Газета Спорт-Экспресс № 9 (3387) от 16 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

16 января 2004

16 января 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

Владимир ГОРЮНОВ

НЕЛЬЗЯ БЫЛО ЛИШИТЬ АЛДОНИНА МЕЧТЫ О ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ

Когда-то из "Ротора" никто не уходил. Лидеры оставались в Волгограде годами, завоевывали медали, проходили в еврокубках "Манчестер Юнайтед" - и, несмотря на все слухи, президент клуба Владимир Горюнов не продавал ни Веретенникова, ни Нидергауса, ни Есипова. Даже за границу - не говоря уж о Москве. Теперь, спустя год после переходов Павлюченко в "Спартак" и Чичкина в "Крылья", ушел в ЦСКА еще один лидер, игрок сборной России Евгений Алдонин. Каковы условия сделки, как "Ротор" намерен компенсировать потерю звезды, каким будет бюджет в 2004 году, насколько активно собирается участвовать в жизни клуба "Ротора" его многолетний президент, с избранием в Государственную думу формально сложивший полномочия, - обо всем этом Горюнов рассказал в интервью корреспонденту "СЭ".

МИЛЛИОН ЗА АЛДОНИНА. ПЛЮС ЧЕТВЕРТЬ ЗАРУБЕЖНОГО ТРАНСФЕРА

- Вы собирались окончательно согласовать условия перехода Алдонина с президентом ЦСКА Евгением Гинером вскоре после Нового года. Встреча состоялась?

- Да. Сошлись на том, что в конце февраля ЦСКА переведет нам один миллион долларов. А в случае продажи Алдонина на Запад "Ротор" получит еще и 25 процентов от трансферной суммы. Нисколько в этом не сомневаюсь, поскольку Гинер - хозяин своего слова. Хочу подчеркнуть: уход Алдонина - не бегство, не результат "закулисных" дел ЦСКА, а нормальное честолюбивое желание футболиста сыграть в Лиге чемпионов под руководством опытного тренера, когда-то побеждавшего в этом турнире. Человек мечтал о Лиге, и мы не вправе были не позволить этой мечте осуществиться. Отпускаем его с огромным сожалением, но игрок, у которого есть и совесть, и порядочность, заслуживает доброго отношения. Его желание с нашей стороны не обсуждается и не осуждается.

- Год с лишним назад ходили разговоры, что вы подарили Алдонину свой "мерседес". Правда?

- Не совсем. Не "мерседес", а "БМВ". Ничего особенного в том не вижу и не считаю, что после этого Алдонин - мой должник на всю жизнь. Тем более по сегодняшним меркам, когда некоторые игроки премьер-лиги получают подъемные в 400 тысяч долларов, а первого дивизиона - в 200 тысяч. Когда слышу о таком, у меня, извините, черепная коробка закипает. Сразу перевожу эти безумные деньги в бетон, другие стройматериалы. Высчитываю, сколько на них можно было бы построить и для взрослых футболистов, и для детей. Для таких же Алдониных - он ведь приехал в наш интернат из Крыма 15-летним. Все мальчишки у нас занимаются на тех же полях, что основная команда, - на базе их сейчас пять, строится шестое. Только так, убежден, можно поднять российский футбол.

- Кого вы видите на месте Алдонина?

- В первую очередь Кривова, затем Могилевского, а также Рашевского. Кривов - один из лучших на этой позиции в России и сейчас, верю, окончательно преодолел последствия тяжелых травм. Он в свое время доверился отечественным врачам, настоял на лечении на родине. Я был категорически против, но он меня убедил. В результате, когда ситуация усложнилась, игрока все же пришлось отправлять в Германию. Год был потерян, но теперь полузащитник в строю и забил первый гол сезона - говорят, очень красивый - в контрольном матче "Крыльям". "Ротор" в этом году будет строиться вокруг Кривова и других опытных футболистов. Речь о Есипове, который перед Новым годом продлил контракт на три года, Оленикове, подписавшем новое соглашение на два сезона, и Зубко. Эта четверка, которая в свое время завоевывала медали и играла в еврокубках, поможет встать на ноги составу, средний возраст которого - 21 год.

- Какой вы видите роль Валерия Есипова в будущем клуба?

- Знаю только, что этот человек не расстанется с "Ротором" никогда. Я и Рохусу Шоху, и ему, и другим людям, которым доверяю, говорю: "Это все - для вас. Годы идут, я старею, а вы мужаете. Вам когда-нибудь править этим хозяйством". Очень хочу передать его в надежные руки, дабы не началось глумление над тем, что сделано и будет делаться.

