Газета Спорт-Экспресс № 261 (3348) от 21 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

21 ноября 2003

21 ноября 2003 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

ЧЕ-2004. 2-й стыковой матч. УЭЛЬС - РОССИЯ - 0:1

Алексей СМЕРТИН

ХВАТАЛ СЭВЕДЖА ЗА ГОРЛО? НЕ ПОМНЮ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ, Игорь РАБИНЕР

из Кардиффа

Времени поговорить с футболистами сборной России после игры было хоть отбавляй. Дмитрий Сенников с Вячеславом Малафеевым как ушли на допинг-контроль, так и сгинули часа на три - не меньше. Их организмам, и так вымотанным до предела, пришлось делать еще одно усилие, чтобы доказать: победа сборной России чиста во всех отношениях. А в это время их партнеры отвечали на вопросы журналистов, получивших редчайшую возможность поговорить с игроками сборной без временных ограничений. Единственный "британец" сборной России не уклонялся от откровенной беседы, как не уклонялся немногим ранее от жесткой борьбы с напиравшими валлийцами.

- В первом тайме вы едва не сцепились на поле с Сэведжем. Что случилось? - вопрос Алексею Смертину.

- У Сэведжа в Англии репутация, я бы сказал, провокатора-патриота высшей марки. Он любит подыграть болельщикам своего "Бирмингема". После забитого гола всегда целует эмблему клуба, например. Всегда очень эмоционален и почти всегда - без тормозов. Пришлось ответить ему его же оружием, чтобы совсем уж не зарывался.

Сэведж и в первой игре, и сегодня с самого начала всех учил английскому, причем в худшем варианте. В Москве начал с Саши Мостового, в Кардиффе продолжил Егором Титовым. Вы понимаете, о чем я говорю. Зато во втором тайме был предельно вежлив, подходил и говорил: "Какая замечательная футбольная обстановка!" Словом, изменился парень до неузнаваемости. Может, выдохся?

- Верно нам показалось, что в начале матча он о чем-то вас предупредил?

- И сделал это на очень вульгарном языке. Но я смысл уловил. И все же не стоит винить его за эмоции. Сэведжа очень любят болельщики - и клуба, и сборной. В Англии вообще ценят игроков, готовых к самопожертвованию. И хотя Сэведж немного без царя в голове, игре он отдается до конца.

- Так была ли необходимость хватать его за горло?

- За горло? Этого момента даже не помню. А правой рукой или левой?

- Из ложи прессы трудно было разобрать.

- Одноклубники в "Портсмуте" научили меня, как отвечать в случаях провокаций. Тебе говорят: "F.. you", а ты в ответ: "F.. off". Это достаточно мягко. Надо держать бузотеров в рамках приличия. Естественно, не только на словах, но и в борьбе. Что мы и продемонстрировали. И Аленичев, который играл в середине, давал Сэведжу отпор, и все остальные. Незнание английского мы заменяли борьбой и желанием выиграть.

- Почему во втором тайме Уэльс выглядел каким-то надломленным?

- Думаю, причина тому - гол Евсеева. Во втором тайме, кстати, мы тоже могли забить.

- Тяжело было выходить на поле, зная, что в воротах молодой дебютант?

- А мы об этом и не думали. Несколько раз, например, пасовали Малафееву назад. Если бы сомневались в его мастерстве и уверенности, перестраховывались бы.

- В какой момент матча вам стало ясно, что все может закончиться в нашу пользу?

- Когда сами валлийцы поняли это. Еще был навал на наши ворота, естественный для команды, проигрывающей дома. Но был он настолько беззубым! Даже трибуны притихли. И, что особенно приятно, стало слышно наших болельщиков, которых было не так много по сравнению с местными.

- Как отнеслись в команде к истерии вокруг "дела Гиггза"?

- Мы не придавали этому значения. Не заводились и не раздражались. Да, Гиггз здесь - неприкосновенная персона, а остальные - подносчики снарядов. Но в современном футболе есть аксиома: кто выигрывает борьбу, выигрывает матч.

- Шарф сборной, который сейчас на вас, - подарок?

- Да. Александр Тукманов подарил. Надо сохранить его на память!

- В раздевалке мы видели, как вы общались с каким-то англичанином. Кто это был?

- Мой преподаватель английского из Портсмута - Шон. Он, представьте, отпросился у директора своей школы и специально приехал на игру! В Англии все сходят с ума от футбола, так что запросто отпускают с работы в такой ситуации. Причем болел Шон за Россию. С нашим шарфом! Наверное, потому, что его мама русская. В свое время случайно ошиблась квартирой и встретила одного англичанина, который ее окрутил. Теперь Шон хвастается, что его зачали в СССР, а родили в Англии.

- Кого-нибудь из одноклубников в Кардиффе встретили?

- В запасе сборной Уэльса оказался игрок, которого сейчас "Портсмут" отдал в аренду (Карл Робинсон. - Прим."СЭ"). Увидел знакомое лицо и подумал: "Мы с тобой, парень, где-то встречались!" И еще доктор "Портсмута", естественно, звонил. Разумеется, англичане болели за Уэльс. Но это нормально: в схожей ситуации мы тоже переживали бы за Украину.

- В клубе вас не отговаривали ехать в сборную после операции?

- Не рекомендовали - скажем так. Все опасались - кроме меня. А я действительно верил, что смогу восстановиться, потому и торопил врачей с операцией. Теперь без всякой бравады могу признаться: первая игра с Уэльсом пришлась на 25-й день после операции.

- Тяжело было?

- Тяжело было форсировать форму. Очень тяжело. К счастью, мне попался очень хороший физиотерапевт. На десятый день я уже побежал, а на 16-й вообще вернулся в обычный режим.

- Как сделать, чтобы к финальному турниру команда не расплескала нынешние эмоции?

- Не расплескаем. Думаю, к Португалии мы будем еще сплоченнее, поскольку прошли этот очень сложный этап. Перефразируя нашего главного тренера, скажу так: люк с весьма неприятным веществом уже почти закрылся, но мы его открыли и выбрались наружу.

- Что нового привнес в команду Ярцев?

- У меня есть правило не сравнивать тренеров. Мне кажется, неплохое правило. Да и не нужно лишних слов - все и так видно.