Газета Спорт-Экспресс № 36 (3414) от 17 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

17 февраля 2004

17 февраля 2004 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

"ЗАУБЕР" ВЫЛЕТЕЛ В ТРУБУ. АЭРОДИНАМИЧЕСКУЮ

Если судьба когда-нибудь забросит вас, уважаемые читатели, в Хинвил, что под Цюрихом, то советую обратить внимание на главную достопримечательность этого швейцарского городка. Речь идет о новенькой, с иголочки, аэродинамической трубе. Новорожденной, которая принадлежит команде "Формулы-1" "Заубер-Петронас", нет равных в мире по ряду показателей.

СТЕКЛЯННЫЙ ЗАМОК Петера ХЕРРШЕ

Начнем с того, что выигравший тендер местный архитектор (а всего претендентов было трое) подошел к проекту неформально, он, я бы сказал, вложил в него душу. Своему творению зодчий постарался придать определенную символическую направленность.

Весь комплекс, где создают искусственный ветер и используют его на благо спортивной автомобильной индустрии, размещен в гигантском прозрачном кубе. В толстые стеклянные стены вмонтированы многочисленные белые зигзагообразные полоски. Если вы едете на машине вдоль этого разительно выделяющегося на фоне остальных городских зданий строения, то потрясающий оптический эффект обеспечен: на ваших глазах бурные потоки воздушных масс, словно в мультфильме, будут гулять по улочкам провинциального Хинвила.

Ну а внутри конструкции благодаря установленной там турбине, по мощности равной половине той, что используется на "боингах", бушуют уже вполне реальные ураганы. Если коротко сформулировать задачу, стоящую перед персоналом этого предприятия, то получится следующее: поиск компромисса между все увеличивающимися нагрузками и наименьшим сопротивлением воздуха.

Туда, где все грохочет и гудит, посторонним вход запрещен, но для спецкора "СЭ" было сделано исключение. В роли моего экскурсовода выступил Петер Херрше - именно он отвечает за уникальную аэродинамическую трубу, находящуюся под семью замками.

После завершения университета молодой специалист Херрше работал в странах Азии, помогая доводить до ума крупные промышленные объекты. Однако в душе дипломированного инженера жила надежда, что когда-нибудь он займется настоящим делом. Которое, как представлялось Петеру, должно быть обязательно связано с автогонками, а в идеале - с "Формулой-1". И вот семь лет назад Херрше рискнул предложить свои услуги "Зауберу".

Вопреки опасениям получить отказ он был приглашен на собеседование, а затем трудоустроен и обласкан. Новичку страшно повезло еще и в том, что дело, которое ему поручили, является любимым детищем хозяина команды Петера Заубера. "Аэродинамика, - постоянно внушает своим сотрудникам владелец швейцарской конюшни, а в прошлом - простой электрик. - важнейший фактор в современной "Ф-1". Наша труба - решающий инструмент в деле создания классного болида".

Херрше очень ценит то, что у него есть право напрямую общаться с шефом - это помогает максимально быстро решать возникающие проблемы. А еще он считает себя представителем интересов Заубера на аэродинамическом полигоне. Целью Херрше и его сотрудников является выявление в болидах резервов увеличения скорости. Но при этом, согласно заданию босса, надо удерживать расходы на запланированном уровне.

- Господин Херрше, глядя на хрустальные хоромы, в которых мы с вами находимся, и на неказистое здание, где работает сам Петер Заубер, не могу не спросить: нет ли у вашего патрона намерения перебраться в более современный офис?

- Ему, как мне кажется, не хочется покидать старое здание, к которому он привык. Но определенные планы насчет переселения у нас есть. Думаем постепенно перетащить к себе часть персонала. С одной стороны, в штаб-квартире "Заубера" стало тесно, с другой - считаю целесообразным собрать под одной крышей всех специалистов, так или иначе отвечающих за аэродинамику. Тогда население нашего стеклянного замка будет порядка 50 человек, а сейчас нас около 30.

Кстати, если вы заметили, здание разделено на отсеки. Только ограниченный круг людей может беспрепятственно перемещаться по всем помещениям. Остальные работают каждый на своем месте. Еще недавно все двери были нараспашку, а теперь включена охранная система, и нам с вами во время экскурсии придется то и дело открывать сложные кодовые замки. Эти меры предосторожности необходимы. Предпринимаются они не столько ради секретности, сколько для того, чтобы, скажем, механик, у которого руки в масле, случайно не испачкал и не вывел тем самым из строя чувствительную электронную аппаратуру, установленную в других отделах.

ИЗ МУЗЕЯ - НА ДИСКОТЕКУ

Помещения, которые мы осматривали, поражали стерильной чистотой, совершенно не вязавшейся с моими представлениями о предприятии, имеющем дело с автомобилями. Правда, Херрше признался, что обычно здесь далеко не так прибрано. Просто, узнав о визите зарубежного корреспондента, он распорядился привести все в порядок. Попутно мой гид по-хозяйски погладил оказавшиеся под рукой какие-то трубы и похвастался, что такого элегантного дизайна нет ни у одного конкурента.