ЯРЦЕВ НЕДЕЛЮ СИДЕЛ БЕЗ СВЕТА И ВОДЫ

- Раньше вы болезненно относились к переходам своих игроков в московские клубы. Подход изменился?

- Когда-то я имел сильную экономическую подпорку. Мне было чем удержать футболистов и тренеров: помимо материальных стимулов были и спортивные - борьба за медали, выступления в Кубке УЕФА. Потом настали другие времена. Как можно было сохранить в "Роторе" Георгия Ярцева, если ему приходилось неделю сидеть на базе без света и воды - их отключали. Нам нечем было заплатить, а ждать никто не хотел. Надеюсь, больше такого ужаса не будет. Сейчас ситуация много лучше, но, пока мы не вернулись на старые позиции, нельзя насильно удерживать игроков, стремящихся к большим целям уже сегодня. С Павлюченко, например, у нас сохранились прекрасные отношения. К тому же все это нам выгодно: в случае продажи спартаковца за рубеж "Ротор" получит 20 процентов от сделки. Будем надеяться, что Павлюченко раскроет свой талант, цена на него поднимется до 50 миллионов долларов - и 10 миллионов пойдут нам. Неплохой, согласитесь, заработок для клуба!

- Насколько вероятно возвращение в "Ротор" Чичкина?

- Тут главное - желание его самого вернуться, что чрезвычайно приятно. Он ведь тоже провел не один год в нашем интернате. Причем с самого начала мы действовали не из-за спин руководителей "Крыльев". После прошлогодней игры "Ротора" с самарцами я попросил разрешения поговорить с Чичкиным у Александра Тарханова. И услышал от голкипера: "Хотел бы вернуться домой". А потом мы совершенно случайно встретились в Москве, в гостинице: Андрей с женой улетали на отдых, я приехал в командировку. И они вновь произнесли те же слова. Подумал было, что речь идет о родном для Чичкина Краснодаре, но оказалось, имелся в виду именно Волгоград.

- Вариант с арендой Чичкина вас устроил бы?

- Нет, мы хотим полноценно его вернуть. Мы и сами в аренду никого не отдаем, и брать считаем нецелесообразным.

- Как прокомментируете сообщения в прессе об интересе к Чичкину "Кубани" и даже о состоявшихся переговорах?

- Ничего об этом не знаю. Собственными ушами слышал от Чичкина, что он хочет в "Ротор". И мы сами этого очень хотим.

- Но ведь в прошлом сезоне Сергей Парейко оказался единственным игроком премьер-лиги, который провел 30 матчей чемпионата без замен. Зачем же тогда Чичкин?

- Ритм чемпионата жесток, и полагаться только на одного вратаря неправильно. Хотя о Парейко хочу сказать особо. Это великолепный профессионал и человек с воспитанием аристократа. В прошлом сезоне он нас не раз выручал. Но ни один вратарь не может провести целый год без срывов.

- В "Роторе" по-прежнему принципиально не будет легионеров из стран, не расположенных на постсоветском пространстве?

- Почему же? Вчера дал Рохусу Шоху задание пригласить Давидса, он сейчас работает в этом направлении. Рассматриваем кандидатуры Анри и Клюйверта - неплохие ребята... Ну а если серьезно, курс менять не намерены. Тем более что у нас нет бюджетных денег, к чему мы, впрочем, давно привыкли. Зато есть замечательный выпуск из интерната игроков 1985 года рождения. Правый защитник Калашников, правый полузащитник Клюев, центральный защитник Свириденко, нападающий Борисов: эти имена вы еще услышите. Они сейчас на сборе с главной командой, и кто-то из них обязательно "выстрелит" уже в наступающем сезоне. И слава богу, что с 2005 года вводят лимит на легионеров!

"Ротор", между прочим, единственная команда премьер-лиги, где главный тренер - воспитанник клуба. Естественно, он на своем посту не только по этой причине, но она для нас тоже важна. По крайней мере ясно, что у этого человека нет цели "срубить" денег и за тем же поехать дальше.

- Многие предрекали, что Владимиру Файзулину не удастся поменять психологию второго тренера на главного...

- Когда получаешь по ушам за все происходящее в команде, психология быстро меняется. С Файзулиным так и случилось. Весь сезон у команды просматривался умный футбол. А не так давно прочитал его интервью "СЭ" и был удовлетворен, поскольку в каждой строчке видел: говорит именно главный тренер. Который и футбол знает, и команде с городом предан без остатка, и к ответственности готов.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА "РОТОР" ОСТАЕТСЯ НА МНЕ

- А вы-то сами будете при делах? Ведь теперь вы лишь почетный президент.

