Газета Спорт-Экспресс № 285 (3372) от 22 декабря 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

22 декабря 2003

22 декабря 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

Игорь СИМУТЕНКОВ

ПРИЕХАЛ В РОССИЮ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ

- Cabernet Friuli Fontanel - вот так номер! Да это же фирменное вино Фонтанеля, президента "Реджаны", у которого я играл первые два года в Италии! Два брата: один занимается винным бизнесом, другой - мясным. И на каждое Рождество нам вручали огромную корзину с бутылками и деликатесами. Надо же, не думал здесь встретить. Ну что, возьмем?

Сидим с Симутенковым в ресторанчике неподалеку от редакции "СЭ". Снег, грязь, московский декабрь - все где-то там, за цветастыми витражами. Здесь - уют, свечи, тихая итальянская музыка. Первый бокал - за возвращение домой. Кажется, насовсем.

ОТЪЕЗД

Игорь такой же - спокойный, серьезный, рассудительный. Девять лет странствий с редкими наездами в Москву его, кажется, почти не изменили. О футболе Симутенкова написано достаточно. Стереотип наготове: "молодой да ранний", в двадцать сверкнул, после двадцати пяти почти пропал, исчез с нашего футбольного небосклона. О жизни - меньше.

- Кто-то говорит, что не стоило мне так рано уезжать, в 21 год, - говорит Симутенков. - Газзаев потом говорил - останься он в "Динамо", так рано меня ни за что не отпустил бы: "Ты бы еще пару сезонов у меня поиграл". Не знаю. Сам так не чувствовал - да и "Динамо", похоже, было заинтересовано в продаже. Тогда меня еще Тарханов очень настойчиво в ЦСКА звал, после того сумасшедшего матча в 94-м, когда я решающий гол на последней минуте животом забил - мяч туда от перекладины попал...

В Италии дела поначалу неплохо складывались. Да, в серии А с "Реджаной" зацепиться не удалось, но на следующий год с Анчелотти вернулись. А еще через год ушел Анчелотти, ушел президент Фонтанель, и команда поплыла. У меня травмы пошли... Наверное, переезд в Испанию - ошибка. Но в "Реджане" оставаться я уже не мог. Последней каплей стал декабрь 97-го, когда Россия с Италией стыковые матчи играли. В субботу пролетаем мимо чемпионата мира. Поздно ночью возвращаюсь в клуб, настроение на нуле, ног не чувствую. Поспать два часа успел - и узнаю, что должен выйти в составе на вечерний матч. Пытался что-то объяснить - куда там.

Тренер у нас был "теоретик", нефутбольный человек, который во всем старался подражать Арриго Сакки. Слышать никого, кроме себя, не хотел. Естественно, в первом тайме получил травму. Тут уже не выдержал, взорвался. Звоню своему другу, второму тренеру Де Наполи: "Все, оставаться здесь не могу!" До конца сезона лечился, потом возник арендный вариант с "Болоньей". Снова, как когда-то, с Колывановым год отыграли. А когда "Болонья" хотела меня оставить, "Реджана" выкатила такую сумму, что там отступились. В "Реджане", повторю, категорически оставаться не хотел. И тут свалилось приглашение от "Тенерифе".

Местная команда вылетела из первого дивизиона и собиралась за год вернуться. Призвали из "Падовы" итальянского наставника Сандриани. Вторым с ним - тренер "Реджаны" по физподготовке Дзат, который меня и уговорил на Канары приехать. Планов было громадье - привезти десяток итальянцев. Президент клуба соловьем заливался. В итоге купили одного меня.

Чувство реальности там уже было потеряно. Народ привык к хорошему за два года работы под началом Вальдано. Когда они "Реал" в последнем туре лишили золота, дошли до полуфинала Кубка УЕФА. Привыкли все рассматривать через призму тех лет.

Снобизма, амбиций - выше крыши. До меня купили у "Порту" Домингуша за 11 миллионов долларов! Вот он два гола за сезон и забил. Вылетев во второй дивизион, хотели отвозить там всем по пять, шесть мячей. Спектакли давать. Но в футболе так не бывает, верно?

Местные не приняли итальянцев. Демонстративно валяли дурака на тренировках. Разговоры за спиной пошли. Команда стала неуправляемой. Сандриани плюнул, спустя восемь туров развернулся и исчез. Единственный, кто порядочно себя повел, - его помощник Миньямбрес (сейчас "Саламанку" тренирует). Тот хоть на вещи смотрел здраво в отличие от других местных.

