Газета Спорт-Экспресс № 280 (3367) от 16 декабря 2003 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 4

16 декабря 2003

16 декабря 2003 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Итоги сезона

Игорь ГАМУЛА

ВООБЩЕ-ТО Я ЧЕЛОВЕК СЕРЬЕЗНЫЙ...

После поражения в предпоследнем туре от "Уралана", когда окончательно стало ясно, что "Черноморец" покидает премьер-лигу, главный тренер новороссийцев на послематчевой пресс-конференции выдал очередной перл: дескать, "вернемся домой, билеты возьмем - на Владивосток, Хабаровск. И будем выезжать, иначе не успеем доехать".

- Ну что, Игорь Васильевич, уже выехали? Быть может, застал вас в дороге? - спросил я Гамулу, номер которого набрал в прошлый четверг.

- Так и есть - я как раз в пути. Вот только не в сторону Хабаровска - возвращаюсь из Киева в Новороссийск. А на Дальний Восток билеты купили, скоро отъезжаем. Это только на первый взгляд шутки. А на самом деле тяжело теперь, после того, что было в премьер-лиге - поездки в Москву и обратно, - настраиваться на такие вояжи. Они отнимают больше сил, энергии. Эти перелеты-залеты создают куда больше трудностей.

- Говорили, что будет у вас с командой после сезона разговор за столом, может, морду друг другу набьете... Не дошло до этого?

- Разговора не получилось, специально решили не собираться. И так не очень приятно, от прошедшего сезона у всех - не только у меня - остался осадок. Но по душам все же поговорили. В принципе проблемы как таковой нет. С командой рассчитались. Полностью. Ни у кого никаких вопросов по этому пункту не осталось. Все идет своим чередом. Кого-то выставили на трансфер, кто-то, может, не захочет играть в первой лиге. Мы не будем этому препятствовать. Люди, возможно, считают, что их уровень - премьер-лига. Коли так, будем подтягивать молодежь. Но пока рано говорить о приобретениях и потерях.

Работа ведется. Я вот был на Украине - по делам. Сейчас еду обратно в Новороссийск. Послезавтра (в минувшую субботу. - Прим. А.М.) вылетаю в Москву. Затем отправляюсь в "Милан" на неделю на стажировку. Может, что-то интересное почерпну, увижу.

- Ваши высказывания на пресс-конференциях - экспромты или домашние заготовки?

- Заранее никогда не готовлюсь. Все - импровизации. Я ведь говорю то, что есть. Просто оно, может, получается так весело. Хотя поводов для веселья, если честно, было мало. Я серьезный человек. Но всегда стараюсь не вешать нос. Если, например, проиграли, стремлюсь поднять настроение и себе, и журналистам - вообще всем. После победы тоже хочется сказать что-нибудь правильное.

- Неужели вы действительно серьезный, как говорите?

- Без сомнения. Просто, видимо, с этими "приставками" получалось смешно. Но на самом деле все это без юмора и очень серьезно. Всегда веду живую беседу, не читаю по бумажке, говорю то, что есть. Что вижу - то и говорю.

- Неужели про кротов - это экспромт?

- Ну а как иначе?! Вышли на поле в Самаре, собирались потренироваться. Но там трещины такие, что ноги можно сломать. А еще дырки, знаете, как кроты лазают. Я отказался от тренировки, а после игры придумал и выдал: "На этом поле можно кротиков поймать".

- Сложилось впечатление, что у вас кроме великолепного чувства юмора неплохие актерские данные. Не собирались, к примеру, в юношеские годы поступать в театральный?

- Нет, никогда об этом не думал. Всю жизнь отдал футболу. И думаю отдать еще - сколько смогу.

- А режиссеры, случаем, не обратили на вас внимание? Не предлагали, например, сняться в кино?

- От режиссеров пока предложений не поступало, а вот фотографы в покое не оставляют. Корреспонденты достают, снимков приносят - кучу. Мимика, жесты такие бывают интересные. За этот год собрал очень большой фотоальбом. Даже три. Раньше к этому относился равнодушно, да и фотографий у меня особо не было. А в этом году нанесли столько карточек, что самому порой любопытно. Вечером иной раз сядешь, разглядываешь.

- Если все-таки поступит предложение в кино сняться, согласитесь?

- А почему нет?! Чем я хуже других! Думаю, у меня бы получилось.

- Какие роли хотели бы играть?

- Наверное, все же комедийные. Раз такой имидж сложился, хит-парад выигрываю, значит, туда мне и дорога.

- При всем при том, что вы говорите то, что есть, не помню, чтобы трогали судей, критиковали их. Это ваша позиция?

- У них такая же сложная работа, как и у нас. Мы, значит, вправе ошибаться, а они, получается, нет. Как я могу их трогать? Все мы люди. Меня тоже порой критикуют. Но я не хочу сваливать вину на другого. Команда проиграла - виноват тренер. И дальше не надо искать причины. Тем более в судействе. Не думаю, что арбитры когда-то судят предвзято. Люди могут ошибаться. Кто-то это делает больше, кто-то меньше. Но все - без исключения!

- Как в таком случае вы отнеслись к запрету критики судей?

- Это, конечно, не очень хорошо, что придумали этот запрет. Грубить, разумеется, нельзя. Но высказываться, конечно, надо. Не огульно критиковать, не говорить о том, о чем не имеешь права, - чего не видел, не знаешь и на сто процентов не уверен, кто и что там сделал. Но диалог должен существовать.

