Газета Спорт-Экспресс № 285 (3372) от 22 декабря 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

22 декабря 2003

22 декабря 2003 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

С телохранителем Ильи Ковальчука, выразившим желание продолжить карьеру в суперлиге, в Атланте встретился корреспондент "СЭ"

Франсис ЛЕССАР:
"ЕСЛИ БУДЕТ ЛОКАУТ, ПОЕДУ В РОССИЮ ОХРАНЯТЬ КОВАЛЬЧУКА"

Павел СТРИЖЕВСКИЙ

из Атланты

"С кем?! - переспросил изумленный пресс-атташе "Атланта Трэшерз" Роб Коч. - С кем вы хотите побеседовать?!"

"Мне бы Лессара. Минут на 30", - скромно потупив взгляд, повторил ваш корреспондент. "Что ж, вперед. Будете первым журналистом в его карьере. Он обрадуется", - недоуменно пробормотал Коч.

193-сантиметровый громила "Атланта Трэшерз", призванный охранять здоровье звезд клуба во главе с Ильёй Ковальчуком, сидел в углу раздевалки. Он и вправду обрадовался. Остальные - удивились. Уже во время нашей с Франсисом беседы поочередно изумлялись заходившие в раздевалку главный тренер южан Боб Хартли, Ковальчук, Франтишек Каберле, Вячеслав Козлов.

То, что окажусь первым журналистом, заинтересовавшимся 24-летним агрессором "Трэшерз", я понимал. Ведь при подготовке к встрече все мои попытки найти хоть какие-нибудь публикации об атлантском тафгае оказались неудачными. Хоккейные источники выдавали одни справочные данные. И - ни единого крупного интервью.

Материал, который вы сейчас изучаете, сам Франсис по понятным причинам прочесть не сможет, и тем не менее он попросил презентовать ему этот номер "СЭ". Как-никак первая посвященная ему крупная статья, пусть и на непонятном языке...

Впрочем, не исключено, в следующем сезоне русский язык молодому франко-канадцу придется изучать. Но обо всем по порядку

НЕ СТОРОЖ НА РАНЧО

- Охранять таких суперзвезд, как Илья Ковальчук и Дэни Хитли, - это не сторожем на ранчо работать, - скромно начал нашу беседу светловолосый гренадер, сидя посреди раздевалки с заложенными за спину огромными ручищами. - Здесь требуется квалифицированный специалист Когда ветерану кулачного дела Джеффу Оджерсу не предложили нового контракта, я понял, что у меня появляется шанс совершить прыжок в НХЛ. Заряжать партнеров энергией, защищать ведущих игроков команды - это моя работа. Я ее люблю и, считаю, выполняю лучше всех.

- Как и многие канадские мальчишки, грезившие хоккеем, начал заниматься им очень рано. - Свою хоккейную биографию Франсис (или Фрэнки, как называют его в команде англоязычные игроки) пересказывает лаконично и четко, словно зачитывая справочник. - Выступал за детскую команду моего маленького городка Мэскуиш, что недалеко от Монреаля. Потом два года играл в квебекской юниорской лиге за Валь д'Ор и еще год - за Дрюммонвилль. В третьем раунде драфта-97 меня выбрала "Каролина". Два года спустя обменяли в "Филадельфию", откуда отправили в фарм-клуб "Фантомы". Почти три года провел там, пока меня не приобрела "Атланта".

Вспоминая о юности, Франсис несколько поскромничал, умолчав об одной любопытной детали. Проведя 202 матча за "Фантомов", он надолго, если не навсегда, застолбил за собой клубный рекорд по количеству штрафного времени - 997 минут!

УДАР В ЛОБ ЛИНДРОСУ

- В детстве, насколько знаю, вы не кулаками махали, а голы забивали.

- Да, был сезон, в котором забросил целых 12 шайб. Но сейчас у меня совершенно другая работа. Отлично это понимаю, а потому и в мыслях нет роптать.

