Газета Спорт-Экспресс № 21 (3399) от 30 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

30 января 2004

30 января 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

БРИГАДА "СЭ" ПЕРЕДАЕТ ИЗ ИСПАНИИ

МИСТЕР НЕВОЗМУТИМОСТЬ

Александр КРУЖКОВ

из Валенсии

5 января ему стукнуло 34. И в "Спартаке" из игроков он сейчас старше всех. Однако в оборонительных порядках команды Юрий Ковтун - по-прежнему ключевая фигура. Так было при Романцеве, Чернышове, Федотове. Теперь - при Скале. Сколько уже лет мы знакомы, а не меняется Ковтун ни капельки. Такой же добродушный взгляд и абсолютная невозмутимость...

ЗА ЕГОРА МСТИТЬ НЕ СОБИРАЛСЯ

- О вашем спокойствии и флегматичности ходят легенды. Но что-то же все-таки может вывести вас из себя?

- Бывает. Хотя пороть горячку для меня нехарактерно. Всегда стараюсь сначала оценить ситуацию, прокрутить ее в голове, а потом уже принимать решение. Да и вообще по натуре я человек незлопамятный. Закипаю, но быстро отхожу.

- И когда, интересно, закипали последний раз?

- Год назад мы с женой затеяли строительство загородного дома. С бригадой рабочих, к сожалению, не очень повезло. Вот и вынужден был время от времени проводить с ними беседы в предельно жесткой форме. Но делать это, если честно, заставлял себя через силу

- А мне вот вспомнился прошлогодний матч "Спартак" - "Торпедо-Металлург". Егор Титов впервые после травмы вышел на замену, а кто-то из соперников сыграл против него довольно грубо. Не прошло и нескольких минут, как вы своим подкатом быстро напомнили торпедовцу, что поступать так, пожалуй, не стоит...

- Это был Казаков. Все подумали, что я отомстил за Егора. Но у меня таких мыслей не было. И Казакова специально не караулил. Все произошло непроизвольно. Просто нужно было отнять мяч, который оказался именно у него. Ну, я и подкатился.

ПОСЛЕДНИЙ КОНТРАКТ

- Вы задумывались о том, что в "Спартаке" из игроков старше вас никого нет?

- Да. Это еще в 2003-м случилось - после ухода Стаса Черчесова. Уже тогда я был недосягаем (смеется). Отношусь к этому философски. Ничто не вечно под Луной. Да, бегу уже, может, не так быстро, как молодые, зато у меня есть опыт.

- Когда общаетесь со спартаковской молодежью, не чувствуете себя, извините, "динозавром"?

- Почему? Переброситься парой фраз с кем-то из них для меня не проблема. Естественно, у молодых свои интересы, у меня - свои, и с ровесниками общий язык мне найти проще.

- Когда заканчивается ваш контракт со "Спартаком"?

- Через два года. Как и Егор Титов с Димой Парфеновым, новый договор подписал перед началом прошлого сезона.

- Наверное, большая удача заключить в 32 года трехлетний контракт с таким клубом, как "Спартак"?

- Это была инициатива руководства. Разумеется, с моей стороны возражений не последовало. Уже тогда был разговор, что, скорее всего, это мой последний контракт со "Спартаком". Поэтому моя цель - достойно отыграть в клубе еще два сезона.

- А дальше что?

- Пока все в тумане. Пытаемся с женой что-то прикидывать, но потом думаешь: "А, ладно, еще успеется". Пока играется - играй. Конечно, хотелось бы, чтобы переход этот прошел безболезненно. А то перед глазами немало печальных примеров...

- Если новый контракт в "Спартаке" вам продлить не предложат - поедете "пылить" куда-нибудь в провинцию или переквалифицируетесь в тренера?

- С президентом "Спартака" мы обсуждали эту тему. Возможно, пойду по стопам Ромащенко, Цымбаларя - и начну трудиться в спартаковской академии. Или в детской школе. Не знаю, получится у меня или нет, но попробовать было бы интересно.

- Не обижайтесь, Юра, но, по-моему, для тренерской профессии вы слишком мягкий человек.

- Я со многими тренерами работал, и далеко не все из них кричали на футболистов. Главное, мне кажется, - чтобы с ними было взаимопонимание, чтобы они знали, чего тренер от них хочет. Недавно с Калитвинцевым встречался, который сейчас юношескую сборную Украины возглавляет. И он мне говорит: "Юрка, не знаю, как насчет главного, но второй тренер, поверь, из тебя получится идеальный!"

- А сами-то вы что об этом думаете?

- Что ж, можно поработать и вторым. Но смотря кто будет главным.

- Тренеров среди ваших друзей становится все больше?

