Газета Спорт-Экспресс № 60 (3438) от 19 марта 2004 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

20 марта 2004

20 марта 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 2-й тур

Сегодня - "САТУРН" - "СПАРТАК"

Виктор ОНОПКО

ИГРАЯ В "САТУРНЕ", НЕ ЗАБЫВАЮ О "СПАРТАКЕ"

У НАС ТОГДА СЛОЖИЛАСЬ ПОДХОДЯЩАЯ КОМПАНИЯ

- Почему все-таки тогда, на рубеже 1991 и 1992 годов, вы не остались в "Шахтере"? - спрашиваю капитана "Сатурна", с которым мы встретились вчера на базе клуба.

- У меня в тот период было немало предложений из других команд. В "Спартаке" оказался по решению нашего семейного совета. Вообще-то в тот момент мечтал играть либо в "Спартаке", либо в киевском "Динамо". Ведь вырос на Украине, и отец с детства рассказывал мне о самой популярной там команде. Но мне почему-то больше нравился стиль "Спартака".

- Но ведь в конце 80-х вы провели целый сезон в "Динамо" у Валерия Лобановского.

- Большую часть армейской службы прошел в Донецке, но потом меня перевели в Киев, где штудировал уроки Лобановского, тренируясь рядом с Заваровым, Протасовым, Литовченко, Канчельскисом, Демьяненко, Рацем, Яремчуком, Чановым, Михайловым, Белановым, Лужным и Блохиным, чья карьера подходила к концу. Первый месяц, не скрою, было тяжело. Но постепенно привык к нагрузкам и понял: Валерий Васильевич на меня рассчитывает. И не покинул бы Киев, если бы не обещал Конькову вернуться в "Шахтер". Он первым поверил в меня как в футболиста и включил в основной состав. Да и не привык бросать слов на ветер.

- Когда через несколько лет все же покинули "Шахтер", были уверены на сто процентов, что заиграете в "Спартаке"?

- Да. Мне по душе футбол, в котором мяч по неожиданному для соперника маршруту переходит от одного игрока к другому. Причем передачи нередко делаются в касание, отчего атака только выигрывает. Иной раз, тренируясь в Тарасовке, ловил себя на мысли: если техничный "Спартак" соединить с физически сильным и выносливым киевским "Динамо", получится идеальная команда. Но, с другой стороны, хорошо, когдау клуба есть свое лицо, не похожее на остальные.

- А каким вам представляется лицо современного футбола?

- Футбол стал достаточно жестким. Едва ли не все команды научились бесстрашно бороться за мяч, прессинговать, применять групповой отбор, делать длинные передачи. По-моему, сегодня на поле выходят игроки, готовые преодолеть марафонские дистанции. Вот только думающих среди них, к сожалению, все меньше и меньше.

- Похоже, вы сравниваете с тем, былым "Спартаком", в котором собралось немало футболистов, способных не только выдерживать высокий темп все 90 минут, но и принимать нестандартные решения.

- Да, у нас с приходом Пятницкого, Бесчастных, Никифорова, Ледяхова, Рахимова, Цымбаларя подобралась подходящая компания. Хотя первые полгода было непросто: выигрывали, но как-то натужно. Чтобы получилась команда, которую хотели бы видеть тренер, болельщики, потребовалось время. И уже во второй половине сезона мы стали получать удовольствие от игры.

- А от житья-бытья на базе в Тарасовке?

- Представьте себе - тоже. Мы ведь сравнительно долго жили в Тарасовке с женами и детьми - год, а то и больше. От этого команда стала еще дружнее.

СТАРОСТИН РАЗРЕШАЛ СЫНИШКЕ РИСОВАТЬ НА СВОИХ БУМАГАХ

- Чем сейчас, по прошествии лет, объясняете тогдашнюю гегемонию "Спартака"?

- Уже перечислил отличных игроков, которые пришли в команду. А ведь были еще Черенков, Родионов, Карпин, Черчесов, Попов, Хлестов, Писарев, Мамедов, Иванов, Радченко. Если кто-то собирался за рубеж, на его место подыскивали достойную замену. Вспомните, как легко вписались в спартаковский ансамбль Кечинов, Аленичев, Ширко, Титов, и вам все станет ясно.

- Согласны с тем, что, возможно, звездным часом того "Спартака" стал групповой турнир Лиги чемпионов осенью-95, когда в команду вернулись Черчесов, Шмаров, Кульков, пришел Юран?

