "на отшибе", что влечет за собой как длительность, так и дороговизну перелета. Южноафриканцы в ответ говорят, что расходы гости "отобьют" за счет низких цен, в том числе в гостиницах и ресторанах. Но следует заметить, что цены в ЮАР все больше приближаются к среднеевропейским, а что будет в 2010 году, да еще во время чемпионата мира, сказать невозможно.

Представители ЮАР считают преимуществом - и не без оснований - то обстоятельство, что, когда в южном полушарии зима сменяет осень, в их стране совсем нежарко. В самом деле, днем температура в районе Йоханнесбурга и Претории в июне равняется 13-18 градусам, а по ночам и вовсе может падать до нуля. В Дурбане, что на побережье Индийского океана, потеплее - в среднем 22 градуса. Но на морские ванны гостям особенно рассчитывать не придется (а на Атлантике из-за холодного течения со стороны Антарктиды это и летом удовольствие лишь для закаленных). В Каире же средняя температура июня - 27 градусов, а, скажем, в Хургаде - 32.

Примечательно, что в Марокко вопреки расхожему мнению в июне безумной жары тоже нет.

Более того, местные метеорологи даже бросили вызов Южной Африке: заявили, что в Рабате термометр не поднимается выше 25 градусов, осадков мало, в то время как в ЮАР большой разброс дневных и ночных температур, да и ветры могут разгуляться. С другой стороны, в Марракеше или Фесе, расположенных в отдалении от моря, климат не столь мягок, как в марокканской столице.

Выводы инспекционной комиссии руководитель марокканского проекта Саад Кеттани охарактеризовал как "субъективные". Пресса же накинулась на ФИФА. "Блаттер нас опять прокатил", - это высказывание еженедельника Maroc Hebdo отражает общий тон публикаций.

"Опять" - это потому, что Марокко выставило свою кандидатуру на роль организатора чемпионата мира уже в четвертый раз. Королевство получило поддержку Франции и Испании, связанных с ним исторически и близких географически. Любопытно, что одним из полпредов Марокко стал знаменитый Жюст Фонтэн, 70 лет назад родившийся в Марракеше, начинавший карьеру в клубе из этого города и еще не забывший арабский язык. В поддержку марокканской кандидатуры высказались французский президент Жак Ширак (он, впрочем, и о кандидатуре ЮАР отзывался благожелательно), новый испанский премьер Хосе Луис Сапатеро, вице-президент ФИФА испанец Мария Вильяр и член исполкома этой организации Мишель Платини. Последний даже заявил (очевидно, в шутку), что стал персоной нон грата в Тунисе. После чего на Кубке Африки-2004 журналисты гадали: чем же оскорбил знаменитый француз эту страну?

БУКЕТ СТАДИОНОВ ПРОТИВ 20 ТЫСЯЧ ПОДПИСЕЙ

Изначально именно Марокко считалось главным конкурентом ЮАР. Вистов североафриканской стране добавило успешное выступление сборной на Кубке Африки-2004, по итогам которого "Атласские львы" заняли второе место. Однако представителям ФИФА не понравилось, что три стадиона, которые Марокко демонстрировало как строящиеся объекты еще в феврале 2000 года, по-прежнему в лесах.

В рейтинге инспекционной комиссии на второй позиции значится Египет, что в этой стране было воспринято с удовлетворением. Его представители подчеркивали, что организационные возможности у Египта велики, а отдельные недостатки можно к середине мая исправить. Как утверждал Хишам Азми, координатор египетского проекта, многие члены исполкома ФИФА дали высокую оценку представленному им досье.

По мнению каирской прессы, победы ЮАР следует ждать уже в первом туре голосования. А вот если все же состоится второй тур, то кандидатура Египта может перевесить за счет такого пункта, как обеспечение безопасности. Что касается спортивной инфраструктуры, то ФИФА, безусловно, склоняется в сторону ЮАР.

Примечательно, что только в Южной Африке есть три стадиона, уже сегодня отвечающие нормам ФИФА: в Йоханнесбурге ("Эллис Парк"), Кейптауне и Дурбане. На них, кстати, проводился Кубок мира-95 по регби. Пять стадионов, включая йоханнесбургский "Соккер Сити" (главная арена Кубка Африки-96), требуют некоторых усовершенствований, еще пять - строятся. Таким образом, ЮАР готова выделить под чемпионат 13 стадионов вместимостью от 40 до 80 тысяч зрителей.

Для сравнения: ни в Египте, ни в Марокко полностью готовых спортивных сооружений нет. Правда, в Стране пирамид, которой через два года предстоит принимать следующий Кубок Африки, один стадион уже обновляется, еще два предстоит модернизировать, три строятся, а четыре существуют лишь в проекте. В Ливии же вообще надо все возводить с нуля. В Тунисе, в столичном пригороде Радес, есть один отвечающий строгим международным нормам стадион, но эта страна, как уже говорилось, сошла с дистанции.

На мой взгляд, последний Кубок Африки рекламной акцией для Туниса не стал. Скорее наоборот. Во всяком случае, журналисты убедились: пусть в стране почти нет преступности, народ очень приветлив и полон стремления провести чемпионат мира (и портье, и пресловутые говорливые таксисты, и соседи по трибуне спрашивали: "Как вам Тунис? Правда же, мы можем принять ЧМ-2010?"), уровень организации турнира оставлял желать лучшего. (Справедливости ради надо сказать, что ответственность за это во многом несли представители Африканской конфедерации футбола.) К примеру, на стадионах внезапно в день игры вводили спецпропуска, о чем не сообщали заранее в другие города. Чтобы получить этот пропуск, надо было ехать с утра в пресс-центр, расположенный вовсе не возле арены, потом дожидаться начала матча и, таким образом, терять почти весь день.

Небольшой Тунис рассчитывал на совместное проведение ЧМ-2010 с располагающей нефтедолларами Ливией. Но ФИФА осталась не в восторге от корейско-японского опыта, обернувшегося большими расходами. Президент Блаттер несколько раз заявлял, что чемпионат "на двоих" исключен, поскольку есть страны, способные принять его в одиночку. Да и Ливия, прямо скажем, партнер незавидный. Мало того что у многих государств она пользуется не лучшей репутацией в политическом плане, так и недостатков обнаружилась масса. У всех претендентов гостиничный сектор развит отлично, у Ливии - слабо. В ЮАР связь великолепная, в прочих странах - хорошая, в Ливии - проблемы. В лучшую сторону Джамахирия выделяется лишь в вопросах обеспечения безопасности, то есть как раз в той сфере, в которой хромает фаворит.

Будет ли ликовать президент ЮАР Табо Мбеки, который лично отправился на заседание исполкома ФИФА в Цюрих? Вместе с ним полетели и два экс-президента - Нельсон Мандела и Фредерик де Клерк, при котором было покончено с апартеидом. Или, может быть, члены мирового футбольного правительства растрогаются при виде петиции, которую подписали двадцать тысяч египтян? Ответ - завтра.

Александр ПРОСВЕТОВ