Газета Спорт-Экспресс № 17 (3395) от 26 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

26 января 2004

26 января 2004 | Футбол

ФУТБОЛ

КУБОК АФРИКИ-2004

Специальный корреспондент "СЭ" Александр Просветов передает из Туниса

КОРЕЙСКИЙ КОШМАР ЛЕМЕРРА В ТУНИСЕ НЕ ПОВТОРИЛСЯ

Обжегшись на молоке, дуют на воду. И после почти сказочно благоприятной жеребьевки, и накануне стартового матча главный тренер "Орлов Карфагена" Роже Лемерр предостерегал от излишнего оптимизма. "Для начала надо обыграть Руанду", - сухо чеканил он.

Бывший рулевой сборной Франции и прежде не отличался красноречивыми откровениями. А после провала на ЧМ-2002 у него появились дополнительные основания опасаться матчей открытия, зачастую чреватых неприятными для фаворитов сюрпризами. Ну как Лемерру забыть о встрече с Сенегалом, поражение в которой положило начало бесславному походу французов по футбольным полям Кореи? Но, так или иначе, унывать тренеру не пристало. "Тот, кто знает, с чем имеет дело, стоит двоих", - порадовал француз прессу поговоркой народа своей страны, примерным аналогом нашего "за одного битого двух небитых дают".

Побаивались стартовой игры и тунисцы. У них свои дурные воспоминания: в матче открытия Кубка Африки-94 хозяева турнира, которыми и тогда были тунисцы, проиграли малийцам - 0:2, после чего даже не вышли из группы. К счастью для них, история не повторилась. Впрочем, обо всем по порядку

ШОУ НА УРОВНЕ ОЛИМПИАД

Как писали местные газеты, билеты на матч открытия были проданы давным-давно. Но нет в этом мире ничего невозможного. На моих глазах один россиянин захотел попасть на матч открытия, обратился в гостинице к портье и спустя четверть часа получил желанный билет - правда, в три раза дороже, чем по номиналу в 10 динар (8 долларов). "Специальный тариф, поскольку состоится умопомрачительная церемония открытия, - ничуть не смущаясь, заявил гостиничный благодетель. - Может, и вам, месье, билет нужен?"

Я все-таки понадеялся, что Африканская конфедерация футбола, которая распределяла билеты между журналистами по собственному усмотрению, не оставит без внимания единственного представителя России, и в итоге не прогадал. А позже искренне порадовался тому, что попал на стадион "7 ноября" в Радесе, что под столичным градом Тунисом, потому что посвященный открытию турнира спектакль и впрямь получился на славу. Так что когда представители тунисского оргкомитета в очередной раз спросили о впечатлениях, я, не кривя душой, сказал, что зрелище получилось достойным Олимпийских игр. А уж на Кубках Африки ничего подобного и близко не было.

В этом плане хозяева на самом деле приятно удивили. Лично я ждал нескончаемых плясок под барабаны и пение, звучащее для европейского уха заунывным воем, а увидел яркое представление, современное и в то же время не отягощенное модной нынче заумью.

Турнир торжественно открыл президент Туниса Бен Али. Это в связи с его приходом к власти, а отнюдь не в честь более известных россиянам событий стадион в Радесе зовется "7 ноября". До него от столицы примерно 15 километров. Построен же спортивный комплекс был к Средиземноморским играм 2001 года. Мачтами, поддерживающими крышу, стадион напомнил "Стад де Франс", что под Парижем. Правда, здешняя арена поменьше той, где проходил финал ЧМ-98.

Заполнен стадион был и в самом деле почти до отказа. На церемонии открытия свободными оставались пара секторов, где разместились лишь десятка три-четыре руандийских болельщиков. Но, когда начался матч, выяснилось, что эти места были припасены для участников торжественной части. К рассказу о ней мы и вернемся.

...Как бы из груды камней, сложенной под световым табло справа от центральной трибуны, поднялась на трапеции под небеса девушка, символизируя зарождение человечества на африканском континенте. После этого на поле вылетели артисты, изображающие всевозможных насекомых и птиц, а также зоопарковое для нас зверье - от зебр до жирафов. Спустя некоторое время с ними слились в общем танце темнокожие люди с копьями - осуществилось единение человека с африканской природой. Красочные сцены сменяли одна другую: создание Карфагена на месте сегодняшнего Туниса, приход римских завоевателей... Танцовщицы изображали замысловатый восточный ковер, фейерверк взлетал вверх столь часто и неожиданно, что не было никакой моральной возможности подготовиться к очередному выстрелу. И вот апофеоз: на стадион "вплыло" старинное весельное судно. Оно медленно проследовало к центру поля, после чего вдруг взмыло вверх. Поначалу казалось, что галеру тянут наверх невидимые нити, и лишь спустя, может быть, полминуты все поняли: это вовсе не трюк в духе Дэвида Копперфильда. Кораблик, на глазок метров двадцати длиной, попрощался с нами навсегда, потому что оказался таким же воздухоплавательным, как и олимпийский Мишка 80-го. По замыслу создателей шоу, под лучами лазеров в небо взмыла надежда Африки на лучшее будущее.

