Газета Спорт-Экспресс № 193 (3280) от 1 сентября 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3

1 сентября 2003

1 сентября 2003 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

В субботу было объявлено, что в допинг-пробе американки Келли Уайт - обладательницы золотых медалей в беге на 100 и 200 м - обнаружен запрещенный препарат

"ДЕЛО УАЙТ" МОЖЕТ ОБЕРНУТЬСЯ ДЛЯ НАС ЗОЛОТОМ

Сергей РОДИЧЕНКО

из Парижа

Чемпионат мира завершился грандиозным скандалом. В легкой атлетике такого не было, пожалуй, с Олимпиады-88 в Сеуле, где был уличен в применении допинга чемпион на 100-метровке канадец Бен Джонсон. Впрочем, парижский инцидент будет, возможно, иметь более широкий резонанс, поскольку в него вовлечена представительница США. Да и для нас крайне важно, чем все это кончится. Ведь если Уайт будет дисквалифицирована, то золотая медаль на 200-метровке перейдет к Анастасии Капачинской. Вот только, думаю, рассмотрение дела может затянуться.

ЛЕКАРСТВО ОТ СОНЛИВОСТИ

Раскопали все, естественно, хозяева. Французская l'Equipe в субботу опубликовала сообщение, что с допинг-пробой Уайт, взятой после финала на 100-метровке, не все в порядке. Правда, как утверждала газета, вещество, найденное в организме американки, не входит в список запрещенных.

В субботу днем ИААФ сделала специальное заявление по этому поводу. В нем сообщалось, что исследование пробы А выявило наличие модафинила. Результаты анализа Уайт, взятого после финала на 200 м, пока неизвестны. Как говорится в заявлении, американка дала такое объяснение случившемуся: модафинил входит в состав лекарства, которое она принимала для лечения болезни, преследующей всю ее семью. ИААФ начинает расследование, но не возражает против того, чтобы Уайт выступала в финале эстафеты. "Правда, - уточнил чуть позже генеральный секретарь ИААФ Иштван Дьюлаи, - если впоследствии выяснится, что Уайт нарушила закон, то результаты команды с ее участием будут аннулированы".

Дьюлаи разъяснил и другие аспекты дела. "Допинг-служба известила нас о положительном анализе Уайт в пятницу вечером, - сказал он. - Пока точно известно, что модафинил - это стимулятор. Но мы еще не знаем, сильный он или слабый".

По одной из версий, Всемирное антидопинговое агентство собиралось внести модафинил в список запрещенных препаратов к Олимпиаде в Афинах. Это лекарство - психостимулятор, оно влияет на центральную нервную систему и часто используется для борьбы с усталостью и сонливостью.

"Если "дело Уайт" будет признано допинговым, - подчеркнул Дьюлаи, - а пока все к тому и идет, то спортсменку лишат золотой медали. Если модафинил будет признан слабым стимулятором, то у Уайт лишь отберут награду. Если сильным - она будет дисквалифицирована на два года".

Дьюлаи не уточнил, будет ли американка лишена золота за победу на 200-метровке.

Как сообщила Уайт представителям ИААФ, она страдает нарколепсией. При этой болезни у человека периодически бывают приступы сонливости, а также может возникнуть внезапная слабость, особенно после сильных переживаний.

По правилам, спортсмен обязан декларировать лекарства, которые он использует. Но Уайт не внесла модафинилсодержащее лекарство в свою декларацию. По ее словам, потому, что модафинил не входит в список запрещенных препаратов.

Дьюлаи, кстати, признал это, но сказал, что модафинил можно отнести к специально оговоренным в антидопинговом кодексе "сходным веществам".

Нечто подобное произошло, как мы помним, на зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Тогда в анализах нескольких лыжников, в том числе наших Ларисы Лазутиной и Ольги Даниловой, был обнаружен дарбопоэтин. Препарат, не внесенный в список запрещенных, но считающийся "схожим". Чем закончилось то дело, известно.

СИЛЬНЫЙ ИЛИ СЛАБЫЙ

За 4 часа до старта финала в эстафете спикер американской легкоатлетической федерации Джилл Гир еще не могла точно сказать, побежит Уайт или нет. Вскоре провел пресс-конференцию вице-президент ИААФ Арне Люнгквист, который отвечает в федерации за борьбу с допингом. "Нам все еще неизвестен результат анализа Уайт, взятого после 200-метровки, - сказал швед. - Но я не удивлюсь, если он тоже окажется положительным. Однако это не имеет большого значения - и одного положительного результата вполне достаточно, чтобы лишить Уайт медалей. ИААФ потребовала от федерации легкой атлетики США провести расследование и принять решение. Но, боюсь, это может затянуться".

Пример "дела Садовой", о котором я рассказывал в начале чемпионата, показывает, что рассмотрение может вестись очень долго. Всероссийская федерация легкой атлетики почти два года пыталась добиться оправдания спортсменки, которую обвиняли в возможно схожем нарушении - в применении слабого стимулятора. Между прочим, во время парижского турнира метательниц диска Садову все еще объявляли как действующую чемпионку мира.

Но вернемся к пресс-конференции Люнгквиста. На вопрос, какова вероятность того, что Уайт будет лишена медалей, он ответил: "Это будет зависеть только от итогов расследования. Пока же у нас недостаточно информации. Мы должны разобраться, к какой категории относится модафинил. К слабой, как эфедрин, или сильной, как амфетамины. Но в любом случае прием этого лекарства, без сомнения, влияет на результат атлета. Кроме того, не задекларировав модафинил, Уайт совершила серьезный проступок. Она должна была выяснить, допустимо ли использование этого лекарства. Мы обычно идем навстречу спортсменам, которым для лечения болезни прописаны те или иные препараты. Но они должны быть указаны в декларации".

