Газета Спорт-Экспресс № 37 (3415) от 18 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

18 февраля 2004

18 февраля 2004 | Велоспорт

ВЕЛОСПОРТ

Знаменитый итальянский велогонщик Марко Пантани, скоропостижно скончавшийся 14 февраля, будет похоронен сегодня на кладбище при церкви Сан-Джиакомо в его родном городке Чезенатико

Марко ПАНТАНИ

РАВНИНА - НЕ ДЛЯ ГОРНЫХ КОРОЛЕЙ

Фраза, принадлежащая великому Оскару Уайльду: "Публика удивительно терпелива, она прощает все. Кроме гениальности".

Уроженец портового городка Чезенатико, что неподалеку от курортного Римини, Марко Пантани в полной мере ощутил на себе правоту этих слов. Он, как и герой ирландского драматурга Мальчик-звезда, неразумно истратил свой талант - и пал его жертвой.

Короткая жизнь велогонщика Пантани - это сага о человеке, который вопреки своей репутации "плохого парня" сумел стать не только горным королем престижнейших многодневок, но и властелином сердец миллионов болельщиков. Видимо, было что-то особенное в этом некрасивом итальянце, избравшем себе эпатажный образ разбойника морей.

Пиратом его прозвали не только за блестящий под солнцем лысый череп, бандану и серьгу в ухе. Пиратство на трассах и вне их стало его стилем. Он был жаден до золота почище Дрэйка или Флинта. За 11 лет профессиональной карьеры Пантани одержал 36 побед, включая этапы крупнейших многодневок, в течение одного 1998 года победил на "Джиро д'Италия" и "Тур де Франс" (он стал первым итальянцем, сделавшим такой супердубль, после легендарного Фаусто Коппи, который отличился в 1952-м), был бронзовым призером чемпионата мира-95.

Любопытно, что Пантани очень злили его оттопыренные уши, из-за которых он получил еще одно прозвище - Слоник. Нет, добрый имидж был не про Марко, и он решился на операцию по коррекции ушных раковин. Это был жесткий, порой даже жестокий человек. Как по отношению к самому себе, так и к другим. Достаточно вспомнить один из этапов "Джиро", когда на велосипеде Марко слетела цепь. Гонщик остановился, ликвидировал поломку и ценой нечеловеческих усилий все-таки финишировал первым. А чего стоит его знаменитая дуэль в Альпах с Яном Ульрихом! Тогда действующий чемпион "Большой петли" Кайзер Ян проиграл Пирату Марко, спасовав в отличие от него перед холодом и проколами.

Но гениальность не может остаться безнаказанной. И в 1999 году на Пантани нашли управу. Когда он в розовой майке лидера готовился во второй раз принимать поздравления с победой в "Джиро", его обвинили в использовании запрещенных препаратов. Начались многочисленные судебные разбирательства. Пусть вина Пирата так и не была доказана, его дисквалифицировали. Немало заштатных следователей и прокуроров сделали тогда себе имя во время процесса по делу звезды. Ирония судьбы: выиграв самую скандальную "Большую петлю", когда из-за склоки по поводу допинга полиции с командой "Фестина" с дистанции сошла добрая половина пелотона, Пантани в последующие годы сам превратился в героя скандальных репортажей.

Апогеем этой травли стал выхолощенный "Тур"-2002, когда из-за действий директора гонки Леблана спектакль под названием "Большая петля" лишился своих лучших исполнителей - Пантани и Чиполлини. Супер-Марио тогда же в сердцах заявил об уходе, а Марко впал в глубокую депрессию. Да и как тут сохранить самообладание, если три года, которые могли бы стать вершиной карьеры Пантани, он провел в тяжбах, отстаивая свое доброе имя. Да и достойного возвращения у него не получилось, что окончательно подкосило некогда всесильного Марко. Он не мог смириться с второстепенными ролями в гонках - и его 14-е место в "Джиро"-2003 стало приговором Пантани-гонщику.

Корреспондент "СЭ" попросил поделиться своими впечатлениями о Пирате наших гонщиков прошлого и настоящего, которые хорошо знали его, видели Марко в деле и соперничали с ним.

Петр УГРЮМОВ,вице-победитель "Тур де Франс"-94 и "Джиро д'Италия"-93:

- Пантани был выдающимся гонщиком - вот уж кто действительно достоин титула "горного короля" и настоящей короны. Я не знаю никого, кто мог бы сравниться с ним.

