Газета Спорт-Экспресс № 49 (3427) от 5 марта 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

5 марта 2004

5 марта 2004 | Хоккей

ХОККЕЙ

Вчера поздно вечером в Цюрихе независимый арбитр Штефан Нетцль вынес решение по "делу Николая Жердева". Официальный пресс-релиз появится только сегодня - ориентировочно в 12 часов по московскому времени. Однако в четверг закончился "обет молчания" участников состоявшихся в конце прошлой недели арбитражных слушаний, и "СЭ" попросил прокомментировать их подробности руководителя правового управления ОКР.

Александра БРИЛЛИАНТОВА: "МЫ ПРЕДЛОЖИЛИ НЕ ДИСКВАЛИФИЦИРОВАТЬ ЖЕРДЕВА"

- Во время слушаний по "делу Жердева" возникло ощущение, что российской стороне его не выиграть. Имело ли это предположение основания?

- Буквально накануне слушаний американская сторона довела до нашего сведения, что у нее есть документ, полученный из прокуратуры Московского военного округа. В нем сказано, что призыв Николая Жердева в ряды вооруженных сил был осуществлен с нарушением порядка действующего положения о воинском учете. В возбуждении уголовного дела по факту дезертирства хоккеиста было отказано из-за отсутствия в его действиях состава преступления. И мы сразу сняли все вопросы по данному поводу.

- То есть уже перед началом встречи в Цюрихе у нашей делегации практически не оставалось шансов доказать свою правоту?

- Позиция ЦСКА затрагивала в том числе и "военный" вопрос. Но после того как у американской стороны появились документы прокуратуры, наши доводы основывались лишь на нарушениях пункта 5.5 договора между ИИХФ и НХЛ.

- В чем его суть?

- Он гласит: "В случае, если после подписания контракта между клубом НХЛ и игроком европейского клуба стороны пришли к соглашению, что этот игрок на текущий сезон в НХЛ остается в своем прежнем клубе, вызвать его в клуб НХЛ в течение этого сезона можно только при наличии письменного согласия европейского клуба. Если такого согласия нет, игрок не имеет права в текущем сезоне выступать за клуб НХЛ". В нашем случае соглашение между "Коламбусом" и ЦСКА о том, что Жердев проведет нынешний сезон в армейском клубе, существует. А вот второго соглашения, письменного, о переходе хоккеиста из ЦСКА в "Коламбус" - нет.

- В чем же тогда дело? Ведь нарушение соглашения налицо.

- Для нас это тоже было очевидно. Загвоздка - в первой части пункта: форма договора между клубами о том, что игроку позволено провести сезон в своей европейской команде, не определена. Наше, равно как и швейцарское, право трактует этот момент так: соглашение достигнуто путем непротивления. То есть ни одна из сторон не возражала против выступления Жердева за ЦСКА - в момент начала сезона в НХЛ "Коламбус" не вызывал хоккеиста в свой тренировочный лагерь. Американцы полагают, что это соглашение обязательно должно быть если не письменным, то по крайней мере устным. Договоренности по данному вопросу достичь так и не удалось.

- Как получилось, что у американцев на руках оказался документ из прокуратуры, а у российской стороны его не было?

- Помните фильм "Основной инстинкт"? Там прозвучала примерно такая фраза: "У нас есть адвокаты, у адвокатов есть друзья, у них тоже есть адвокаты, у которых также есть друзья". Вот вам и ответ.

- Американскую сторону на слушаниях представлял российский адвокат. Это нормальная ситуация, с учетом того, что именно предъявленные им документы оказали решающее влияние на ход расследования?

- Необходимо уточнить: он не представлял американскую сторону, а давал показания в ее интересах. Исходя из чувства патриотизма и этики, это ненормально. Так или иначе, но адвокат предъявил упомянутые документы из военной прокуратуры, и мы вынуждены были отказаться от части своих требований.

- Известно, что сам Жердев также выступал на слушаниях, прилетев из Коламбуса прямо во время регулярного чемпионата НХЛ. Насколько убедительной получилась его речь?

- Он говорил искренне, никаких сомнений в этом ни у кого не возникло. Жердев подтвердил, что собирался нынешний сезон провести в ЦСКА, отправляться в НХЛ не планировал, о чем предупредил своего агента. Сказал, что все проблемы, побудившие его к отъезду в "Коламбус", вызваны исключительно игровыми причинами, возникшими из-за потери взаимопонимания с тренерами клуба.

- Можно ли считать, что снятие нашей стороной требований по дисквалификации Жердева в некоторой степени вызвано его искренностью?

- Да, мы предложили применить к нему условное наказание и не подвергать дисквалификации.

- Как проявил себя арбитр во время слушаний?

- Начнем с того, что в прошлом он - чемпион мира по гребле, участник Олимпийских игр 1980 года. То есть мир спорта знает достаточно хорошо. С юридической точки зрения, а господин Нетцль является доктором права, также нет сомнений в его квалификации. Мы с ним встречались и раньше, когда он работал адвокатом, - и собеседник всегда производил самое приятное впечатление. Во время слушаний по "делу Жердева", считаем, Нетцль вел себя безупречно и профессионально.

- В связи с чем арбитру выделили дополнительные 72 часа на принятие окончательного решения?

- Это была наша идея. В пятницу в 9 часов вечера, когда второй день слушаний подходил к концу, мы предложили американской стороне предоставить арбитру больше времени.

- Неужели предусмотренных в подобной ситуации трех суток недостаточно?

- Работа шла два дня подряд по 12 часов, за это время была обработана масса письменных доказательств и свидетельских показаний. И за трое суток арбитр просто физически не смог бы детально во всем разобраться.

- Американская сторона не возражала против отсрочки вынесения решения?

- Скажем так: они не были этим довольны. И достаточно долго совещались, соглашаться ли. В результате возражать не стали. А вообще, ни правовых, ни эмоциональных оснований для того, чтобы отказаться от нашего предложения, американцы не имели.

- Сможет ли ЦСКА в случае, если решение арбитра окажется для российского клуба неудовлетворительным, подать апелляцию?

- Нет, апеллировать в данном случае нельзя. Решение арбитра является окончательным, и обе стороны были заранее предупреждены об этом. Однако ЦСКА, если посчитает нужным, сможет обратиться в другие судебные инстанции для решения вопроса о компенсации за игрока.

Алексей ЛАПУТИН