Впрочем, как выяснилось, у повелителя зауберовской аэротрубы никогда не было возможности заглянуть на аналогичные объекты других команд. В формулическом мире не принято делиться опытом с конкурентами. Тем более если речь идет об аэродинамике. Так что о преимуществах своей трубы Херрше знает исключительно со слов строителей, которые до этого успели поработать на соперников. Но в одном он точно уверен: такого многофункционального комплекса нет ни у одной другой конюшни "Ф-1".

Кстати, здесь есть все условия не только для работы, но и для отдыха: уютный кинозал, сверкающая сталью кухня, примыкающий к ней банкетный зал человек на двести. Я видел даже площадку, на которой можно проводить дискотеки, как это было недавно - под Новый год.

Предмет особой гордости Херрше и К° - музей, в котором собраны болиды "Заубера" всех поколений. Первоначально заказчики хотели, чтобы он располагался на крыше, однако архитектор настоял на своем, и шеренги вышедших в тираж прототипов и других спортивных монстров красуются на первом этаже. А на верхнем уровне расположились энергетики со своим оборудованием. Оттуда им рукой подать до сердца объекта - турбины.

"ПРОДУВАТЬ" РАРИТЕТЫ - ПУСТАЯ ЗАБАВА

Проходя мимо рядов автомобилей еще тех времен, когда "Заубер" сотрудничал с "Мерседесом", я поинтересовался у Херрше, не пробовал ли он "продуть" их в рабочей камере и сопоставить полученные показатели с характеристиками современных болидов. И услышал в ответ, что подобные эксперименты не имеют смысла: и так ясно, что раритеты в плане аэродинамики не выдерживают никакого сравнения со своими преемниками. Ведь раньше не было таких возможностей, как сейчас, и поэтому сопротивлению воздуха уделяли минимум внимания, а модели, создаваемые для испытаний, были крошечными.

Между прочим, самому Херрше, как выяснилось, пухлые формы, скажем, зауберовских прототипов, на которых когда-то ездил Михаэль Шумахер, больше по душе, чем стройные фигуры нынешних "формул". Но, признает он, эстетика и личные вкусы создателей машин стоят на втором плане, а на первом - аэродинамика. Кстати, весь музейный автопарк "Заубера" не только прекрасно выглядит, но и находится в рабочем состоянии. Любую машину достаточно заправить - и вперед!

Однако не все так уж безоблачно во владениях Петера Херрша, как может показаться. Например, средства, выделяемые на испытания в трубе, по меркам "Ф-1" довольно невелики, и порой их не хватает даже на регулярную работу с новинками. Хотя предприятие и является собственностью "Заубера", пока о круглосуточном функционировании аэродинамического полигона, как в других, более богатых командах, и речи быть не может. Максимум, на что можно рассчитывать в данный момент, это 3-5 тысяч часов в год.

Решив серьезно раскошелиться на аэродинамическую трубу, Заубер, как я понял из беседы с Херрше, хочет дать бой гигантам "Больших призов", у которых, естественно, гораздо больше возможностей совершенствовать свои машины. Усиливать двигатель чрезвычайно хлопотно и дорого. Чтобы увеличить скорость машины, скажем, на один километр в час, нужно форсировать мотор на 7 лошадиных сил, а даже такая незначительная на первый взгляд добавка мотористам "Заубера" дается с трудом.

Куда проще и перспективнее, считают в Хинвиле, поработать над сопротивлением воздуха: стоит его уменьшить на один процент, как машина сразу помчится на 3 км в час быстрее. Вот потому и была сделана ставка на трубу.

ИСТРЕБИТЕЛЬ БОЛИДУ НЕ РОВНЯ

- А не пытались аэродинамики "Заубера", получив в распоряжение такой уникальный комплекс, сравнивать параметры обтекаемости своих болидов с аналогичными характеристиками, например, истребителей-перехватчиков?

- Зачем? Мы ведь не самолеты делаем, а гоночные машины. Не приходило нам это в голову даже тогда, когда мы арендовали аэродинамическую трубу у одного авиаполка. На военную базу приходилось таскаться за 100 километров, да и теснота там была ужасная. Во многом из-за этого команда и решила обзавестись собственной трубой. Теперь, можно сказать, наслаждаемся жизнью.

- В прошлом сезоне, помнится, большого прогресса в аэродинамике достигла команда "БМВ": немцы совместно с англичанами на 15 процентов улучшили свои показатели. Возможен ли такой же стремительный скачок в "Заубере"?

