Газета Спорт-Экспресс № 179 (3266) от 15 августа 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

16 августа 2003

16 августа 2003 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ВЫЕЗД

ЗА ВЕЛИКОЙ СТЕНОЙ-3

ФУТБОЛ - ДЕЛО ДОХОДНОЕ

"ШАНЬДУН ЛУНЭН ТАЙШАНЬ".Продолжая рассказ о Китае и его футболе, на этот раз мы отправимся клуб высшего дивизиона, где работают четверо наших соотечественников: главный тренер Валерий Непомнящий, врач Андрей Пяткин и футболисты Сергей Кирьяков и Сергей Нагорняк.

КОГДА ПИТЬ ЧАЙ?

"Тому, кто участвует в деле, - все потемки, тому, кто смотрит со стороны, - все ясно".

Китайская поговорка.

Поезда, в котором предстояло провести ночь по дороге из Нанкина в Цзинань, ожидал, признаться, почти с ужасом. 15 лет назад во время учебы в Китае не рисковал летать самолетами - уж больно часто поступали сведения о катастрофах на местных авиалиниях - и с китайскими железными дорогами познакомился близко. Причем не с купейными вагонами "жуаньво", а с так называемыми "инцзо" - жесткими сидячими (отдаленно напоминающими наши электрички) или "инво" - жесткими спальными (вроде наших плацкартных). Чего только не насмотрелся! Грязь, толпы народа, мест всем не хватало - люди спали в проходах, тамбурах, туалетах, под сиденьями, куда их более удачливые соотечественники бросали мусор. Дым коромыслом - курить разрешалось везде...

Нынешний поезд приятно поразил. Проводницы и проводники в новой униформе, вежливо улыбаются, окна чистые, за ними - кресла и полки, обитые тканью, никто не толкается, не норовит уронить тебе на голову чемодан или облить кипятком. Правда, купейных вагонов на весь поезд по-прежнему один или два, зато в других стало намного комфортнее. И все так же можно в любой момент набрать кипятка в титане.

Китайцы в старину говорили, что чай можно пить в такое время: когда ты празден; когда слушаешь скучные стихи; когда мысли спутанны; когда отбиваешь такт, слушая песню; когда музыка умолкает; когда живешь в уединении или жизнью ученого мужа; когда беседуешь поздно ночью; когда занимаешься учеными изысканиями днем; в брачных покоях; принимая у себя ученого мужа; когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий; в хорошую погоду; в сумерки дня; когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу; среди раскидистых деревьев и бамбука; когда распускаются цветы; в жаркий день; у зарослей лотоса; возжигая благовония во дворе; когда младшие покинули комнату; когда посещаешь уединенный храм; когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину. Одним словом - всегда. Оттого и испытывали неудобства игроки "Шаньдуна", приезжавшие в июне прошлого года на сборы в Новогорск. Не было под рукой привычных термосов или титанов с кипятком. Как и многих вещей, к которым они привыкли дома.

В КИТАЕ ЛЕЖЕБОК НЕ УВАЖАЮТ

"Весна - решающее время года, а утро - решающее время суток".

Китайская народная поговорка.

В начале седьмого утра вижу в окно знакомые окрестности Цзинаня, невысокие горы, высохшие русла речушек, заброшенные одно-двухэтажные дома, построенные во времена Мао Цзэдуна. И десятки, сотни, тысячи людей, уже работающих или спешащих на работу, "грызущих" камень (почва в этих краях очень каменистая), строящих дороги, мосты, дома. Пенсионеры и военнослужащие занимаются утренней гимнастикой. Китайские дедушки и бабушки в одиночку и группами выполняют комплексы тайцзицюань - часть упражнений, признаюсь, не под силу и мне, 36-летнему. Такую картину видел везде в Китае. Говорят, к тем, кто просыпается позже восьми или девяти, относятся чуть ли не с презрением: вся страна, мол, к этому времени давно трудится. Может, в этом и есть одна из причин сумасшедших темпов развития КНР?

