Газета Спорт-Экспресс № 45 (3423) от 1 марта 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

1 марта 2004

1 марта 2004 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР XX КАТЕГОРИИ В ЛИНАРЕСЕ

После 8-го и 9-го туров положение в группе лидеров не изменилось. Впереди по-прежнему венгерский гроссмейстер Петер Леко - 2 победы и 0 поражений. Его преследуют также ни разу не проигравшие россияне Владимир Крамник и Гарри Каспаров - по одному выигрышу.

КАСПАРОВ ДУМАЛ НАД 20-м ХОДОМ В ПАРТИИ С ШИРОВЫМ 1 ЧАС 10 МИНУТ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Линареса

БУМЕРАНГ ПРОСВИСТЕЛ У САМОГО ВИСКА ГАРРИ

У Каспарова есть много прозвищ, о некоторых из которых первый номер мировой классификации, возможно, и не подозревает. Самое распространенное - Великий и Ужасный. Есть более эмоциональное - Монстр.

В этих в общем-то безобидных "кликухах" (специально употребляю это словцо в качестве пособия для осваивающего русский сленг Леко) чувствуются уважение к бессменному лидеру мирового рейтинга с почти 20-летним стажем и некоторый страх. Коллеги Гарри уже привыкли к тому, что Монстр видит ими еще не видимое и знает ими пока не знаемое. То, что играет Великий и Ужасный, является эталонным и надолго определяет шахматную моду. Каспаров может вдруг достать из своего походного сундучка запылившийся гамбит Эванса - и все тут же начинают проявлять повышенный интерес к изобретению английского капитана. Он применяет "шотландку" - и шахматный мир принимается бить себя кулаком в грудь: ну как же это мы забыли такой прекрасный дебют?!

Но рано или поздно бумеранг, пущенный сильной и умелой рукой, возвращается.

В партии 8-го тура с Алексеем Шировым, с которым Каспаров, как я уже сообщал, вновь стал обмениваться рукопожатиями, бумеранг, посланный Гарри на прошлогоднем турнире в Линаресе, совершив круг, едва не снес голову обладателю рейтинга 2830.

Во втором круге "Линареса"-2003 была сыграна партия Каспаров - Крамник, рассказывая о которой вашему корреспонденту (см. "СЭ" за 15 марта прошлого года) Гарри подчеркнул, что ход 19.Кh2 в одном из разветвлений "испанки", именуемом анти-Маршалл, вел к большому перевесу белых. Он даже запальчиво заявил тогда, что после этого хода черным, мол, настолько плохо, что вряд ли Крамник спасся бы и, следовательно, поделил бы с Леко 1 - 2-е места...

И вот спустя год история почти повторяется: белыми вновь играет Каспаров, а черными - Широв. Опять на доске анти-Маршалл, все то же самое - точь-в-точь. Наступает время вспомнить о замечательном ходе 19.Кh2... И Гарри, верный себе, делает его. Понятно, что на h2 конь идет не для того, чтобы постоять рядом со своим монархом, ему надо рваться вперед, в атаку - на g4! И Гарри, сказав "а", говорит "б", вернее, сказав "h", говорит "g".

Но - о ужас! Он обнаруживает, что запущенный им бумеранг возвращается со страшной скоростью, грозя уничтожить своего хозяина. Можно ли уклониться от этого смертоносного снаряда?

Каспаров продумал над 20-м ходом 1 час 10 минут! Все, что можно было сделать, он сделал. Но единственное, что оставалось белым, это бороться за ничью.

Во время ужина Широв сказал, что Каспарову пришлось бы очень нелегко, если бы вместо антипозиционного, по его выражению, хода 27...Ле5 он сыграл бы правильно и очень сильно 27...Kf3! (на 28.Кс7 следует 27..Лed8, а на 28.Cf4 - 28...Лес8). Черные остаются с лишней пешкой, а белые - без достаточной компенсации. Алексей сгоряча даже бросил: "Ему пришлось бы сдаться!" - но на следующий день смягчил свою оценку: "Позиция белых была тяжелой, однако практические шансы в условиях цейтнота у них, наверное, оставались..."