В непродолжительной энхаэловской карьере молодого бойца был такой инцидент, когда на него, игрока фарм-клуба, обратил взор весь хоккейный мир. Кто-то - с ненавистью, кто-то - с благодарностью. Сам Лессар вспоминает о нем с усмешкой:

- Это случилось во время розыгрыша Кубка Стэнли-2000 на тренировке "Филадельфии". Меня вызвали из фарм-команды. Эрик Линдрос в те дни восстанавливался после очередного сотрясения мозга, и до возвращения на лед у него была всего неделя. Однажды мы немного задержались на площадке поиграть один на один и... столкнулись лбами. Случайно, честное слово! Я, естественно, в полном порядке, а у Эрика - очередное сотрясение мозга. Откровенно говоря, ситуация для меня была не слишком благоприятной. Но ничего - вскоре оказался в "Атланте".

КАРИЯ, БЕРЕГИСЬ!

- Когда окончательно поняли, что ваше хоккейное амплуа - "полицейский"?

- Еще в юниорской лиге. С самого детства был, скажу так, самым восприимчивым и, когда с кем-то из моих партнеров противники обращались жестко, пытался восстановить справедливость. Особенно много дрался в АХЛ: в первом сезоне за "Фантомов" заработал 416 минут штрафа (также клубный рекорд. П.С.) .

- Такому молодому бойцу, как вы, наверное, непросто заставить именитого ветерана вроде Питера Уоррелла или Дональда Брашира сбросить перчатки?

- Практически нереально. Какой им смысл со мной связываться? Приобрести от такой схватки они ничего не могут, зато потерять - о-го-го! Даже элитные бойцы знают, что со мной им придется нелегко. И чего ради они станут рисковать репутацией? Самому мне бесполезно даже пытаться их завести: драки все равно не получится, только команду подведу удалением. Приходится ждать, пока один из них сам не начнет задираться.

- Как же вам, в таком случае, выполнять свои обязанности, если, скажем, Уоррелл грязно сыграет против Ковальчука?

- (Улыбается.) С этим все просто. Если он ударит Илью, то в следующей же смене я атакую Кария. И уж тогда мы с Уорреллом обязательно сбросим перчатки.

- С тех пор как Ковальчук возглавил гонку снайперов, работы у вас, наверное, прибавилось?

- Это правда. Илью стали чаще рубить клюшками по рукам и вообще играть против него грубо. Когда вижу это, сразу предупреждаю: "Еще раз такое сделаешь - поправлю тебе здоровье!" Как правило, проблемы сразу исчезают.

Но Ковальчук, я вам скажу, сам не промах - парень здоровый, больше 220 фунтов (105 кг. - П.С.) , умеет за себя постоять. И не только за себя. Вы ведь сами, наверное, помните, как недавно Ковальчук помчался через всю площадку, по дороге даже клюшку выбросил, чтобы обидчика Славы Козлова, шведа из "Флориды" Нильсона, наказать. Не своей работой парень занялся (смеется).

СЛОВО КОВАЛЬЧУКУ

Самое время было поинтересоваться у Ковальчука, зачем он отнял у Лессара законный кусок хлеба.

- Так этот Нильсон ведь тоже никакой не боец! - объяснил Илья. - Коззи после его удара так упал, что я испугался за здоровье своего друга. У меня, наверное, в тот момент были столь свирепые глаза, что Нильсона от ужаса парализовало (смеется). Так на одну смену я стал Лессаром.

- Что, кстати, вы о нем думаете?

- Фрэнки - нормальный парень, с чувством юмора, в раздевалке добрый, на льду - злой. Думаю, любая команда хотела бы иметь такого игрока. Все же всем нам гораздо спокойнее знать, что, если начнется мясорубка, Фрэнки всегда заступится и кому-нибудь что-нибудь снесет. Защищать нас - его работа, которая особенно важна сейчас, когда у нас столько травм и дорожить нужно каждым игроком.

- Вы Лессару про Россию, про суперлигу что-нибудь рассказывали?

- Да чего рассказывать, они (североамериканцы. - П.С.) и так знают, что в суперлиге платят хорошие деньги. А вообще у них в голове только две ассоциации с Россией: водка да мафия.

- Как хоккеист Лессар мог бы пригодиться какой-нибудь российской команде?

- Фрэнки в последних матчах - после того как забил свой первый гол в НХЛ - стал смотреться на льду поинтереснее. Раньше он просто носился как безумный да шайбу вбрасывал в зону - словом, играл как типичный тафгай. Сейчас вроде бы стал больше думать на льду. Так что в своей нынешней форме он бы пригодился кому-то в суперлиге.