И еще одно. Долго не мог понять, чего мне не хватает на улицах китайских городов. Только вернувшись в Москву, осознал - шатающихся без дела тинейджеров. В Китае подрастающее поколение за редким исключением либо учится, либо работает - даже в выходные. А возле домов или в парках собираются поиграть в мацзян, в карты либо посудачить только люди преклонного возраста. Об алкоголе, пиве и сигаретах многие подростки и не думают. 20-летний сосед в самолете украдкой стянул с подноса стюардессы пластиковый стаканчик с вином. 18-летний юноша, семья которого содержит приглянувшийся мне ресторанчик, без тени смущения признался, что и к сигаретам запрещают притрагиваться родители, и вкус спиртного ему неведом. О том, что у него есть девушка, он сообщил мне почти шепотом. Зато громко и внятно говорил о ближайших планах на жизнь, о часах, затраченных на изучение английского языка, о желании продолжить учебу в университете. И таких в этой огромной стране с полуторамиллиардным населением большинство! Возвращаются старые устои, традиции, вновь в чести моральные и этические принципы, о которых стали забывать во времена Мао. Да и некоторые положительные идеалы коммунистических времен еще в ходу. Есть на чем воспитывать молодежь. В Китае. А у нас?

ЗЕМЛЯКИ КОНФУЦИЯ

"Жители Шаньдуна слишком упрямы и всегда хотят быть впереди всех".

Император Канси, VII век.

В название футбольного клуба "Шаньдун Лунэн Тайшань", чье руководство благодаря поддержке Валерия Непомнящего пригласило меня в Китай, входит несколько составляющих. Шаньдун - провинция на востоке КНР, в столице которой, Цзинане, базируется команда. Лу - древнее китайское царство, существовавшее в этих краях. Кстати, родина одного из самых известных китайских мудрецов - Конфуция, или Кун Фуцзы (в свое время в его родном городе Цюйфу довелось познакомиться со старцем, который относил себя к 76-му поколению семьи Кун со времен Конфуция и вовсю позировал для фотографий иностранцам). "Нэн" - энергия, сила. Клуб спонсирует одна из крупнейших монополий Китая - энергетическая корпорация, сравнимая с нашим РАО ЕЭС.

Тайшань - одна из священных гор Поднебесной. Вообще горы в этой стране издревле считались местами обитания богов и божественных существ. Там, говорили, накапливается чистая энергия. Главная роль отводилась пяти горам, которые символизировали четыре стороны света и центр мироздания. Самым известным был восточный пик - Тайшань. С восхождения на нее начиналась наша учеба в Шаньдунском университете, туда же перед каждым сезоном, правда, уже на фуникулере, просить содействия у богов отправляется в полном составе команда "Шаньдун".

ПО ЕВРОПЕЙСКИМ ОБРАЗЦАМ

"Навоз рождает хороший урожай, деньги - хороших друзей".

Китайская поговорка.

Программу хозяева подготовили насыщенную. Первый день - знакомство с руководством клуба, осмотр офиса и базы, посещение тренировки. Второй - поездка в Вэйфан: там, в 200 с лишним километрах к востоку от Цзинаня, четвертый год работает крупнейшая в Китае кузница футбольных кадров - школа "Шаньдуна" (рассказ о ней - в следующий раз). Суббота отводилась на знакомство с городом - все равно накануне матча доступ в команду запрещен. В воскресенье днем подопечных Валерия Непомнящего ждала встреча с пекинцами, которых тренирует триумфатор европейского Кубка чемпионов-91 с "Црвеной Звездой" Любомир Петрович. В понедельник - заключительный визит в клуб и отъезд в Пекин.

Президент клуба Дун Ган оказался человеком достаточно молодым, хотя сам он считает, что 36 лет - возраст весьма солидный. На голове-то уже седина. Но китайцы нередко седеют рано, а вот солидными бородами в большинстве своем могут похвастать только на пенсии. Видимо, особенности организма. В свое время меня, 20-летнего, отрастившего во время учебы в Китае бороду, китайские детишки называли "е е" - дедушкой.

Дун Ган возглавляет "Шаньдун" третий год, а раньше был далек от футбола.

- Тяжело было вникать во все проблемы, начиная с нуля? - поинтересовался я.

- Нет. Как это ни парадоксально звучит, знал мало, потому и было проще.

- Вы, наверное, самый молодой руководитель клуба в Китае?