- Признайтесь, на пресс-конференциях играли на публику? Хоть раз.

- Никогда в жизни. Вообще, сразу после матча - не самое удачное время для пресс-конференции. Еще не отошел от перипетий, весь в игре, иногда даже забываешься, где и как ты сидишь. Потому иногда и вылетают не очень приятные слова, которые потом в телевизоре пикают. Это все происходит непроизвольно. На публику никогда не играл и не собираюсь. Что мне на публику играть, что я, как кто-то сказал, - клоун, что ли? Впрочем, пусть думают как хотят, но я, повторюсь, человек по жизни серьезный.

- Если честно, борьба в хит-параде вас захватила?

- Если только в конце, когда я не был главным, а Прокопенко подобрался ко мне вплотную. Мы, кстати, виделись недавно в Донецке. Вспоминали, смеялись. Поговорили о "Динамо", о "Черноморце". Сожалеет он, что так получилось - ведь как раз после поражения от "Динамо" меня отстранили. Из-за меня, говорит Прокопенко, выходит, тебя убрали. Успокоил его, сказал, что в принципе все и так было ясно.

Когда ваш коллега Андрей Анфиногентов приехал в Элисту, я ему сразу в шутку и сказал: "Наша с тобой задача - обогнать Прокопенко". Он ответил: "Считайте, что вы уже в хит-параде. Этим высказыванием вы его догнали".

- Руководство клуба не просило как-то умерить пыл, быть посдержаннее на пресс-конференциях?

- Всегда есть люди, которые смотрят выступления, особое внимание обращают на пикалки, делают замечания моему шефу. Шеф, в свою очередь, ставит мне на вид. Он как-то "приказал": "Все! Пока тебя не догонят, ничего не говори". - "Хорошо". - "А то ты сильно оторвался. Мы очков берем мало, зато в пресс-конференциях на первом месте". - "Ну хоть в чем-то мы должны лидировать!"

- А на установках, да и просто в общении с игроками, вы такой же красноречивый?

- Да-а. Весело бывает. У меня хорошие установки, а разбор проходит еще веселее. Я могу упасть, показать, как кто-то на поле лежит. Но все в пределах разумного. Ведь иногда надо напряг снять. А если необходимо покричать - поору, накажу, укажу. Главное - чтобы было интересно и понятно. Чтобы доходило. А не просто люди спали на разборе игры.

Перед матчем стараюсь зарядить так, чтобы пошел мандраж. В лучшем смысле этого слова. Сам чувствую себя на взводе и ребят пробую довести до такого состояния. По-моему, у меня получается. Мы лучше всех, мы должны победить, мы никого не боимся!

- Вам самому какая собственная фраза понравилась больше других?

- Много было интересных. Но выделить какую-то не берусь.

- Когда шутки получаются острее - после побед или после поражений?

- Они, знаете, и после выигрышей хороши, а после проигрышей - еще лучше бывает. Когда как! Закономерностей тут не ищите.

- Когда подыскиваете слова, которые скажете журналистам, - уже в пресс-зале, по дороге из раздевалки или, может быть, еще на скамейке запасных?

- Захожу, сажусь, мне задают вопросы - и сразу отвечаю. Не готовлюсь.

- Бьюсь об заклад, вы наверняка душа любой компании. Так?

- Думаю, да. По крайней мере играю не последнюю роль.

- Анекдотов, видимо, знаете много, умеете рассказывать?

- Знаю, но иногда забываю. Впрочем, вы правы, получается. Любимый анекдот? Ой, не до них сейчас. Я ведь в дороге - устал немного. Думаю, как бы быстрее собрать футболистов да что-нибудь создать хорошее. Такую команду, которая будет способна решать серьезные задачи. На ум приходит разве что про "выпил - весь день свободен" или "с утра не выпил - весь день пропал".

- Тосты произносите?

- Последнее время давно не пью, поэтому, наверное, и тосты не произносятся. Атак - иногда, конечно, можно выпить и что-нибудь интересное произнести.

- Тамадой быть приходилось?

- Нет. Но пьянкой руководил - и не один раз. Это не тамада, скорее руководитель застолья. В компании, другими словами, сложа руки не сидел. Со мной вообще-то весело - особенно когда выпивал.

- Женщины таких, как вы, любят, а?

- Сейчас в одной из газет прочитал стихи некой дамы из Тульской области в мой адрес. Очень приятно. Хочу связаться с редакцией, позвонить, поблагодарить. В целом успехом у женщин, думаю, пользуюсь.

- Вы покинули премьер-лигу, Прокопенко отправился на Украину. Оба - лидеры хит-парада. Но свято место, как известно, пусто не бывает. Кто, на ваш взгляд, заполнит вакансии? Есть достойные преемники?

- Не знаю. Сейчас, видите, идет наваждение иностранцев. Футболисты много говорят. Но обязательно кто-то найдется. Не сомневайтесь. Уверен, будут нормальные хит-парады. Будет много интересных людей.

- Ну а через год вы вернетесь...

- Надеюсь на это. Не хочу далеко отходить - от вас, от журналистов, от "СПОРТ-ЭКСПРЕССА". Думаю, и в первой лиге вы мне внимание уделите. Постараюсь и результатом, и делом этому поспособствовать.

Александр МАРТАНОВ