Хорошо помню дебют Марко среди профессионалов на "Джиро д'Италия" в 1993 году. Он перед этим выиграл молодежную "Джиро" и считался самой перспективной восходящей звездой итальянского велоспорта. Для меня та супермногодневка памятна еще и потому, что я тогда финишировал вторым в общем зачете после великого Индурайна.

А Пантани к концу "Джиро"-93 отработал добрую половину выданных ему авансов, доказав, что из него получится настоящий гонщик. На одном из последних этапов я подъехал к нему и сказал: "Парень, ты недолго задержишься в этой конюшне (он тогда выступал за "Карреру"), потому что ты из породы тех, кто не работает на чужого дядю, а сам кроит под себя команды".

Представляете, насколько силен был юный Пантани, если даже при таком лидере, как Клаудио Кьяпуччи, сумел раскрыться. Ему было тесно в тактической схеме, которой придерживалась "Каррера" Кьяпуччи. Тогда в ответ на мои слова Марко лишь улыбнулся, а через год финишировал вторым в общем зачете "Джиро" вслед за Женей Берзиным. Через пару лет Пират стал одним из учредителей знаменитой команды "Меркатоне Уно". Спустя пять лет после дебюта он выиграл "Джиро", и в том же 1998 году победил самого Ульриха на "Тур де Франс".

- Вы ведь были практически соседями. Городок Чезенатико, где он жил, находится недалеко от вас. Встречались с ним, беседовали?

- Очень редко. Как-то раз я отправился на тренировку своей юношеской команды и на подъеме в горку встретил Пирата. Он катил вниз. Остановились. Поговорили. Марко рассказал, что накануне после тренировки по пути домой решил поужинать в придорожной траттории. А денег с собой не оказалось. Так хозяин накормил его в долг, и теперь Пантани едет расплатиться. Что же удивляться - популярен он тут был безумно.

Тогда же он мне похвастал, что сдал экзамен и получил лицензию на управление яхтой. "А то что же это получается?! - воскликнул Марко. - Друзья прозвали меня Пиратом, а я не знал, как со штурвалом и парусами обращаться. Зато теперь все в порядке, осталось только обзавестись подходящим судном". И вскоре осуществил свою мечту.

Александр ГУСЯТНИКОВ,президент Федерации велоспорта России:

- Великий гонщик был, что и говорить. Но крайне неуравновешенный человек. Его отношение к людям меня, честно говоря, настораживало. Конечно, он звезда первой величины, гений, но тем не менее...

Впрочем, с гениями всегда сложно, лично я не встречал великих спортсменов без странностей. Вот вам один пример. Пантани был жутко популярен у себя в Италии, его фан-клубы можно было встретить в любом уголке страны. И когда он впервые выиграл "Джиро", поклонники обратились к нему с просьбой о встрече. Однако Марко отказался бесплатно встречаться с ними.

Может быть, именно в этом корень всех бед Пирата. Думаете, случайно именно его избрали козлом отпущения полиция и антидопинговые службы? Непредсказуемость Пантани, его капризы, некорректные высказывания и зачастую грубость во многом стали причиной этих нападок. Общество, мнение которого Пирата нисколько не волновало, жестоко мстило ему за это. Безумно жаль, что мировой пелотон потерял такого мастера. А директор "Тур де Франс" Жан-Мари Леблан здорово обесценил свою гонку, не позволяя Марко в последние годы участвовать в ней.

Андрей ЗИНЧЕНКО,гонщик португальской команды "Миланеза":

- Я узнал о смерти Пантани из газет. Что вам сказать... Для меня это стало огромным потрясением - иного слова подобрать не могу. Очень хорошо помню ту роковую для Марко "Джиро"-99, когда его за два этапа до финиша дисквалифицировали, а я стал 12-м в общем зачете. Накануне злополучного для всех нас, кто шел в первой двадцатке общего зачета, этапа многих вызвали на допинг-контроль. А утром - как гром среди ясного неба: Пантани и его "Меркатоне Уно" не выходят на старт. У Пирата нашли в пробе следы каких-то запрещенных веществ, а команда, демонстрируя солидарность с ним и в знак протеста против произвола антидопинговых служб, снялась с соревнований.

Вообще, Марко был настоящим вожаком. Он пользовался непререкаемым авторитетом у своих грегари. Потому никого и не удивил поступок "меркатонцев".

Его в Италии боготворили. Помню, Пантани всегда ехал в окружении своей свиты, как настоящий монарх. Его постоянно оберегали, "везли" верные оруженосцы. Достаточно было бросить взгляд на пелотон, чтобы понять, где Марко: "паровоз" "Меркатоне Уно" неизменно сопровождал своего "машиниста". Пантани и сам любил, чтобы вся команда была рядом.

