Газета Спорт-Экспресс № 30 (3408) от 10 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 26

10 февраля 2004

10 февраля 2004 | Теннис

ТЕННИС

КУБОК ДЭВИСА

БЕЛОРУССИЯ - РОССИЯ - 3:2

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В МИНСКЕ?

Евгений ФЕДЯКОВ

О ВЗАИМНОМ УВАЖЕНИИ

Для начала - одна цитата.

"Вообще обидно: когда хорошо играешь и побеждаешь - тебя все хвалят. А когда, как случилось со мной, начинаются травмы, многие начинают выдвигать собственную версию происходящего. Например, будто у меня какие-то непонятные проблемы со здоровьем и я не хочу играть в теннис. Неприятно бывает открывать какой-нибудь журнал, где написана всякая ерунда. Люди все-таки должны относиться к теннисистам с уважением".

Эти слова принадлежат Марату Сафину. Он произнес их в интервью для "СЭ", которое было дано накануне матча в Минске.

Будучи стопроцентно согласен с Сафиным, от себя все же добавлю: это уважение должно быть взаимным. А уважение к журналистам, хочет кто-то этого или нет, проявляется в общении с ними.

С точки зрения регламента Международной федерации тенниса присутствие Сафина на пресс-конференции после пятой встречи минского матча Белоруссия - Россия было необязательным - в отличие от Михаила Южного, к которому в силу сложившейся ситуации, несмотря на правила, ни у кого не было никаких претензий. Но если бы Марат пришел туда по собственной инициативе, то, возможно, у нас сейчас не возникало бы лишних вопросов, почему в решающей пятой встрече минского матча играл не он, а Михаил.

Более того, не сомневаюсь, что такой мужской шаг игрока, который в финале Кубке Дэвиса-2002 принес сборной России два очка, оценили бы по достоинству.

Однако этого не произошло. И о том, что Марат, оказывается, жутко устал, журналистам поведал не он сам, а Шамиль Тарпищев, которому фактически в одиночку пришлось отвечать на вопросы по поводу, возможно, самого неприятного поражения в его капитанской карьере. Лично я уверен: в данном случае это неправильно. Пусть даже старое правило - выигрывает команда, проигрывает тренер - тысячу раз справедливо.

Тарпищев был достаточно объективен. Никто и не говорит, что Сафину было легко играть в Минске пять дней спустя после финала Открытого чемпионата Австралии, на котором он едва ли не установил рекорд турниров "Большого шлема" по количеству времени, проведенного на корте. В пятничной четырехчасовой битве против Максима Мирного россиянин выложился полностью, и не вина Сафина, что он все-таки уступил в розыгрыше двух-трех ключевых очков.

Прав капитан сборной России и в другом - не выиграй Сафин и Южный тай-брейк в третьем сете парной встречи, еще неизвестно, кто вел бы в счете перед последним днем - мы или белорусы, поскольку Марат действительно выглядел сильно утомленным.

Однако всего Тарпищев все-таки не сказал. Например, о том, что в ночь с субботы на воскресенье Сафин отдыхал в компании своих друзей до глубокой ночи, знала с утра вся белорусская столица. Впрочем, о таких вещах на пресс-конференциях не говорят. Да и вообще - разве не имел Марат права отдохнуть, если он уже точно знал, что играть не будет? Ведь это решение было принято в субботу - после окончания, как тогда казалось, ключевой парной встречи.

Тарпищев несколько раз подчеркнул: в заключительный день матча Сафин не вышел бы на корт в любом случае, даже если бы было заранее известно, что у хозяев вслед за Мирным будет играть Владимир Волчков, а не Швец или 15-летний Андрей Коротченя.

О ГЕРОИЗМЕ И САМОУСПОКОЕННОСТИ

Вот тут-то мы и подходим к, пожалуй, двум другим главным вопросам дня: насколько серьезную травму получил Волчков и удалось ли белорусскому капитану Сергею Тетерину со товарищи обхитрить россиян?

На первый вопрос четкого ответа пока нет. По крайней мере автору этих строк не удалось получить информацию о результатах магнитного резонанса, который должны были сделать в понедельник Волчкову. Но в любом случае то, что совершил Владиатор (такое прозвище, напомню, белорус получил на Уимблдоне-2000, где дошел до полуфинала), с полным правом можно считать спортивным подвигом. Ведь любая травма чревата рецидивами, и, решив играть с Южным, он в какой-то степени ставил под вопрос продолжение своей карьеры.