Как сказал Люнгквист, ИААФ запросила у американской федерации легкой атлетики документы, подтверждающие, что Уайт требовалось лечение модафинилом.

ПРИЕДЕТ ЛИ УАЙТ В МОСКВУ?

Итак, первая американка, сделавшая спринтерский дубль на чемпионате мира, может лишиться своих наград. Для Уайт это станет настоящей трагедией, поскольку она уже далеко не молода по меркам спринта - ей 26 лет. Чемпионкой США среди юниоров Келли стала в 1995 году, а за год до этого с ней случилось несчастье. Какая-то сумасшедшая девица с кухонным ножом набросилась на Уайт, когда та ждала поезд в метро, и исполосовала ей все лицо. Врачам пришлось наложить 300 швов! У левого глаза Келли до сих пор виден длинный шрам.

На международной арене Уайт появилась лишь в 2001 году - на чемпионате мира в Эдмонтоне, где она завоевала бронзу на 200-метровке и золото в эстафете. А работает с ней бывший украинский тренер Реми Корчемный, который всем рассказывает, что он в свое время готовил Валерия Борзова, чего, естественно, не было.

У американки, кстати, уже были допинговые проблемы, причем тоже во Франции. Год назад после турнира на "Стад де Франс" в допинг-пробе Уайт были обнаружены следы кортикоида. Французское антидопинговое агентство наложило тогда 6-месячный запрет на выступления американки на территории Франции, поскольку данный препарат входит в этой стране в разряд запрещенных. Однако спортсменка участвовала в прочих турнирах, так как в "черных" списках ИААФ он не числится.

Сейчас ситуация для Уайт гораздо серьезнее.

И это подтвердилось в субботу вечером, когда Уайт не вышла на старт эстафеты. Одновременно с сообщением об изменении в американской команде появилась информация, что Уайт собирается провести пресс-конференцию. Она состоялась после того, как в отсутствие Уайт американки уступили в эстафете француженкам. Будь Келли в составе, такого наверняка не произошло бы.

Зал пресс-конференций был переполнен. Уайт пришла в строгом черном платье и выглядела подавленной. Сначала она зачитала по бумажке заявление:

- Хочу объяснить, почему я не выступила в финале эстафеты. Это было для меня очень тяжелым решением, но я приняла его в интересах подруг по сборной. Как вы знаете, сейчас я под подозрением в употреблении допинга и не могла поставить под возможный удар всю команду.

Я никогда не применяла допинг. Лекарство, следы которого у меня обнаружены, прописано моим лечащим врачом и служит для борьбы с нарколепсией, болезнью, которой страдают многие члены моей семьи. Без него я обойтись не могу. Я действительно не задекларировала его, поскольку не знала, что оно содержит запрещенное вещество. Я принимала это лекарство и во время других соревнований, например, в Осло и Лондоне, но в моих анализах, взятых там, ничего противозаконного обнаружено не было. Я уверена, что невиновна.

Затем посыпались вопросы.

- Как долго вы принимаете это лекарство? Как часто принимали его этим летом?

- Принимаю несколько месяцев, но не регулярно, а только во время приступов болезни.

- Расскажите, если можно, о вашей болезни.

- Диагноз "нарколепсия" мне поставили в этом году. Приступы случались и раньше, но я не знала, чем они вызваны. Выглядело это так: вечером я никак не могла уснуть, а днем, наоборот, меня клонило в сон. Неожиданно наваливалась усталость, начались провалы в памяти. Поскольку мне предстоял очень тяжелый сезон, я решила обратиться к врачу.

- Почему вы никому не рассказывали о своих проблемах?

- Если вы имеете в виду журналистов, то кому приятно выносить на всеобщее обозрение свои болезни.

- Сколько ваших родных страдают этой болезнью?

- Отвечать не буду - это частная жизнь.

- Как вы узнали об обвинении?

- Из сегодняшней утренней газеты. И очень удивилась. Ведь мы тщательно изучали список запрещенных препаратов, и не нашли там моего лекарства. А теперь говорят, что существуют какие-то сходные вещества. Мне это непонятно.

- Врач, который прописал вам это лекарство, сейчас в Париже?

- Нет, в Сан-Франциско. Он не имеет отношения к спорту.

- Помимо своего врача вы с кем-нибудь консультировались по поводу использования этого лекарства?

- Нет, я не считала это необходимым, поскольку принимала его не так уж часто.

- Как вам кажется, вас лишат медалей?

- Верю, что нет. По отношению к невиновному человеку это было бы несправедливо.

- Если вас не дисквалифицируют, будете еще выступать в этом году?

- Обязательно! В Брюсселе, в финале "Гран-при", а в конце сезона - в Москве и Японии.

P.S. Трудно сказать, увидим ли мы Уайт в Москве на новом турнире MOSCOW CHALLENGE. Все будет зависеть от того, как специалисты ИААФ классифицируют модафинил. Если как слабый стимулятор, то американка сможет выступать хоть сегодня. Если как сильный - не сможет еще очень долго. По настроению Люнгквиста я понял, что полностью оправдаться Уайт не сможет. Косвенно это подтверждается тем, что Келли не бежала в эстафете - американцы не могли рисковать потерей еще одной золотой, как они надеялись, медали. Наказание все равно будет. Скорее всего, американку лишат двух медалей, но без дисквалификации.

На Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити схожие дела были решены чуть ли не в считанные часы. Но там работала допинг-служба МОК. ИААФ же расследует такие случаи более тщательно. Может, это и правильно.