Итальянцы уехали - а я остался. Знал бы, какая обстановка там, - ни за что бы в Испанию не поехал. Вот, к примеру, журналисты. Одни не спекулируют на своей работе, другие пытаются найти сенсации, страсти подогревают - везде так, верно? Но на Тенерифе они как с цепи сорвались. Поразило: выходишь из раздевалки после собрания - в лоб спрашивают, почему такой-то сказал то-то и то-то. Как узнали? Кто рассказал?

А раздутый прессой конфликт чего стоил! Дочке плохо, температура под 40. А нам завтра лететь на кубковый матч, который мало что решал - в первой игре дома крупно проиграли. Преемник Сандриани на принцип пошел. Тогда я поставил его перед фактом, что не лечу. Чего только про себя потом не прочитал! Отслеживали каждый мой шаг. А с тренером до конца сезона ни слова друг другу не сказали, я как футболист для него перестал существовать.

ИСПАНИЯ

Испанию Симутенков вспоминает не без содрогания. А как иначе, если из трех проведенных там сезонов проявить себя ему, по сути, дали только в одном.

- Шанс изменить судьбу представился после первого сезона на Канарах. Летом 2000-го Газзаев хотел вернуть в "Динамо" меня и Тетрадзе. Я и сам всем сердцем хотел вернуться в родную команду, да не срослось что-то. Может, "Тенерифе" цену заломил или спонсоры динамовские решили денег не тратить, гарантий требовали?

В отличие от многих у меня с Газзаевым хорошие отношения сложились. Все-таки именно он мне в 18 лет место в основе доверил. До сих пор ношу в себе вину, что не поддержал его тогда, в 93-м, когда он после "Айнтрахта" в отставку подал. На следующий день игроки на базе собрались, голосовали: одобрить или не одобрить. Я промолчал, поддался коллективному настроению. Уверен, поддержи его команда в тот момент, Газзаев не ушел бы никуда. И еще неизвестно, как бы футбольная история повернулась.

Сразу после неудачного золотого матча в Питере в 96-м он прилетел в Италию на стажировку. Сели, поговорили. Прощения у него попросил. Последний раз тогда, в 2000-м, общались. Сейчас не понимаю, что происходит. Спрашиваю Яновского, старинного своего приятеля: "Действительно так изменился человек?" "Нет, все такой же", - отвечает. Похоже, груз ответственности на него свалился неимоверный...

Но вернемся к Испании. Второй сезон мы в "Тенерифе" начали с Рафаэлем Бенитесом. Пробились в первый дивизион. Играл постоянно. Но повторилась история с Анчелотти. Того после выхода в элиту прибрала к рукам "Парма", Бенитеса - "Валенсия". А к нам пришел испанец Пепе Мель, большой поклонник аргентинского футбола. Набрал себе восемь человек, держался с ними запанибрата - они же его и съели.

Когда Клементе появился, было уже поздно. Хотя я только с его приходом на поле начал выходить. Единственный раз в стартовом составе вышел в последнем туре. Чтобы не вылететь, надо было обыгрывать Бильбао при условии, что "Мальорка" проиграет. Все складывается удачно: мы к перерыву ведем - 2:1, они летят. А потом свет гаснет, и, пока его чинят, "Мальорка" благополучно побеждает. Ни один болельщик, зная, что уже вылетели, со стадиона не ушел. А у нас настроение на нуле. "Атлетик" во втором тайме нам пару положил - 2:3, и на этом мое свидание с испанским футболом закончилось.

А кому нужен игрок, который год просидел на скамье в команде-аутсайдере? Других предложений, кроме как из MLS, не было. Но полтора года в Штатах - это не выброшенное из жизни время. Это прежде всего уверенность в собственной футбольной состоятельности. Полтора года тренировался, играл, был нужен команде и сам получал огромное удовольствие.

Посмотрел мир, совершенно другую страну. Теперь знаю, что такое Америка, изнутри. Это тоже немало.