О БОКСЕ И СУМО

Хоккей хоккеем, а по части зрелищности рукопашных схваток атлантский тафгай уже сейчас, уверяю вас, не уступит никому в НХЛ. Сбрасывая краги, Лессар правой рукой вцепляется в ворот свитера своего оппонента, а левой начинает со скоростью отбойного молотка дубасить соперника по голове, нанося порой до трех ударов в секунду.

Особенно тяжело приходится против него правшам: пытаясь контратаковать, они вынуждены оставлять уязвимой правую часть своего лица, которую франко-канадский левша способен превратить в кровавое месиво в мгновение ока. А сбить Лессара с ног, поверьте, ничуть не проще, чем завалить на бок слона: устойчивость у этого парня редкостная.

- Не люблю я устраивать на льду борьбу сумо, - в тоне Франсиса послышались презрительные нотки. - Хвататься друг за друга в партере может каждый. Если ты боец, то будь настоящим мужиком и дерись! В конце концов, зрители ждут от нас нормального кулачного поединка, а не телячьих нежностей. Да, тебе могут пару раз съездить по физиономии, но, если ты этого боишься, следовало выбирать другую профессию.

- Свежие шрамы над левой бровью от какого боя остались?

- Это Здено Хара из "Оттавы" недавно постарался. Причем раны остались не от его кулаков - порезался краем собственного шлема. Но той дракой я все равно остался доволен: несколько раз я сопернику, всю игру преследовавшему Ковальчука, сочно врезал. И на лопатках в итоге оказался Хара, а не я, хотя он и здоровенный - выше меня на целых семь дюймов (18 см. - П.С.) !

- В боях с правшами вашей левой части лица тоже сильно достается. Были тяжелые травмы?

- Ничего серьезного. Когда оппоненту удается попасть мне в лицо, случаются, конечно, и порезы, и кровоподтеки, но серьезных проблем пока удалось избежать. Главное, чего не люблю, - падать на лед. Если останешься стоять на ногах, почти наверняка бой не проиграешь.

- Кого считаете лучшими боксерами НХЛ?

- (Задумался.) Пожалуй, тяжелее всего драться с Уорреллом и Лараком. Уж больно они длинные - в этом их главное преимущество. Еще в "Айлендерс" есть Эрик Кэйрнс - тоже хорошо дерется.

ЗАМОРДОВАЛ ИНДЕЙЦА

- Был у вас в детстве какой-нибудь хоккейный кумир?

- Конечно, но он вовсе не боец. Это Марио Лемье. Во всей французской Канаде, наверное, не было ни одного мальчишки моего поколения, который бы не боготворил Лемье! Помню, просто пожирал глазами телевизионный экран, когда смотрел, что он вытворял во время Матчей всех звезд.

- Не случалось оказываться на льду одновременно с ним?

- Пока нет. И, наверное, это даже к лучшему (смеется). Никогда не сыграю против него грязно, но, окажись он возле меня с шайбой, я ведь и его припечатаю. Ау Марио спина больная, так что дело может плохо кончиться.

- Какой бой для вас самый памятный?

- Еще в "Филадельфии", когда я был 19-летним новичком, в одном из матчей два раза подрался с Сэнди Маккарти из "Рейнджерс". Первый бой прошел с моим явным преимуществом, и индеец захотел реванша. Напрасно: во второй драке я натянул ему на голову свитер и просто замордовал.

- Вы можете стать одним из лучших бойцов НХЛ?

- Не сомневаюсь в этом. У меня есть очевидные плюсы: я очень устойчив на ногах и не боюсь пропустить удар в голову.

- Чем любите заниматься в свободное время?

- Играю в гольф, в бильярд, хожу в кино - ничего необычного.

- С кем-нибудь из одноклубников подружились?

- С защитником Яником Трамбле. Ведь из франко-канадцев нас в команде двое, не считая Боба (главного тренера Хартли. - П.С.) .

- Где намереваетесь поддерживать форму в следующем сезоне, если случится локаут?

- Надо поговорить на эту тему со своим агентом, потому что пока не имею ни малейшего понятия.

- Ковальчук в случае локаута собирается в "Спартак". Может, и вам следует попробовать свои силы в России?

- Вообще-то я слышал, что в Европе хоккей несколько другой, для игроков моего амплуа не совсем подходящий. Но, если меня позовут в Россию, с удовольствием поеду с Ковальчуком в его "Спартак". Думаю, и там работа для меня найдется.