Впрочем, конечно же, нельзя сказать, что победу Белоруссии обеспечил один Волчков. Первый номер хозяев Мирный отменно выглядел в обеих одиночных встречах, капитан Тетерин сумел создать в команде самую что ни на есть доброжелательную обстановку, да и белорусские врачи проделали свою работу просто блестяще. Три дня подряд Волчков перемещался между домом, стадионом и больницей, где ему только за одну субботу сделали две процедуры.

Второй вопрос можно поставить и по-другому: если даже Сафин из-за усталости не мог выйти на корт, с кем именно настраивался играть Южный - с Волчковым или одним из белорусских запасных? Тарпищев ответил на пресс-конференции, что Михаил не исключал встречи с Владимиром. Что ж, действительно - исключать было нельзя любого варианта. Однако в данном случае столь обтекаемый ответ означает: Южный, как и вся наша команда, не рассчитывал на то, что в воскресенье Волчков выйдет на корт.

На это, да простит меня Сафин, ясно указывают и его слова на пресс-конференции после пятничного поражения от Мирного. Когда Марата спросили, выйдет ли он на парную встречу после пятничной пятисетовой битвы, наш теннисист ответил: "Да, поскольку в данной ситуации нам необходимо повести - 2:1. Тогда, пусть даже Мирный в воскресенье сумеет сравнять счет. Швеца-то уж мы как-нибудь обыграем".

Получается, что белорусы все-таки усыпили бдительность россиян. Жаль, никто из членов нашей команды не заметил, как, начиная с середины матча Мирный - Сафин, активно переживал за Максима отец Волчкова. Может, он уже тогда знал, что у его сына есть шанс войти в историю?

О ТОМ, ЧТО ДАЛЬШЕ

Конечно, в том, что мы проиграли, никакой трагедии нет. Просто впервые с 1998 года сборная России, как и остальные семь неудачников 1/8 финала Мировой группы, 24 - 26 сентября будет играть квалификационный матч за место в элите Кубка Дэвиса.

Против кого - еще неясно. Круг возможных соперников достаточно широк. На победы в своих зональных соревнованиях претендуют сборные достаточно сильных теннисных европейских держав - Германии, Великобритании, Бельгии, Словакии, менее авторитетная команда Люксембурга, а также ЮАР, Зимбабве, Парагвай, Чили, Бразилия, Эквадор, Таиланд, Япония, Узбекистан, Индия. Теннисисты некоторых из этих стран отнюдь не слабее наших друзей-соперников из Белоруссии, и неизвестно, чем обернется дело, если россиянам после Олимпийских игр и US Open выпадет играть, к примеру, где-нибудь в Южной Америке.

В таком непредсказуемом турнире, как Кубок Дэвиса, может произойти все, что угодно. И все-таки не хотелось бы, чтобы черная полоса, в которую наша сборная попала еще в прошлом году в Буэнос-Айресе, слишком уж затянулась. По большому счету мы этого не заслуживаем, пусть даже белорусы - в случае если бы Волчков не получил травму в игре с Андреевым - уже в субботу вполне могли повести - 3:0 и обеспечить себе победу.

На данный момент де-факто в сборную России входит один игрок из первой десятки рейтинга АТР и три теннисиста из мировой сотни. Плюс есть еще Дмитрий Турсунов, который, хотя и живет в Америке, теоретически пока еще имеет право играть за Россию. Такой длинной скамейки у Шамиля Тарпищева уже давно не было. В то же время матч в Белоруссии подтвердил: по уровню мастерства в одиночном разряде Сафин стоит гораздо выше остальных, и, значит, на него неизбежно придется делать главную ставку.

Это, правда, не означает, что Марат после фактического завершения карьеры Евгением Кафельниковым стал лидером сборной. Хотя мог бы - достаточно только захотеть. Однако лидерство подразумевает определенный стиль поведения, а образ жизни, который вел Марат в Минске, явно не способствовал поддержанию в команде боевого настроя. Пусть даже Андреев, Южный и Давыденко держались от Сафина на некотором отдалении, окружающая атмосфера не могла не действовать разлагающе на всех наших игроков.

Кто-то может сказать: о чем речь - Марат имел полное право вообще не приезжать в Минск, сославшись на усталость или какую-нибудь мнимую болячку! Что ж, с этой точки зрения к Сафину действительно никаких претензий быть не может. На скользком корте, уложенном в футбольном манеже на проспекте Машерова, он выкладывался как мог, рискуя получить новую травму. Поэтому за игру в Минске мы благодарим Сафина так же, как благодарили его за бесподобный теннис, который он демонстрировал в Австралии.

В то же время неделю назад мы еще надеялись, что Марат немного изменил свое отношение к профессиональному спорту и жизни вообще. Однако этого, видимо, не произошло. А жаль.

Минск - Москва