- Это были действительно незабываемые матчи. И дело не только в шести победах над чемпионами Англии, Норвегии и Польши. Мы демонстрировали красивый атакующий футбол, радовавший болельщиков. И это для меня было не менее ценным, чем 18 очков из 18 возможных.

- Но в декабре вы отправились в Испанию. Правда, что одной из причин стало похищение у вас дорогого автомобиля?

- У меня не только украли машину. В мое отсутствие в нашу квартиру нередко звонили незнакомые люди и, не представившись, задавали весьма странные вопросы. Увы, безопасность жене и детям гарантировать никто не мог. Это подтолкнуло меня к отъезду.

- Какие клубы звали?

- "Штутгарт", "Ньюкасл", "Атлетико". Но первое предложение поступило от "Овьедо". Контракт же мой был составлен так, что после российского сезона я был обязан перейти именно туда. "Атлетико", кстати, ставший через полгода чемпионом Испании, начал с "Овьедо" борьбу за меня, но уступил. Да и я оказался в проигрыше - будь то моральная сторона или финансовая. Меня просто-напросто обманули.

- У вас осталась обида на "Спартак"?

- Я не забыл, как все это было. Но вообще о пребывании в "Спартаке" остались лишь приятные воспоминания. В том числе о людях, трудившихся на базе и непосредственно в клубе. У нас был прекрасный коллектив.

- Какие у вас были отношения с Николаем Петровичем Старостиным?

- Старостин с большим уважением относился к моей семье, любил моих детей. В своем кабинете он даже позволял сынишке перебрасывать бумаги с края стола на другой, что-то рисовать на них. Я одергивал сына, а он, наоборот, смеялся и говорил: "Ну перестань, Виктор, - это ребенок..."

- Футбол не терпит сослагательного наклонения. Но все-таки: если бы Черчесов, Кульков, Юран, вы остались в "Спартаке", каковы бы были шансы команды в Лиге чемпионов?

- По крайней мере не сомневаюсь, что "Нант" мы прошли бы.

ПРИ СОХРАНЕНИИ НАСТРОЯ ПЕРСПЕКТИВЫ ХОРОШИЕ

- В годы, когда играли за "Спартак", вы что-нибудь слышали о "Сатурне"?

- Нет. О существовании этой команды узнал, уже будучи в Испании - когда она пробилась в высшую лигу, причем за считанные годы. А сегодня о клубе в России говорят с большим уважением - с "Сатурном" приходится считаться любому сопернику.

- И руководители клуба, и тренеры называют вас связующим звеном между российскими футболистами и легионерами. Что вы для этого делаете?

- Это у меня получается произвольно. И в "Спартаке", и в "Овьедо", и в сборной неизменно находил общий язык со всеми, поскольку человек коммуникабельный, неконфликтный .

- Именно поэтому вам и в "Сатурне" по традиции доверили роль капитана?

- Конечно, лучше спросить об этом у одноклубников. Но у меня есть свои соображения. Я всегда стремился быть профессионалом, доказывая это в игре, на тренировках, в быту. При этом сопереживал тем, кто играет и живет рядом. К людям в любой ситуации надо относиться по-человечески. И тогда никто не посмеет бросить даже маленький камешек в твой огород.

- Сколько лет вам было, когда ваши пути впервые пересеклись с Борисом Игнатьевым?

- Мне было лет пятнадцать, когда мы познакомились в юношеской сборной СССР. Теперь снова работаем вместе.

- Что скажете о первой игре под его руководством в чемпионате России?

- С "Крыльями" наша команда сыграла тактически грамотно, спокойно, не растерявшись в присутствии 35 тысяч зрителей. Сражались все как один, включая Дельгадо, вышедшего на замену. Если сохраним такой настрой, если остающиеся в запасе не будут косо смотреть на конкурентов, не затаят обиды на тренеров - перед "Сатурном" открывается хорошая перспектива.

- Чего ждете от первого домашнего матча - со "Спартаком"?

- Важно при подготовке не допустить ошибок психологического плана, а на поле соблюдать игровую дисциплину.

- Можно будет наилучшим образом подготовить себя к матчам чемпионата Европы в такой команде, как "Сатурн"?

- Работая в окружении таких игроков, грех не поехать в Португалию в отличной спортивной форме.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

Раменское