- Таков закон: официальных постов депутат занимать не имеет права. Но фактически вся ответственность за "Ротор" остается на мне - и моральная, и материальная. И, если случатся какие-то неудачи, отвечать будет Горюнов.

- Можете представить свою формальную преемницу?

- Валентина Булатова уже 22 года работает со мной в должности начальника отдела кадров "Ротора". А когда меня в середине 90-х тоже избрали депутатом, она, как и сейчас, исполняла обязанности президента. Мы знакомы еще с тех пор, когда я работал администратором волгоградских "Баррикад" на одноименном оборонном заводе. Оттуда вышло много людей из нынешнего "Ротора" - и главбух, и завскладом. Собственно, сам "Ротор" оттуда вышел.

- То есть?

- "Баррикады", выступая во второй союзной лиге, обычно занимали 17-е место из 16. Как-то, больше 30 лет назад, изобрели новую вращающуюся деталь, ротор, и внедрили на нашем заводе. Однажды директор Герасимов пришел к нам и говорит: "Будем переименовывать команду в "Ротор". Хватит обороняться, надо крутиться!" И через какое-то время команда пошла вверх. Такова история названия клуба, и когда меня спрашивают, почему "Ротор" не переименовывают, отвечаю: "Какое право имею - на этом имени столько болельщиков выросло!"

- Насколько знаю, вы и слово ROTOR на футболках никогда не меняли на название спонсора.

- Слышал мнения: мол. Горюнов - упрямый, неконтактный человек, не понимающий, что при нужде в деньгах "Ротору" без такой меры не обойтись. Да понимаю я все. Но очень хорошо помню, как в кабинете бывшего губернатора один из его замов склонял меня, чтобы на майках наших игроков появилось имя одной из позже ставших печально известными финансовых пирамид. Слава богу, я на это не пошел.

Но если поступит серьезное предложение от какой-то солидной государственной структуры, вполне готов пойти на такую меру. Деньги нам нужны, но не сомнительные. Нам есть на что тратить: и на команду, и на строительство, и на посевную в нашем колхозе, и на мальчишек из "Ротора-2", которые вышли во вторую лигу. А детям надо ездить на турниры, в том числе зарубежные.

ТЕПЕРЬ БЮДЖЕТ - 11 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ

- В последние годы нередко ходили разговоры о финансовых бедствиях "Ротора". Насколько они были основательны?

- Не буду отрицать: задержки с выплатами случались. Но в конце прошлого года, когда игроки уходили в отпуск, с ними полностью рассчитались - никому не должны ни копейки. К тому времени, правда, еще не был решен ряд жилищных вопросов, но потом нашлись возможности для финансирования строительства дома. До начала сезона все, от игроков до массажистов, получат квартиры - даже те, кому они полагались через год-два.

- Верна информация, что в прошлом году бюджет "Ротора" был самым скромным в премьер-лиге?

- Безусловно. Он составлял два-три миллиона долларов. И когда слышал, что у некоторых клубов первого дивизиона бюджет был десять миллионов, у меня "крыша съезжала". Это чудовищно и противоестественно.

- Каким будет бюджет в наступившем году?

- Примерно 11 миллионов. Но в эту сумму входят и наши сельскохозяйственные затраты - техника, солярка, запчасти, семена, и деньги на строительство. "Ротор" ведь большая стройка. Потому что где стройка - там жизнь. К 62-й годовщине разгрома гитлеровцев под Сталинградом откроем комбинат питания для детей из нашего интерната. Вячеслав Фетисов, Сергей Макаров и Владимир Крутов, побывав там, остались в восторге. Там даже столы и салфетки - цветов клуба, которому мальчишки должны отдавать сердца с первого класса. Строится и жилой корпус для интерната на 200 мест. Наконец, должны уже в этом году начать строительство 43-тысячного стадиона.

- Того, что планировался в случае предоставления России Euro-2008?

- Да. Стадион должен стать лучшим в России. Хочу, чтобы он был построен через четыре года. А рядом, с выходом на Волгу, расположится клуб-бар для болельщиков на тысячу мест. Там же планируем построить и гимнастический зал, и шахматно-шашечный клуб.

В общем, пока я жив-здоров, "Ротор" не погибнет. Хоть нас и записывают вновь в аутсайдеры, ни на секунду не сомневаюсь: 2004 год команда, даже без Алдонина, проведет гораздо сильнее предыдущего. А более четкую цель определим после третьего сбора.

Игорь РАБИНЕР