ШТАТЫ

Американский футбол Симутенков слабым отнюдь не считает. Звезд по мировым меркам там хоть и немного, но европейский соккер становится там массовым видом спорта. Первые полгода ушли у нашего Колумба на адаптацию, да и использовали его чаще крайним полузащитником. Зато во втором сезоне стал одним из лидеров команды, а в решающих матчах, несмотря на травму, проявил себя в блеске. Гол россиянина вывел "колдунов" из Канзас-Сити в полуфинал, где канзасцы почти весь матч вели благодаря еще одному мячу Симутенкова - в падении через себя - на выезде у будущего чемпиона. Да не удержали, а потом пропустили на последних минутах овертайма...

- Формуле сезона в MLS не перестаю удивляться. Длинный регулярный чемпионат играется не пойми ради чего - все решается в плей-офф. В том году хотя бы до двух побед играли, а сейчас полуфиналы - из одной игры.

Команда у нас специфическая. Главная звезда - 40-летний Преки Радосавлевич. Играет, как хочет, где хочет, только на чистых мячах. Публика его боготворит, тренеры боятся - он уже не одного сменил, вся команда на него работает. Наставник наш, Боб Ганслер, к концу года понял, что невозможно строить командную игру с Преки "под нападающими", отправил его вперед, а мы под его величеством инсайдами действовали.

В Америке все-таки очень любят своих. Преки уже сто лет играет, гражданство получил. Если ты забьешь три гола, а американец отдаст две голевые, то лучшим признают его. Так принято. Мне, правда, один раз приз Man of the Match дали, после игры с "Далласом" - да и то из-за руки. Там такое любят. На полной скорости плечом воткнулся, правая рука висит плетью. Прижал к телу, да еще азарт непонятный появился. Идет подача: чувствую, если мяч остановлю, ничего с ним сделать уже не смогу. Подработал грудью, врезал - гол. Потом еще раз попал с лета. Только после этого заменили. Мог и третий положить, да не стал сразу бить, неудобно было, в обыгрыш пошел. А куда с такой рукой?

Травма эта - не единственная. Вторую половину сезона провел на уколах. А куда деваться? Ты легионер, должен на себе все тянуть, доказывать. В конце ноября стопу мне почистили, подтянули пластиковыми скобами связки. Пока реабилитационный курс прохожу, скоро бегать начну, плавать. В феврале должен восстановиться. Все будет хорошо.

ТИШКОВ

Последний раз Симутенков был дома в январе. Посреди ночи раздался звонок. Общий знакомый сообщил страшное известие: не стало его лучшего друга Юры Тишкова.

- Звоню всем друзьям-футболистам - никто трубку не берет. Набрался смелости, набрал номер Юриной квартиры. Услышал голос матери - все понял...

У "колдунов" сбор начинался, должны были в ЮАР вылетать. Паспорта игроков почтой отправили на оформление - в Канзасе ведь посольства нет. Слава богу, почта еще не ушла. Схватил паспорт, помчался в аэропорт, ничего не помня...

Настоящих друзей много не бывает. Юра пришел к нам в 93-м. Вроде конкурировать должны были, а сдружились - не разлей вода. Как-то сразу легко вместе заиграли. Знал-то я его давно. Не знаю, как сейчас, а мы после своих матчей за ФШМ всегда до вечера оставались и смотрели все возраста.

Перед тем матчем в Коломне, в котором Тишков получил страшный перелом ноги, нас на денек распустили по домам. По дороге пельменей купил. И отравился. Судьба... Должен был играть в стартовом составе - а получилось, что Юра вышел. Глупость какая-то. Или рок?

Первую футболку из Италии ему привез. Новый год потом не раз встречали вместе.

На днях утром - мы же еще не акклиматизировались до конца, днем спим, ночью бодрствуем - включаю канал "Спорт". Показывают матч "Ростов" - "Спартак" 2002 года, Юра комментирует. Услышал его голос - спазм в груди.

Удивительный человек. Начинал говорить - все вокруг умолкали. Судьба его била сильно. Бывает, люди ломаются - а он еще сильнее стал. И тогда ударила уже наверняка.

Последний раз виделись сразу после Нового года. Юра помог с нотариальным переводом водительских прав. 6 января я улетел, а в ночь на 11-е - та страшная новость...

ЗВОНОК ИЗ-ЗА ОКЕАНА

По ходу нашего разговора телефон Игоря напоминает о себе. "О, Америка на проводе!" - смеется Симутенков и переходит на испанский. Звонят из Канзас-Сити. Взбудораженные отъездом россиянина, в клубе готовы на все, чтобы оставить его у себя.