- Когда начинал, был самым молодым. Теперь в двух клубах есть помоложе.

- Каков бюджет "Шаньдуна"?

- Примерно 120 миллионов юаней - около 15 миллионов долларов. Это только футбол. Ведь у нас есть и команда по настольному теннису. Часть детей в нашей школе учится за плату. А 169 учеников рассматриваются как резерв первой команды, и их пребывание оплачивает уже клуб. Каждый из них ежегодно обходится в 37 тысяч юаней (свыше 4 тысяч долларов. - Прим. А.Б.) .

- При этом далеко не все из них продолжат путь в большом футболе.

- Все равно вложения окупаются. В первой команде сейчас 60 процентов игроков - выходцы из школы. За приглашаемых со стороны нужно платить по 3 - 4 миллиона юаней (380 - 500 тысяч долларов. - Прим.А.Б.). Зачем, когда есть свои? Лучше, наоборот, зарабатывать на продаже наших футболистов, которые по тем или иным причинам не подходят команде. Такова с самого начала была политика клуба, который мы строим по европейским образцам.

- Какая часть бюджета уходит на зарплату?

- 55 - 60 процентов.

ГЛАВНЫЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

- Кто-либо из руководства клуба ездил на стажировку в Европу?

- Каждый год отправляем людей набираться опыта. В конце прошлого года я сам ездил во французский "Осер" и в голландский "Аякс". Думаем, со временем у нас будет школа лучше амстердамской академии.

- Что значит футбол для провинции, для города?

- В Китае это самый популярный вид спорта. Потому и энергетическая компания придает его развитию огромное значение.

- Какие-либо льготы это ей дает?

- Нет. Честно говоря, доходы от футбола и так перекрывают расходы. А для города мы - самое ценное предприятие: налогов в городской бюджет "Шаньдун" платит больше всех. Ежегодно - примерно 15 миллионов юаней (немногим менее 2 миллионов долларов. - Прим.А.Б.).

- Из чего складывается доход?

- Составляющих несколько. До 50 миллионов юаней в год получаем от энергетической компании - главного акционера клуба. Второй источник - поступления от рекламы, размещаемой на стадионе, на билетах, буклетах и т.д. Третья часть доходов - от контрактов с печатными изданиями и телевидением. Есть, например, журнал, распространяемый в самолетах. Деньги приносит и продажа билетов, однако у нас они едва ли не самые дешевые в стране. Самый дорогой, на VIP-трибуну, стоит 300 юаней (меньше 40 долларов. - Прим. А.Б.) , самый дешевый - 10 (чуть больше доллара. - Прим. А.Б.). На игры приходит не менее 20 тысяч человек, а в среднем - по 25 - 30 тысяч. На важных же матчах стадион полон - 50 тысяч болельщиков. Продаем и абонементы на сезон - ежегодно по 6 тысяч штук. Есть скидки для студентов. В целом за билеты выручаем до 12 миллионов юаней.

САМЫЙ СТАБИЛЬНЫЙ КЛУБ

- Есть ли магазины, торгующие атрибутикой клуба?

- Это четвертый источник дохода. В провинции Шаньдун у нас 22 специализированных магазина (в этот момент я не выдержал и невоспитанно присвистнул от удивления. - Прим. А.Б.) . В провинции семнадцать городов, и в каждом есть наш магазин. А в Цзинане - три.

- Что в них продается?

- Сувениры, мячи, фотографии и многое другое - свыше 300 наименований. Стабильный доход превышает 7 миллионов юаней. У каждого товара своя возрастная категория потребителей. Но большинство покупателей, конечно, составляет молодежь. Правда, юные болельщики не тратят за один раз свыше 50 юаней. Более крупные расходы зависят уже от их родителей.

- И фан-клуб есть?

- Да, в него входит около 10 тысяч болельщиков (население Цзинаня - около 4 миллионов человек. - Прим.А.Б.). Взносы платить не надо - наоборот, мы предоставляем членам клуба льготы: например, билеты продаем со скидками. Считаем, лучше пусть больше приобретут билетов - общая сумма превысит сборы от взносов.

- Фанаты ездят с командой в другие города?

