Газета Спорт-Экспресс № 262 (3349) от 22 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

22 ноября 2003

22 ноября 2003 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Вчера в Лужниках стартовал пятый этап "Гран-при"

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Арена лужниковского Дворца спорта многие даже не годы - десятилетия была для фигуристов совершенно особым катком. "Это замечательное место, - почти благоговейно сказала мне Татьяна Тарасова. - Намоленное. И все они, - Татьяна Анатольевна едва заметно кивнула головой в сторону коридора, по которому проходили на каток спортсмены, - совершенно по-особому здесь катаются. Сами увидите".

В четверг под сводами Дворца царила будничная деловая атмосфера. На льду шла доводка программ: лужниковский каток, по мнению фигуристов, оказался чуть шире, но короче стандартных европейских арен. Тренеры обсуждали футбольный матч сборных России и Уэльса, состоявшийся накануне, который, как выяснилось, смотрели даже женщины.

Возможно, для спортсменов и не было большой разницы, на каком льду катать программы. Однако по лицам многих молодых, не так давно успешно выступавших тренеров - Александра Жулина, Майи Усовой, Евгения Платова - угадывалось ощущение внутреннего комфорта. Как в родительском доме после долгого отсутствия.

- Даже не верится... В 1986-м я здесь выступал совсем маленьким, - сказал Платов. - Как будто и не было всех этих лет.

Дворец спорта, куда фигурное катание вернулось после долгого перерыва, в те годы действительно был для фигуристов больше, чем домом. Покойная Анна Ильинична Синилкина, многолетний директор лужниковского Дворца, любила фигуристов больше, чем кого бы то ни было. И никогда не скрывала этого. Так что фраза Тарасовой о стенах, впитавших и ее любовь, и восхищение многих тысяч зрителей, вовсе не пустые слова.

В Москве среди привычных тренерских лиц появились и новые. Например, олимпийская чемпионка Нагано в парном катании Оксана Казакова, всего неделю назад выступавшая в Лужниках на юбилее Игоря Бобрина.

- Работаю с парами, помогаю Тамаре Николаевне Москвиной, - сказала она в ответ на мое удивление. - У нас с Артуром (Дмитриевым. - Е.В.) сейчас нет гастролей, и он уехал в Америку к семье. Вернется в декабре - мы приглашены в шоу Виктора Петренко в Киев. А я вот осталась.

- Интересно?

- Очень. Обе пары Москвиной (Юлия Обертас - Сергей Славнов и Виктория Борзенкова - Андрей Чувиляев. - Е.В.) выступают на Кубке России. Они совершенно разные, не все пока получается, но это объяснимо - сезон только начался.

Приехал в Москву и олимпийский чемпион Лиллехаммера Алексей Урманов. Он, как говорят фигуристы, "сидит на кнопке" - участвует в судействе. Тарасова по этому поводу заметила: "Появление Урманова в этой роли обрадовало многих. Ему доверяют, поскольку вряд ли кто может усомниться в объективности такого человека".

Меньше всего повезло в четверг российским одиночникам. Они тренировались в первых группах и рано покинули каток, предоставив немногочисленным зрителям возможность обмениваться впечатлениями: мол, вице-чемпионка мира Елена Соколова выглядит сейчас на льду куда лучше и увереннее, чем на втором этапе "Гран-при" в Канаде, а у двукратного чемпиона мира Евгения Плющенко до сих пор так и нет достойного соперника, в любом состоянии он на голову выше всех...

Поводы для расстройства тоже нашлись. В четверг стало известно, что чемпионка мира Ирина Слуцкая, отказавшаяся выступать в Москве и, соответственно, вообще в "Гран-при", вынуждена снова лечь в больницу на обследование. За те полтора месяца, что фигуристка уже провела в клиниках, врачам так и не удалось понять причину ее недомоганий. А это означает, что Ирина рискует и вовсе пропустить этот соревновательный сезон.

Основные соперники Татьяны Навки и Романа Костомарова - первого российского танцевального дуэта (речь об Албене Денковой и Максиме Ставийском) в Москве не выступают. Поэтому в танцах, с которых и начался розыгрыш московского "Гран-при" в пятницу, судьба первого места была довольно очевидной с самого начала. В этой ситуации гораздо больший интерес вызывало противостояние двух других представляющих нашу страну пар.