Не подвели и синоптики. К ним организаторы соревнований обратились за статистическими данными, и те посоветовали провести турнир как раз в те сроки, в которые он проходит. В предыдущие несколько дней неизменно шел дождь, накануне дня открытия он вообще не прекращался весь день, но в субботу как отрезало.

НЕ ЗРЯ БРАЗИЛЕЦ СТАЛ "ОРЛОМ"

ТУНИС - РУАНДА - 2:1 (1:1)

Голы: Жазири, 27 (1:0). Элиас, 31 (1:1). Сантос, 57 (2:1).

Тунис: Бумнижель, Хаги, Жаиди, Бадра, Айяри, Мнари (Трабелси, 86), Нафти, Шадли (Буазизи, 68), Бен Ашур, Жазири (Жедиди, 82), Франсилеудо Дос Сантос.

Руанда: Нкунзингома, Бизимана, Ндикумана, Бизагвира, Нтаганда, Карекези, Сибомана, Ншимийимана, Элиас, Макаси (Ломами, 68), Мбонабусиа (Гатете, 69).

Наказания: Бен Ашур, 8. Элиас, 15. Бизагвира, 24. Сибомана, 38. Макаси, 55 (предупреждения). Сибомана, 56. Бен Ашур, 60 (удаление).

Судья: Дивин Эвее (Камерун).

24 января. Радес. Стадион "7 ноября". 59 000 зрителей.

Выражу, возможно, крамольную для спортивной газеты мысль: футбол произвел неизмеримо меньшее впечатление, чем предварявшее его представление. Ничего особенного, мягко говоря, не показали соперники, включая хозяев, которых тренирует такая известная личность, как Лемерр.

У француза нашлось немало критиков не только на родине, но и по месту новой работы. И результативностью, мол, команда не блещет, и творческой искорки ей не хватает. Тренер-легионер слишком доверяется футболистам, выступающим за рубежом, и в итоге не включил в состав ветерана и любимца публики Зубера Бейя. Однако показатели в преддверии Кубка Африки у "Орлов Карфагена" образовались приличные: семь побед, четыре ничьи и лишь одно поражение - в октябре от Японии (0:1). В числе побежденных Швеция, Камерун и Сенегал (всякий раз 1:0). Конечно, то были товарищеские матчи, которые "Орлы Карфагена" неизменно проводили на своем поле. Но ведь и Кубок Африки проходит у них дома.

В субботу хозяева раз за разом бросали в прорыв нападающих, в первую очередь быстрого Жазири, передачами за спину руандийским защитникам, которые, прямо скажем, временами, особенно в первом тайме, поражали организационной наивностью. Тунисцы были мобильнее, и чувствовалось, что их голы - вопрос времени.

На 23-й минуте Бен Ашур из "ПСЖ" прекрасным пасом вразрез вывел один на один с вратарем Сантоса. Вместо того чтобы пробить в угол мимо вратаря, нападающий пошел в обыгрыш, голкипер же удачно сыграл в подкате. В итоге мяч все-таки полетел в сторону ворот, но в них не попал. Не беда - живчик Бен Ашур вновь сделал пас в штрафную. На сей раз на Жазири. Тот, находясь под острым углом, так врезал из-под защитника в ближний верхний угол, что вратарь был бессилен.

После этого мало у кого оставалось сомнений, что интрига сводится к вопросу, сколько еще голов забьют "Орлы". Между тем "Осы", как и подобает противным насекомым, имя которых носят футболисты руандийской сборной, неожиданно ужалили. Жоао Элиас, некогда беженец из Анголы, а ныне профессионал из Бельгии, с 20 метров пробил почти в "девятку". Мяч угодил в штангу и от нее залетел в ворота.