Когда его несправедливо дисквалифицировали, вся Италия с нетерпением ждала возвращения своего кумира. К сожалению, за время изгнания Пират, видимо, разучился держать удар, и его второе явление не получилось. Суды, бесконечные попытки засадить его за решетку сделали свое дело: Марко сломался. Он впал в страшную депрессию. Несколько раз попадал в автомобильные аварии, разбил две собственные машины.

А тут еще скоропостижная смерть молодого испанского велогонщика Хосе-Марии Хименеса, который был очень известен на Пиренеях. В последнее время его регулярно обвиняли в употреблении наркотиков. От Хименеса давно ждали успехов, но его постоянно преследовали травмы. Парень тоже страдал от депрессии и, не выдержав напряжения и шумихи вокруг себя, умер в больнице в конце декабря. Думаю, Пантани нашел какие-то параллели в его и своей судьбах.

Окончательно же добили Марко неудачи после ухода из спорта. Он ведь пытался стать менеджером профессиональной команды. В межсезонье вел переговоры с итальянской компанией "Стайер" о создании конюшни, в том числе на базе ОНСЕ, лишившейся титульного спонсора. У нас тут писали в газетах, что Маноло Сайс, директор ОНСЕ, вроде бы заинтересовался предложением Пантани и "Стайера". Но Маноло тот еще жук. Одновременно он прощупывал почву в "Либерти Сегурос". И когда та пообещала более выгодные условия, сделал Пантани и "Стайеру" ручкой. Марко от отчаяния пытался договориться с Ульрихом, но тот ушел в "Т-Мобайл". Вот этот крах его так и неначавшейся менеджерской деятельности стал, полагаю, последней каплей.

Вячеслав ЕКИМОВ,двукратный олимпийский чемпион:

- Я не часто общался с Марко. Он все-таки гонщик более высокого уровня, другого класса. И на гонках Пантани, как правило, решал совсем иные задачи, нежели я. Так что наше знакомство можно назвать шапочным.

Да, он был великим гонщиком, но при этом оставался очень закрытым человеком. На всех многодневках, где мы с ним пересекались, Пантани всегда был как бы сам по себе. И при этом держал на коротком поводке всю свою команду "Меркатоне Уно". Бывало, приедешь в лагерь по окончании этапа, все разбредаются кто куда, а "меркатонцы" в своих желтых майках всегда вместе. Их издалека было видно.

Жесткий Марко был человек. Если гонка у него не задавалась, он мог запросто сойти с дистанции, и команда оставалась обезглавленной. Но Марко это, видимо, мало волновало. В то же время не могу не отдать ему должное как гонщику. Если, как мы говорим, у Марко "шла нога", равных ему не было. Его все боялись, в удачные для него дни он был неудержим. Другое дело, что в период его расцвета и побед на "Type" Армстронг еще не набрал силу, а когда набрал, Пантани уже был отлучен от "Большой петли".

- Если бы вы получили приглашение от Марко стать его грегари на "Тур де Франс", приняли бы его?

- Нет. Прежде всего потому, что мне лично итальянские команды не подходят по духу. В них совершенно иная атмосфера, другой, чуждый мне настрой. И потом, вряд ли я мог ему помочь. Он ведь горный гонщик, ему нужны верные оруженосцы там, а я силен на равнине и в командной разделке. Так что, повторяю, я бы отказался.

А вот что сказал о Марко великий Эдди Меркс, 5-кратный победитель "Тур де Франс": "Пантани стал жертвой судебных властей, избравших его своей мишенью. Но он останется в истории велоспорта величайшим мастером горных гонок, навсегда вошедшим в зал славы наряду с Индурайном и ван Импом". Думаю, это мнение будет поважнее иных судебных приговоров.

В понедельник вечером профессор Джузеппе Фортини, проводивший вскрытие, сообщил, что смерть Марко Пантани наступила в результате острой сердечно-сосудистой недостаточности и отека легких. Сама по себе эта информация не исключает версии об отравлении или самоубийстве. Окончательный ответ на вопрос о причине смерти Пирата может быть дан только после тщательных гистологических и токсикологических анализов, которые займут несколько недель.

Тем не менее уже сегодня версия о самоубийстве является основной. Появились слухи о предсмертной записке, в которой Марко сообщает о своем добровольном решении уйти из жизни, будучи не в силах бороться с депрессией.

Увы, ему, покорившему горы, оказалось не под силу прозябание на равнине...

Ровшан АСКЕРОВ