Оксана Домнина и Максим Шабалин получили колоссальный опыт в прошлом сезоне, выступив и на чемпионате Европы в Мальме, и на мировом первенстве в Вашингтоне. Все попытки Татьяны Тарасовой добиться тогда, чтобы в сборную вошли ее подопечные - только-только сложившийся в конце прошлого года дуэт Светлана Куликова и Виталий Новиков, - успехом не увенчались: менять Домнину и Шабалина на спортсменов, возможности которых были совершенно неизвестны, руководители национальной команды не сочли резонным.

Тем не менее на показательном прокате в Москве, специально устроенном для руководства Российской федерации фигурного катания, Куликова и Новиков обратили на себя внимание солидным потенциалом. А затем выиграли первый же турнир этого сезона в Оберсдорфе в сентябре, опробовав на себе новую систему судейства. Та победа, собственно, и была одержана благодаря изменившимся правилам. Куликова и Новиков были лишь пятыми перед произвольным прокатом, а после исполнения главного танца поднялись на высшую ступень пьедестала.

- Нам даже пошло на пользу, что не удалось попасть в Вашингтон, - сказала Майя Усова, работающая с танцорами вместе с Тарасовой. - Ребята скатались, почувствовали в себе уверенность. Прошлогодняя подготовка была чересчур форсированной. Хотя программы были почти готовы, их пришлось переделывать процентов на 70 с учетом новых правил. Приятно, что на разборе в Оберсдорфе была отмечена прежде всего сложность нашей композиции.

Отзывы о произвольном танце Куликовой и Новикова на парижском этапе Trophee Lalique были довольно противоречивыми. Дескать, слишком быстр, а порой и суматошен танец. В этом, думаю, и заключалась идея тренера: поставить перед спортсменами максимально сложную задачу в расчете на то, что от проката к прокату качество исполнения будет расти.

Пока, по всей видимости, все идет по плану. На примере Куликовой и Новикова Тарасова словно дала некий мастер-класс окружающим: как в предельно короткий срок (при том, что Виталий никогда в жизни не выступал на международных соревнованиях такого масштаба, как "Гран-при") выдать товар экстра-класса. К московскому турниру танцорам удалось хоть и ненамного, но обойти по количеству набранных очков своих потенциальных и куда более опытных визави.

- С Тарасовой непросто работать, - рассказывала Куликова. - Ей нельзя не верить. Я видела, как она работала с Лешей Ягудиным и какой это принесло результат. Татьяна Анатольевна жесткий человек, эмоциональный, но от нее на льду исходит такая энергия, что мгновенно проникаешься этим состоянием. Нам повезло, что одновременно мы работаем с Майей Усовой и Евгением Платовым. Женя может что-то показать Виталику, Майя - мне. Иногда мы вообще меняемся партнерами. С таким я сталкиваюсь впервые: тренеры работают в паре, и оба на коньках. Может, поэтому у нас и начался такой прогресс.

- Постоянно находиться рядом с Тарасовой - это огромная школа, - добавил Новиков. - Даже в мелочах. Иногда она заглянет в комнату: "Так, ребятки, что это у вас творится? Быстренько убрались, покушали и спать". В другой ситуации я бы, наверное, телевизор включил, кино посмотрел, музыку послушал. А здесь - жесточайший режим. Но зато утром просыпаешься, идешь на тренировку и чувствуешь, что полон сил. Подсознательно начинаешь жить по принципу: мелочей в спорте не бывает. И четко понимаешь, что именно поставлено на карту и как достичь цели кратчайшим путем.

До того, как оказаться в группе Тарасовой, я провел в Америке несколько лет. Даже выступал однажды на Skate America с Настей Гребенкиной - сейчас она выступает с Вазгеном Азрояном. Потом катался с американкой Маккензи Моливер. Тренировался сначала у Генриха Сретенского, потом у Александра Жулина. Думал, у нас что-то может получиться, но не вышло. Потом позвонила Света...

Иногда, конечно, устаю. На тренировках случаются стычки, разногласия. Приходишь с тренировки домой - то же общество. С другой стороны, это замечательно: они все - Татьяна Анатольевна, Майя, Света - так вкусно готовят!

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