Как бы то ни было, Великий и Ужасный сумел спасти свою голову от сноса вернувшимся бумерангом.

ИЗГНАНИЕ ДОНА ЛУИСА ДОНОМ АЛЕКСЕЕМ

Рижский гроссмейстер с испанским паспортом Алексей Широв - желанный гость на всех турнирах. В том числе и в Линаресе. Но в последние годы он приезжает сюда, только предварительно выяснив, не будет ли иметь отношение к мероприятию сеньор Луис Рентеро. И услышав: "Да что вы, сеньор Широв, дон Луис давно отошел от дел, сейчас турнир полностью в ведении мэрии Линареса и правительства Андалусии", принимает приглашение.

Такая нелюбовь Широва к пожилому человеку, отцу-основателю знаменитого супертурнира в Линаресе, который после страшной автоаварии был вынужден сложить с себя организаторские полномочия, объясняется довольно просто. Алексей не может простить Рентеро того, что тот до сих пор не заплатил ему 200 тысяч долларов, причитающихся ему, Широву, в качестве компенсации за несостоявшийся матч с Каспаровым в рамках организованного доном Луисом Всемирного шахматного совета. Рентеро не выполнил даже свое обещание съесть копии контракта, имеющиеся у Широва, если тому не выплатят неустойку.

Так вот, после партии с Леко из 7-го тура, которую Широв проиграл, он обратился в судейскую коллегию с вежливым, но настойчивым требованием запретить сеньору Рентеро находиться в специально отгороженном для участников пространстве за кулисами. На этой территории установлены мониторы, с помощью которых гроссмейстеры могут отслеживать развитие событий, не находясь за шахматными столиками. Ведь все время сидеть за доской не каждому по вкусу, и некоторые игроки прогуливаются туда-сюда по ковровой дорожке вдоль мониторов, краем глаза держа на прицеле свою позицию и попутно изучая позиции коллег.

Так вот, в это закулисье и повадился ходить дон Луис, который, между прочим, не только основоположник соревнований в Линаресе, но и хозяин отеля "Анибал", где они проходят уже свыше четверти века. А еще и их спонсор, и член оргкомитета, и почетный гражданин Линареса, и т.д и т.п.

Когда Широв потребовал, чтобы сеньора Рентеро за кулисы больше не пускали, его попытались уговорить: "Сеньор Широв, но ведь это такой знаменитый и уважаемый человек в нашем городе! Может, потерпите?" На что Алексей ответил, как отрезал: "Не уберете Рентеро? Хорошо. Половина турнира прошла - заплатите мне половину причитающегося мне гонорара. Я уезжаю".

И что вы думаете? Дону Рентеро пришлось подчиниться. Ему, правда, построили в экстренном порядке специальную загородку и напихали туда кучу мониторов, но он в этот загон - ни ногой. Обиделся. Сидит теперь в холле своего отеля перед большими экранами, на которых кроме ходов можно видеть и фигурки гроссмейстеров, и изучает позицию дона Алексея. Ведь тот хоть и строптив, но, во-первых, играет здорово, а во-вторых, возглавляет сборную Испании, которой всегда приносит львиную долю командных очков. Присутствует и "в-третьих": копии контракта на 200 тысяч долларов ждут своего съедения. А ведь желудок-то у дона Рентеро уже не тот...

РАДЖАБОВ ВНОВЬ ПОЛУЧИТ ПРИЗ ЗА БИТВУ С МОНСТРОМ

Как вы, наверное, помните, во время закрытия прошлогоднего турнира Каспаров закатил грандиозный скандал. Тогда группа журналистов неосторожно присудила приз за лучшую партию Теймуру Раджабову, который красиво, но небезошибочно, победил Лучшего Игрока Всех Времен. Гарри рвал и метал. Оцепеневшая публика с замиранием сердца ждала, чем закончится эта словесная коррида. Журналисты уцелели. А Раджабова вновь пригласили в Линарес. Как язвили некоторые - специально, чтобы Монстр мог утолить жажду мести.

В первом круге, однако, реванш не получился. Хотя при анализе партии Гарри доказывал, что мог выиграть. Но с анализом Каспарова вступил в противоречие анализ Раджабова: юный бакинец убежден, что за несколько ходов до того, как Гарри мог добиться аналитической победы, четко вырисовывалась аналитическая же ничья.