- Да, Юра Калитвинцев, Женя Смертин, Олег Саматов, Сергей Тимофеев... Общаемся - к их мнению я прислушиваюсь. Кстати, Тимофеев, который принял команду в Казахстане, год назад попросил меня переписать у Романцева конспекты сборов. Олег Иванович был не против, и я позже передал их Сергею.

- В ВШТ, по примеру многих действующих игроков-ветеранов, поступать не собираетесь?

- Нет. Играть - так играть. Учиться - так учиться. К любому делу нужен серьезный подход. Вот закончу - тогда и о ВШТ подумаю.

СКАЛА

- Успели уже составить для себя мнение о Скале?

- Безусловно, тренер он жесткий и требовательный. В то же время у него нет такой дистанции с игроками, как у Романцева. Скала может и пошутить на тренировке, и просто зайти к кому-то из нас поговорить. Он располагает к себе. На мой взгляд, для тренера это очень ценное качество. Хотя неизвестно, как все будет, когда начнутся официальные матчи.

- У вас был со Скалой разговор тет-а-тет?

- Да, на турецком сборе. Его интересовало мое мнение о причинах неудач "Спартака" в прошлом сезоне, о моей игре. А потом, слышал, Скала обратил внимание на такой нюанс: "Когда Ковтун играет слева, он чаще фолит и получает карточки, потому что левой ногой ему сложнее отбирать мяч. Надо, чтобы он действовал справа".

- С приходом Скалы основные перемены коснулись пока обороны, где "Спартак" перешел на игру в линию. Некоторые специалисты утверждают, что Ковтун для игры в "зоне" не годится - мол, скорости не хватает...

- А я и не спорю. Конечно, для защитника скорость важна, но иногда можно и без этого обойтись - за счет правильного выбора позиции. К тому же в игре в линию индивидуальные качества игрока на втором месте. А на первом - отработанная до мелочей синхронность действий и полное взаимопонимание всей четверки защитников. В принципе перестраиваться на игру без либеро мы начали еще при Чернышове. Но при Скале это происходит более фундаментально, что ли.

- Когда вас что-то не устраивает в работе тренера - можете ему об этом сказать?

- Нет. Каждый, считаю, должен заниматься своим делом. За результат-то отвечает тренер - это аксиома. Так что, даже если нам дали упражнение, с моей точки зрения, абсолютно бессмысленное, все равно буду его выполнять. Разве что энтузиазма при этом немного поубавится.

БЕЗ КОМПЬЮТЕРА ЖИВУ СПОКОЙНО

- Предсезонных сборов в вашей карьере было предостаточно. О каком осталось самое жуткое воспоминание?

- В начале 90-х с "Ростсельмашем" мы часто выезжали в Кисловодск. Убогий пансионат, где приходилось от кровати откручивать спинку, чтобы нормально спать. Жуткий холод, потому что отопление почти не работало. Сами стирали форму, которая высохнуть не успевала. И каждое утро кросс в горы. После такой закалки уже ничего не страшно. А нынче все сборы организованы так, что не знаешь никаких проблем, - только тренируйся на совесть и играй. Сказка.

- А где бы провели сборы "Спартака", если бы это зависело исключительно от вас?

- В Москве. Когда нет сильных морозов, можно было бы готовиться на базе, на искусственном поле с подогревом.

- Досуг ваш на сборах с годами изменился?

- Не сказал бы. Да, раньше у футболистов в почете были карты, нарды, журналы. Теперь - компьютерные игры, Интернет, фильмы на DVD. Но я от всего этого далек. Люблю на бильярде поиграть, кроссворды отгадывать или просто в компании посидеть. Правда, в этом году жена на день рождения подарила маленький DVD-проигрыватель, который теперь беру с собой. Смотрю иногда кино по вечерам.

- А компьютер у вас есть?

- Нет. О том, что такое Интернет, имею представление только в общих чертах. Я 30 лет без него спокойно жил, думаю, и дальше проживу. О новостях могу узнать по телевизору или кто-нибудь и так расскажет.

- Если бы вдруг у вас появилась возможность пригласить в "Спартак" любого российского футболиста, на кого пал бы ваш выбор?

- На Лоськова. У него светлая голова. В связке с Титовым они бы, думаю, устроили карусель.

- Слышал, что несколько лет назад вы спасли ребенка, который тонул в реке. Расскажите...

- Мы тогда снимали дачу на Клязьме. Однажды пошли с друзьями прогуляться к пирсу. Вдруг мальчик лет пяти оступился, упал в воду и начал тонуть. Я прыгнул в реку. Вытащил его. Все очень быстро произошло. К счастью, мальчишка даже не успел наглотаться воды. Туг и родители подбежали.

- Они хоть в курсе, кто спас жизнь их сыну?

- Нет, меня они не узнали. Да и не до этого им было в тот момент. Когда уходили, они спросили: "Кто вы? Как вас зовут?" "Юра, - ответил я, - живу тут неподалеку..."