- Иногда, и за свой счет. Упомяну еще пятый источник доходов. Его мы называем "невидимым имуществом". Договариваемся с предприятиями, они размещают наше название на своих товарах. Например, на бутылках с питьевой водой, которую мы сами, конечно, не производим. Взамен получаем в год 3 тысячи бутылок для команды бесплатно, да еще и 500 тысяч юаней (около 60 тысяч долларов. - Прим. А.Б.). Бывали времена, когда расходы превышали доходы. Тогда разницу компенсировала энергетическая компания. Но с тех пор как я три года назад возглавил клуб, этого ни разу не потребовалось. Проблем с деньгами у нас нет. И если команде потребуются крупные затраты - всегда найдем средства. При условии, конечно, что она будет хорошо играть. (Улыбается.)

- Среди всех клубов, - с гордостью продолжал президент, - мы считаемся самым стабильным в финансовом отношении. Значительно опережаем других в рейтинге федерации, которая планирует в следующем году, в том числе и с его учетом, создать суперлигу. Активы клуба оцениваются в 230 миллионов юаней (немногим менее 30 миллионов долларов. - Прим.А.Б.). Это не считая стоимости игроков - она каждый год меняется, поэтому назвать общую сумму сложно.

НЕПОМНЯЩЕМУ ПОМОГАЮТ КОММУНИСТЫ

- Существует ли у вас проблема футбольного хулиганства?

- Да, кричат, бывает, с трибун, что нужно убирать из команды тренера или игрока.

- Ну, разве это хулиганство?

- Случается, бросают на поле бутылки, зажигалки. Петард, шашек, файеров в Цзинане не было.

- Драки случаются?

- В нашем городе - очень редко. Чаще в Сиане, где выступает команда "Шаньси".

- В России на играх нередко задействовано несколько тысяч работников служб правопорядка. А у вас?

- Тоже немало. Но точно не считал. Полицейских, кажется, человек по 200 - 300. Расплачиваются с ними городские власти. А мы, в свою очередь, платим за обеспечение безопасности городу. Суммы, поверьте, не маленькие.

- Проблема расизма существует?

- Нет.

- Сколько человек работают в клубе?

- Если не считать школу в Вэйфане, в самом Цзинане - 69 сотрудников, без учета поваров, охраны, рабочих, следящих за полями. С ними - более ста.

- Коммунистов много?

- Сейчас двое. Да еще помощники Непо (Непомнящего. - Прим.А.Б.) - члены компартии Китая.

БЕЗ ЛИМИТА НА ЛЕГИОНЕРОВ НЕЛЬЗЯ

- Готов ли клуб платить легионеру зарплату в размере, скажем, миллиона долларов в год и больше? И приглашать звезд мирового уровня?

- Вполне - при условии, что такие согласятся приехать в Китай. К сожалению, уровень нашего футбола еще невысок, и отношение к китайскому футболу за рубежом неоднозначное. Кроме того, у нас есть один принцип: помимо согласия играть в Китае любой потенциальный новичок должен знать, что ему придется пройти просмотр.

- В премьер-лиге в России лимита на легионеров нет. Как вы относитесь к тому, что в Китае число иностранных игроков ограниченно?

- Мне кажется, на сегодняшний день это необходимо. У нас очень быстро развивается экономика, много богатых компаний, готовых вкладывать в футбол большие деньги. Не будь ограничений, многие команды целиком состояли бы из иностранцев. Где бы мы тогда брали игроков для сборных?

- Ваш прогноз: как китайская сборная выступит на Олимпиаде-2008?

- Трудный вопрос. Есть большой потенциал у юношеских сборных, у 17 - 19-летних ребят. За 5 лет, думаю, в нашем футболе произойдут большие изменения. Моя же цель - сделать так, чтобы на Олимпиаде в китайской сборной было как минимум пять игроков из "Шаньдуна".

P.S. В первом репортаже из Китая, где речь шла о Леониде Колтуне, был упомянут решающий матч "Днепра", в котором он работал, с запорожской командой. Увы, выпала фраза: "Маркевич - порядочный человек, от предложенной мною "мицубиси" отказался, а его команда сыграла вничью - 0:0".

Александр БОБРОВ

Пекин - Нанкин - Цзяннин - Вэйфан - Цзинань - Москва