- Поначалу "Канзас-Сити" предложил подписать новое соглашение на худших условиях. Почему, не знаю. Все были довольны, в плей-офф забил два гола в двух матчах. Может, дело в операции - подумали, я от них зависеть теперь буду?

Командный лимит зарплаты от лиги - 1,7 миллиона в год. Пятеро почти 900 тысяч съедают, из них не все играют даже, а понизить нельзя - контракты защищены. Вот там и стараются экономить на остальных. Три четверти имеют на руках простые контракты. С ними тебя в любой момент могут перевести в другую команду. Или просто 1-го числа любого месяца сказать: все, завтра можешь не приходить.

Мне такой же предложили. Что совершенно не устроило. Чувствую, пришло время завершать эпопею. А теперь засуетились: вот контракт предлагают "защищенный" и по финансам те же условия, что были. Раньше на лигу кивали, на ее лимиты - теперь, говорят, с MLS мы сами договоримся, останься только. Непонятно, когда лукавили - тогда или сейчас?

Еще говорят, что уважаем твое решение. Что двери для тебя в любой момент открыты. Что письмо по мою душу из Катара пришло, из клуба, где Йерро играет. То есть запасной аэродром появился. Но я себя не буду уважать, если пойду на попятную. Решение уже принято. Отменить его - все равно что потерять лицо.

Понимаете, рано или поздно мы вернулись бы. Не вижу себя ни в Италии, ни в Испании. Мы с женой русские люди, выросли в Москве, в Люблине. Наши дома только железная дорога разделяет. В конце 91-го играли на Кубок УЕФА с "Гентом". Чемпионат давно закончился, после первой игры отпустили нас на пару дней по домам, пошел к друзьям на день рождения - там свою судьбу и встретил. Мне 18 было, ей - 16. С тех пор вместе. Детей к родине с детства приучаем. Каждый Новый год ездим в Чистополь или Казань, к друзьям и родственникам Юлии.

А разве можно остаться в Америке? Тамошний менталитет - от чека до чека. Скрупулезные расчеты, сколько стоит каждый час твоего рабочего времени.

Дочка прошлой зимой с острым гриппом слегла. "Скорая помощь". Привозим в госпиталь - первый вопрос: как будете платить, карточкой или наличными? Пока несколько анкет не заполнишь, ничего делать не будут. Даже если человек загибается. Плюнул, отвез ее домой - сами чаем отпаивали. Потому что лекарств без направления от доктора не купить.

Врачи боятся брать на себя ответственность, лечить болезни всерьез. Ищешь помощи с болью в зубах - тебе их сначала чистят, потом какой-то пленкой покрывают. Спину прихватило - сначала массаж пяток сделают. И хотя страховка есть, платишь немного, ощущение - будто живешь в дурдоме.

Даже улететь спокойно не дали. Дом оплатил до конца года - нет, говорят, с вас еще и за январь причитается. Нас не волнует, такой контракт. Не заплатишь - с Интерполом потом везде достанут.

Уезжали через бюро в Сент-Луисе, там русская девушка работает, из Питера. Говорит, завидую вам белой завистью - у меня тут только зарплата и кукурузные поля вокруг.

Об одном жалею, на хоккей так и не выбрался. С детства от НХЛ был без ума. Но до Сент-Луиса - три часа в один конец. Это надо выходные подгадывать. Да все никак не получалось. Жаль, не познакомился с Хавановым...

ВСЕ У МЕНЯ ПОЛУЧИТСЯ

Симутенков не скрывает, что приехал в Россию играть. Не доигрывать. После успешных американских сезонов вновь почувствовал вкус к игре.

- В Штатах постоянно смотрел российский футбол. На "Динамо", естественно, с особенными чувствами. Впечатление в последние два года самое благоприятное. Растет уровень чемпионата, растет. Скорости сейчас!.. Когда я играл, таких не было. Матчи по накалу бывают просто сумасшедшие. Одно режет глаз - перебор иностранцев. А кто из них серьезно выделяется из общего ряда, кроме Олича да Ярошика? А в это время Бесчастных не мог найти команду в премьер-лиге, Онопко летом с трудом нашел. А посмотрите, как играет! Мне не под силу это объяснить...

Верю, что смогу заиграть здесь. Это не самообман или самоуверенность - вроде всегда трезво себя оценивал. Просто знаю, что при должном отношении к работе и доверии все получится. Обязательно получится!

Павел ДЕМЕЩИК