Газета Спорт-Экспресс № 18 (3396) от 27 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 4

27 января 2004

27 января 2004 | Футбол

ФУТБОЛ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Рассуждая во вчерашнем номере "СЭ" о причинах дисквалификации полузащитника "Спартака" и сборной России Егора Титова, мы так и не смогли ответить на вопрос: на каком основании УЕФА вынес приговор о 12-месячной дисквалификации, если, как утверждал сам Титов, он даже не был поставлен в известность о том, что существует возможность исследовать пробу "Б".

Ту самую пробу, которая могла бы опровергнуть первые результаты допинг-контроля, проведенного 15 ноября после московского матча Россия - Уэльс.

Вчера ответ был получен. Корреспонденты "СЭ" позвонили в УЕФА- и выяснили, что уже через несколько дней после взятия пробы Титову было направлено уведомление о ее положительном результате, а также приглашение присутствовать при повторном анализе. В ответ футболист направил в УЕФА факс с отказом от вскрытия пробы "Б". Вчера этот документ нашелся и в архивах РФС.

Так Титов собственноручно подписал себе приговор.

Резонный вопрос: зачем он это сделал? Давайте подумаем вместе.

Если бы проба "Б" дала отрицательный результат, Титов был бы оправдан, а "дело" закрыто. Никто вообще не узнал бы, что такой инцидент имел место. Получается, что от повторного анализа Титов мог отказаться лишь в том случае, если имел основания предполагать: результаты первого исследования будут подтверждены. И, значит, как ни печально сознавать, он действительно принимал бромантан. Другой вопрос: было ли это его личной инициативой?

Два года назад известный специалист Сергей Португалов, много лет занимавшийся вопросами восстановления спортсменов после больших нагрузок, сказал: "Я совершенно сознательно не желаю заниматься борьбой с допингом в том виде, в котором она ведется сейчас. Вся нынешняя антидопинговая система бьет исключительно по спортсменам. Именно они становятся крайними".

Полное впечатление, что так обстоят дела и на этот раз: Титов стал заложником совершенно чужих игр.

По нашим данным, спартаковец проходил допинг-контроль в Москве еще в октябре. Это вчера в беседе с корреспондентом "СЭ" Ровшаном АСКЕРОВЫМ подтвердил и директор Антидопингового центра России Виталий Семенов. Профессор подчеркнул: та проба Титова была совершенно чистой.

Откуда же тогда позже - уже в другой пробе - взялись следы бромантана?

"СЭ" уже вспоминал о странных событиях накануне сентябрьского отборочного матча ЧЕ-2004 с Ирландией в Дублине, когда неожиданно заболели все спартаковские игроки - и их вывели из составов как первой, так и молодежной команд. А всего через пять дней после той встречи (совпадение?) со своего поста был снят главный тренер "Спартака" Андрей Чернышов.

Главные действующие лица всей этой истории и сегодня дипломатично хранят молчание об истинных причинах отсутствия спартаковцев и увольнении их тренера, но определенные подозрения возникли еще тогда, в сентябре. Теперь же, в свете допингового скандала с Титовым, они поневоле усиливаются.

Тем более что в этом случае становится понятно, почему Титова накануне очередных матчей сборной решили протестировать еще раз. Учитывая, что оборудование для проведения антидопинговых исследований совершенствуется даже не с каждым годом, а с каждым месяцем, можно допустить и то, что московский анализ дал не столь полную картину, как чуть позже - дугой анализ, проведенный в зарубежной лаборатории. Ставший для Титова роковым.

Больше всего жаль самого игрока. Спортсмен действительно не обязан знать, что именно дают ему врач и тренер, которым он доверяет. Титов оказался в ответе за все, что творилось за его спиной. Но по букве существующего закона крайним стал именно он.

"Спартак" показательно уволил врача, но сделал это не тогда, когда скандал лишь назревал, а сейчас, когда ситуация вышла из-под контроля. По заявлению Андрея Червиченко, клуб намерен привлечь к "делу Титова" юристов и биться за своего спортсмена. Не поздно ли? В голову сразу приходит не столь давнее "дело Лазутиной". Оно было полностью провалено российским адвокатом спортсменки и больнее всего ударило по ней самой: в итоге Лазутину лишили не одной медали, а всех, завоеванных в Солт-Лейк-Сити.

Впрочем, лучше поздно, чем никогда. Шансы Титова на уменьшение срока наказания невелики, но и их надо попытаться использовать.

Независимо от того, чем закончится нынешняя печальная для российского футбола история, делать выводы следует уже сейчас. Хотя бы для того, чтобы кумиры миллионов болельщиков не оказывались вне игры не по своей воле.