Газета Спорт-Экспресс № 46 (3424) от 2 марта 2004 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3

3 марта 2004

3 марта 2004 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЮДИ "ЧЕЛСИ". КТО ОНИ?

Джон МАНН

"ЧЕЛСИ" - ОТЛИЧНАЯ РЕКЛАМА ДЛЯ РОССИИ

Джон Манн - личность колоритная. Он одним из первых оповестил мир о покупке "Челси" Романом Абрамовичем. Американец, занимающий должность начальника отдела по работе с международными СМИ компании "Сибнефть", постоянно живет в Москве, прекрасно говорит по-русски и, между прочим, болеет за московский "Локомотив".

- Джон, как вы попали в "Сибнефть"?

- Меня пригласили по рекомендациям друзей - компании срочно требовался специалист по международным связям с общественностью .

- Сразу согласились поехать в Россию?

- Да, практически сразу - ведь я с 1996 года работал в Алма-Ате, в американо-казахстанском совете, где занимался продвижением американских компаний на территории этой постсоветской республики. До этого полтора года работал в родном Вашингтоне, где, наоборот, помогал продвижению казахстанских фирм. Потом трудился в одном из PR-агентств в Москве, а в 2002 году получил приглашение в "Сибнефть".

- Вам известна предыстория приобретения "Челси" Романом Абрамовичем?

- В общих чертах. Вначале Роман Аркадьевич хотел приобрести российский клуб. Вы, возможно, слышали о том, что рассматривался вариант с ЦСКА. Но в итоге он решил купить клуб английской премьер-лиги.

- После того, как побывал на четвертьфинальном матче Лиги чемпионов "МЮ" - "Реал"?

- Насколько мне известно, идея возникла еще раньше, но решение созрело именно после этого матча.

- А почему именно клуб английской премьер-лиги, а не российской?

- На мой взгляд, по двум причинам. Первая состоит в том, что структура российского клубного футбола далека от совершенства. Покупаешь клуб и не знаешь, кто твои партнеры, у кого есть акции и сколько их. То есть система не очень прозрачна. Естественно, такое положение дел может отпугнуть даже самого богатого потенциального покупателя. Если я покупаю хлеб в магазине, то хочу быть на сто процентов уверенным, что это мой хлеб и никто на него претендовать не будет. Вторая причина - возможно, более спорная - в том, что в силу многих объективных и субъективных обстоятельств в Россию трудно было бы привлечь лучших футболистов мира. Хороший игрок поедет прежде всего туда, где у него будут классные партнеры. Так что по крайней мере в данный период создать в России лучший футбольный клуб мира было бы чрезвычайно сложно. В Англии тоже нелегко, но все же, думаю, проще. А российский спорт Роман Аркадьевич без внимания не оставляет. В частности, он спонсор омского "Авангарда" - команды российской хоккейной суперлиги.

- Абрамович сразу остановил выбор на "Челси"?

- Нет, рассматривались и другие варианты. Если быть точным, три. "МЮ" не подошел из-за чрезмерной дороговизны, "Арсенал" - из-за проблем, связанных со строительством нового стадиона, а в "Тоттенхэме" было не ясно, кто же реально владеет клубом и у кого следует покупать акции. Со всех точек зрения "Челси" подходил идеально: хороший стадион, развитая инфраструктура, прозрачность во всех финансовых вопросах. Добавьте сюда и уже завоеванное место в Лиге чемпионов. Так что выбор пал на "Челси" естественным образом.

- Новость о покупке шокировала весь мир...

- Да, мы были в курсе чуть раньше и как раз готовились преподнести новость мировой прессе. Как только о сделке стало известно, мне начали звонить десятки журналистов со всего мира, преимущественно из Англии. Всех интересовал один вопрос: кто такой Абрамович? Признаться, удивился, поскольку ни на меня, ни на "Сибнефть" нигде не было никакой ссылки. Но самое интересное заключается в том, что начиная с того дня интерес к России со стороны мировых СМИ стал неуклонно расти. С этой точки зрения покупка "Челси" Абрамовичем - огромная реклама для всей страны.

- В чем это выражается?

- Раньше иностранные журналисты, аккредитованные в России, могли продать статьи только о самых-самых главных российских событиях. Теперь все обстоит по-другому. По сравнению, скажем, с прошлым годом интерес как к России в целом, так и к ее экономике вырос в несколько раз. Во всем мире четко поняли: в России есть деньги, есть бизнес. И многие узнали об этом только после того, как Роман Абрамович купил футбольный клуб "Челси" за 100 миллионов. Изучив страну внимательнее, они заметили и то, что сегодня в России сложилась довольно благоприятная экономическая ситуация, что во многом благодаря усилиям президента Путина в экономике есть стабильность, а это важнейший фактор для иностранных инвесторов. Когда иностранцы узнают, что компания "Сибнефть" на бирже оценивается примерно в 15 миллиардов долларов, это сразу меняет их отношение ко всей стране.

- Как часто вы общаетесь с Абрамовичем?

- По мере необходимости - примерно раз в месяц. В Лондон я приехал с супругой посмотреть, как и вы, матч "Челси" с "Арсеналом" - мы планировали эту поездку еще полгода назад. Да, сотрудники клуба меня хорошо знают, нам приходилось раньше общаться, потому и удалось помочь нескольким российским журналистам, не аккредитованным заранее на матч, попасть в сектор для прессы. Но все-таки моя работа - "Сибнефть". В "Челси" у меня никакой официальной должности нет. Но я болею за этот клуб, поскольку мой начальник - его хозяин.

- Далеко не все американцы любят футбол...

- Зря вы так думаете. Сборная США на чемпионате мира прошла дальше и России, и Италии, и Аргентины, выйдя в четвертьфинал. В конце 70-х я еще был маленьким, но все же помню времена, когда в Североамериканской футбольной лиге играли многие звезды мирового футбола, в том числе Пеле.

- Нас, журналистов, очень волнует вопрос: почему Абрамович не дает интервью?

- Просто он не публичный человек. Это не значит, что он нелюдим - наоборот, все, кто с ним общался, могут сказать вам, что это очень приветливый и общительный человек. Но не горит желанием выставлять себя напоказ. Нам всем надо это понять. Абрамович - человек семейный и не очень любит, когда вокруг его персоны создают излишнюю шумиху.

- Какое место в приоритетах владельца "Челси" занимает футбольный клуб и какое - "Сибнефть"?

- Наверное, об этом лучше спросить у самого шефа. В "Сибнефти" у него нет должности - он акционер. А в "Челси" - владелец. Общее между ними то, что и в России, и в Англии на благо дела трудятся сильные команды, во главе которых стоят лучшие специалисты своего дела. Я имею в виду президента "Сибнефти" Евгения Швидлера, которого, без всякого преувеличения, считаю лучшим менеджером мира, а также Питера Кеньона, исполнительного директора Chelsea Village, чья многолетняя успешная работа в "Манчестер Юнайтед" всем хорошо известна. Надеюсь, и "Челси" в скором будущем добьется немалых успехов на футбольном поле.

Р.S. "СЭ" благодарит российский фан-клуб ФК "Челси" и его президента Василия Петракова за содействие в организации интервью.