И вот пришел черед второго поединка Каспарова с Раджабовым. Обстановка в зале была праздничной - в субботу отмечался День Андалусии, - и народу собралось видимо-невидимо. Теймур пришел в отутюженном костюме, накрахмаленной рубашке и строгом бордовом галстуке. Гарри слегка опоздал. Он не любит фоторепортеров, хотя и терпит их. Едва заметным движением пальца Каспаров указал судьям на свои тяжелые швейцарские часы фирмы "Адамар Пежо": дескать, пора освободить площадку от этих ребят с фото- и телекамерами. Судьи со всех ног бросились выполнять указание восьмикратного чемпиона линаресского турнира. А Гарри, как всегда, одетый с иголочки, наблюдал за происходящим, сидя неподвижно, словно изваяние. Как памятник самому себе.

Затем Каспаров перевел взгляд на доску. И зацепился им за выдвинутую на два поля пешку "е" белых. Любимый ход Остапа Ибрагимовича: 1.е2-е4.

Дело в том, что почти всю свою сознательную турнирную жизнь 16-летний гроссмейстер Раджабов играл на первом ходу несколько иначе. А именно: 1.d2-d4. И только на этом турнире специально для Крамника и Каспарова сделал исключение.

Каспаров думал над ответом 10 минут. Конечно, это не 1 час 10 минут, как в партии с Шировым. Но там был 20-й ход. А здесь - первый. Почти всю свою очень большую турнирную жизнь Великий и Ужасный на первый ход 1.е2-е4 отвечал 1...с7-с5, то есть сицилианской защитой. Но тут он, продумав над первым ходом как никогда долго, изменил своим привычкам и специально для Раджабова сыграл от короля: 1...е7-е5.

Раджабов ответил очень быстро и вновь неожиданно: "шотландская". Против Каспарова?! Шотландская?! Неслыханная дерзость! Ведь, как уже говорилось, не кто иной, как Гарри вдохнул новую жизнь в этот древний дебют и добился с его помощью многих красивых побед. И вот нате вам, "шотландка"!

Дальнейшее с трудом поддается объяснению. Напряжение поединка было столь велико, что Теймур... перепутал порядок ходов (вместо 15.Лfl надо было играть, как и намечал он утром, 15.Cg4) и уже на 19-м ходу остался без пешки. После этого его "похоронили" почти все. Крамник: "Положение белых безнадежно". Широв: "Белые проигрывают". Бурлящий пресс-центр: "Даже консилиум гроссмейстеров не спасет безнадежно больную позицию белых".

Каспаров медленно и верно вел партию к победе. Месть за прошлогоднее унижение была близка. А с ней, заметим, важное очко в таблице и долгожданное лидерство. Но Теймур проявил фантастическое упорство - и спас партию! А помог ему в этом деле сам Каспаров. Как показал "Фритц", черные вместо 55...Лf2 могли избрать 55.. .Лb 1 и выиграть просто: 56.Лf4 Кре5 57.Ке2 gl Ф 58.Kgl Kpf4.

На Гарри было больно смотреть. Белый как полотно, он продирался сквозь галдящую праздничную толпу, не замечая протянутых рук с листками бумаги - для автографа.

А за ужином один испанский обозреватель подошел к Теймуру и сообщил, что журналистское жюри уже присудило ему приз за лучшую защиту...

Редакция благодарит компанию "Теле-спорт маркетинг" за помощь в командировании спецкора "СЭ" в Испанию.

8-й тур. Ничьи: КРАМНИК (Россия) - Вальехо (Испания), КАСПАРОВ (Россия) - Широв (Испания) и Леко (Венгрия) - Раджабов (Азербайджан).

9-й тур. Ничьи: Широв - КРАМНИК, Раджабов - КАСПАРОВ и Вальехо - Веселин Топалов (Болгария).

После 9 туров: Леко - 4,5 из 7, КРАМНИК и КАСПАРОВ - по 4,5 (8), Широв - 4 (8), Вальехо - 3,5 (8), Топалов - 3 (7), Раджабов - 3 (8).