Гол явно придал руандийцам уверенности и смелости, которые не оставили их и в начале второго тайма. Но у них выдался крайне неудачный трехминутный отрезок. Два игрока получили предупреждения, при этом у Сибоманы оно оказалось вторым. За его нарушение на краю у линии штрафной площади был назначен штрафной, после которого Сантос в падении головой протолкнул мяч в ворота. Ранее бразилец из "Сошо", получивший незадолго до Кубка Африки тунисское гражданство, открыл счет голам за "Орлов Карфагена" во втором товарищеском матче с Бенином (Тунис дважды победил - 2:0 и 2:1). И вот теперь он принес победу в игре, которой серьезно опасались и страна, и Лемерр.

Вскоре арбитр справедливо наказал за симуляцию Бен Ашура, вследствие чего диспетчер хозяев турнира покинул поле и теперь пропустит следующий матч. Это серьезная потеря. Между тем первая желтая карточка была им получена совсем глупо - за удар со штрафного без свистка. Причем после вынесения наказания арбитр позволил тунисцам повторить штрафной.

Численно уравняв составы, камерунец о карточках забыл и в дальнейшем не обращал внимания ни на накладки, ни на опасные подкаты. В предвзятости я бы его не упрекал, но то, что он заставил задуматься об уровне судейства в Африке, - факт.

У Руанды почти не было возможностей уйти от поражения, если не считать падения на ровном месте Буазизи, после которого гости вышли вдвоем против одного защитника. Карекези не сумел сделать вразумительного паса на Гатете - и на том все кончилось.

ДЕТИ ТЯЖЕЛОГО ВРЕМЕНИ

Безусловно, у "Ос" осталось чувство неудовлетворенности - могли же и большего добиться. Но в принципе для них само попадание в финальный турнир, первое за всю историю африканских чемпионатов, - огромный успех. Да и участие в матче открытия в маленьком, но очень плотно заселенном государстве в Восточной Африке расценили как подарок судьбы: в кои-то веки оказались в центре всеобщего внимания.

Сегодня футбольная сборная служит в Руанде важным политическим инструментом. Ведь в ней собраны вместе хуту и тутси - представители двух народов страны, противоречия между которыми привели десять лет назад к кровавой трагедии. Когда в ходе отборочного турнира команда выиграла в Уганде, президент Поль Кагаме приехал встречать футболистов в аэропорт в 3 часа ночи. А последующая победа над Ганой привела к народным гуляньям и аудиенции футболистов у главы государства.

В прошлом тутси (10 процентов населения), близкие по происхождению к эфиопам, составляли своего рода дворянское сословие, а хуту были в положении крепостных. В конце концов старая бомба взорвалась. После убийства президента-хуту Жювеналя Хабиариманы экстремисты из числа его соплеменников учинили резню этнического меньшинства. В течение ста дней было уничтожено более миллиона человек! Футболисты сегодняшней сборной, некоторые из которых тогда были детьми, рассказывали, как у них на глазах убивали людей. "До войны игрок-тутси мог попасть в сборную только в том случае, если был незаменим", - заявил журналистам помощник главного тренера Жан-Мари Нтагвабира, который также служит переводчиком с английского для работающего с командой серба Радомира Дуйковича.

Достижения футбола Руанды не стоит переоценивать, но они все-таки есть. Армейский клуб АПР, игроки которого (военнослужащими, как и наши цээсковцы, они не являются) заняли почти половину мест в заявке сборной на Кубок Африки, дошел в прошлом году до полуфинала Кубка кубков: это высший результат руандийцев за всю историю афрокубков. Наконец, на Афро-Азиатских играх в Индии сборная, которая готовилась к тунисскому турниру и заменила в последний момент Нигерию, умудрилась добраться до полуфинала, где уступила Узбекистану лишь за счет золотого гола в дополнительное время.

ДЕРЖИМ В УМЕ ЧМ-2010

Нынешний Кубок Африки отличается от всех прочих тем, что это последний крупный турнир перед майским заседанием исполкома ФИФА, на котором будет определена страна - хозяйка ЧМ-2010. Причем точно известно, что пройдет он на Черном континенте. Где именно - вот в чем вопрос.

Безусловно, президент Международной федерации футбола Йозеф Блаттер огорошил хозяев турнира, подтвердив здесь - и не раз, что двух хозяев на кухне быть не должно. Тунис между тем хотел бы принять мировое первенство совместно с Ливией. Правда, изначально он вступил в борьбу в одиночку и от того проекта не отказался. И все же очень сомнительно, что стране удастся обойти конкурентов.