- Мы только-только начали работать с машинами в трубе, поэтому хвалиться еще нечем. Впрочем, команда прекрасно понимала, что вряд ли сможет немедленно поразить мир. Скорее всего, заметные сдвиги произойдут в следующем сезоне.

Сейчас наши специалисты по аэродинамике особое внимание уделяют нижней части автомобиля, где скрыты большие резервы прироста скорости. На первый взгляд, днище абсолютно ровное, но если приглядеться, можно найти простор для творчества. Распыляться мы, скорее всего, не будем, и сосредоточимся на своем профиле - автогонках. Но одно исключение "Заубер" сделать все же собирается.

Имеющиеся у нас мощности позволяют активно поработать и с серийными автомобилями. Спрос на такого рода услуги большой, можно прилично подзаработать. Ведь строительство комплекса обошлось в 45 миллионов евро, и неплохо было бы эти деньги постепенно вернуть.

ПИЛОТАМ В КАМЕРЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО

По крутой лестнице мы поднялись туда, где, собственно, и происходит главное таинство, в испытательную камеру. В это время там работали наладчики, поэтому ничего, кроме необычно длинной ленты транспортера, я не увидел. Херрше объяснил, что самое интересное находится под бегущей дорожкой - туда стекается и там обрабатывается вся информация. Как я понял, это действительно очень секретный цех, так как демонстрировать его чужаку мой экскурсовод не решился, а лишь позволил одним глазком посмотреть на приборы.

Все там было сделано капитально, на века. Я поинтересовался: а что будет, если вентилятор для Гулливера, занимающий два этажа, устареет? Ведь демонтировать такую махину стоит огромных сил и средств.

Оказывается, принцип действия самой аэротрубы не меняется с давних пор. Говорят, некоторые команды "Ф-1" используют комплексы, сохранившиеся со времен Второй мировой войны. Что же касается зауберовской конструкции, то у нее впереди целая вечность. Дело в том, что мощность этой трубы столь велика, что и потомкам мало не покажется. Главное, как мне объяснил Херрше, вовремя обновлять компьютеры.

- А можно создавать на симуляторе условия, максимально приближенные к каждой конкретной гонке, которые проводятся не только в разные месяцы, но и в разных странах и даже на разных континентах?

- При желании, конечно, можно. Видите вон ту климатическую установку? С ее помощью легко смоделировать любую погоду. Но, спрашивается, зачем? Наша группа изучает иные явления, поэтому побочными вещами голову мы себе не забиваем. Очень важно поддерживать стабильную температуру в камере, от чего зависит точность всех измерений. Хочу также отметить, что интенсивность работы нашего канала никак не связана с временами года. Это раньше, когда у нас не было таких условий, самые большие нагрузки выпадали во время зимней паузы в чемпионате.

- Давно хотел выяснить, почему в машине во время испытания в аэродинамической трубе нет пилота?

- Во-первых, наши эксперименты небезопасны. Да, все происходит не на настоящей трассе, а в помещении, но скорости, хоть и имитируются, тем не менее очень даже реальные. Скажем, на нашей ленте можно "разогнать" болид до 300 км в час. Воздушные струи в камере движутся в тех же пределах.

Во-вторых, гонщик в кокпите в момент испытаний абсолютно не нужен, достаточно его пустого шлема. Вес пилота в данной ситуации не играет никакой роли. К тому же на стенде, как правило, "продувают" не боевые болиды, а их модели не в полную величину, хотя и близкие по масштабам к оригиналу. В такой "игрушке" человек просто не поместится.

Между прочим, в Хинвиле работают с самыми большими моделями в мире, достигающими 60 процентов от реальных размеров. Конкуренты, согласно данным "разведки", вынуждены довольствоваться лишь 50-процентными копиями. "Заубер", с гордостью сообщил мне Херрше, имеет возможность проводить испытания и с оригиналами, однако тут есть одно "но". И мой гид пустился в сложные математические объяснения, суть которых сводилась к тому, что начинять боевую машину всевозможными приборами - слишком большая роскошь.

У аэродинамического туннеля в Хинвиле есть и еще одно достоинство: в нем можно снимать показатели сразу с двух 60-процентных моделей, о чем всем конкурентам "Заубера" остается только мечтать.

- Нельзя сказать, что в лагерях противников нет многого из того, что есть у "Заубера", - уточнил Херрше. - Но у нас на вооружении более передовая технология. Взять тот же движущийся пол. Его, разумеется, используют все или почти все, однако наша лента все же на шаг впереди - и по скорости, и по простору для маневра автомобиля.

Да, швейцарцы действительно здорово преуспели. Но и им до идеала еще далеко. Например, они могут исследовать воздействие на корпус только лобовых потоков воздуха, а вот боковая агрессия воздушных струй для них остается еще неизведанной областью. Но Петер Херрше не теряет оптимизма:

- Ничего, дойдут руки и до этого.

Борис ТОСУНЯН

Хинвил - Вена