Как я только что написал, церемония открытия тунисцам удалась. Но об организации в целом этого не скажешь. Взять хотя бы работу журналистов. У многих коллег не оказалось фотографий для аккредитаций: то ли сами не выслали в Африканскую конфедерацию футбола (КАФ), то ли их там потеряли, как мою восемь лет назад. Но тогда в ЮАР мне сказали: "Не волнуйтесь, нет проблем!" - и тотчас запечатлели мой лик. Здесь коллеги по этой или иной причине, если что-то не стыковалось, ждут аккредитации по два-три дня. И не могут при этом ходить на игры.

А матч открытия? Ввиду нехватки мест представители КАФ решили сами определить, кому дать на него пропуска, а кому - нет. Ладно... Но почему это нельзя было сделать заранее? Я три дня наведывался в пресс-центр и спрашивал, когда будут списки допущенных. Отвечали одинаково: завтра. Вердикт стал известен утром в день игры. Для меня он оказался благоприятным - претензий нет. Более того, искренне благодарен. И все же прав знаменитый в прошлом камерунский вратарь Жозеф-Антуан Белл, работающий на турнире консультантом французской радиостанции RFI. Мы пересеклись в кулуарах, и мой собеседник заметил, что к журналистам проявлено элементарное неуважение. "Если бы люди знали, что им не суждено попасть на церемонию и матч открытия, они бы соответствующим образом построили свои планы. Может быть, уехали бы в другой город - не все ли равно, где смотреть телевизор?" - резонно заметил ветеран.

До Радеса от пресс-центра была организована доставка автобусами. Отлично! Но те, кто пришел вовремя, просчитались. Мы час просидели в автобусе, потому что организаторы ждали, пока не заполнится весь караван машин. Это в принципе мелочи, но именно из них складывается общее впечатление. В журналистских кругах уже говорят, что Тунис, Ливия и Египет свои кандидатуры снимут. Если так случится, то борьбу за право принять мировой чемпионат поведут только ЮАР и Марокко.

Прошу не обвинять меня в том, что "пиарю", как теперь модно выражаться, чью-то кандидатуру. Но Южная Африка провела в пятницу действительно отличную презентацию. Чувствуется, что ее представители поднаторели в этом деле: вспомните, что если бы не голос новозеландца, якобы изменившего мнение в последний момент, то уже ЧМ-2006 достался бы не Германии, а ЮАР. Там все в порядке и со стадионами, и с гостиницами, и со связью. Одна беда - высокая преступность.

Руководитель южноафриканского проекта Дани Джордан попытался, правда, убедить журналистов, что с криминалом страна в период крупных соревнований справляется: "Лучший показатель - развитие туризма. В прошлом году в ЮАР побывало 7 миллионов гостей - на 28 процентов больше, чем годом ранее. В 2003 году страна провела Кубок мира по крикету - никаких инцидентов". И еще один козырь: "Нельзя с ходу претендовать на чемпионат мира по футболу или Олимпийские игры. Надо идти от малого к большому, постепенно накапливать опыт проведения соревнований. В ЮАР последовательно прошли Кубок мира по регби-95, Кубок Африки по футболу-96, Всеафриканские игры-99..."

В Тунисе, кстати, преступности почти нет. Меня в этом убеждают на каждом шагу, и никаких оснований возражать, к счастью, пока не было. Агрессивность тунисцам несвойственна. Правда, облапошить иностранца - это за милую душу. Но без насилия: например, счетчик в такси при посадке на ноль не сбросить. При общей приветливости населения остапов бендеров мелкого масштаба хватает. В первый же день ко мне подошел на улице человек, завел разговор о погоде, сообщил, что работает барменом у меня в отеле, и предложил угостить пивом. Почему нет? В итоге счет оплатил, естественно, благодарный гость, перед этим, правда, отказавшийся от совместного ужина. Бог с ним, с этим типом, - он оказался приятным собеседником и рассказал кое-что полезное о местных нравах. Но на следующий день возле гостиницы, где расположен пресс-центр, увидев, что я исследую карту города, подскочил другой субъект. "Охранник из вашего отеля, - представился он. - Здесь неподалеку последний день работает выставка берберского ковроткачества. Хотите, провожу? Но сначала хотел бы пригласить вас на чашечку кофе". После отказа настойчивый "охранник" уже без лишних околичностей попросил денег. Когда на третий день ко мне подошел третий незнакомец - и, конечно же, сказал, что работает в гостинице, - я уже просто рассмеялся. И нагло заявил, что знаю город Тунис как свои пять пальцев.