Газета Спорт-Экспресс № 164 (3251) от 29 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

29 июля 2003

29 июля 2003 | Авто-мото

АВТО

24 ЧАСА СПА

МОТОР! ПОЛЦАРСТВА ЗА МОТОР!

В воскресенье на трассе в Спа-Франкоршаме финишировала традиционная - и знаменитая! - гонка "24 часа Спа". Экипаж команды ЮКОС-RWS Motorsport - россияне Алексей Васильев, Николай Фоменко, француз Стефан Дауди и англичанин Адам Джонс - клетчатого флага, увы, не увидел: в 5.38 утра, когда за рулем был Джонс, у машины отказал мотор. И все-таки, по мнению специального корреспондента "СЭ", для российско-немецкой команды эта гонка была выдающейся!

Лина ХОЛИНА

из Спа

Накануне старта француз Стефан Дауди сказал мне: если все пройдет без серьезных отказов техники, то команда ЮКОС-RWS Motorsport может рассчитывать на призовое место. Выглядело бравадой, и я, честно говоря, не очень в эти слова поверила. Вернее, так - скорее была готова поверить в безотказность техники, чем в то, что наш экипаж сможет сопротивляться сильнейшим соперникам.

Но, как выяснилось, ошибалась...

Суббота, 26 июля

14.00

Немного подкрепившись (свежий салат, бекон, лазанья, яблочный пирог - на выбор), компания гонщиков ЮКОС-RWS Motorsport отправляется облачаться в комбинезоны. Первым за руль предстоит сесть Дауди, остальные вроде могут и не торопиться, но еще до старта всей четверке предстоит принять участие в одной из самых необременительных и приятных процедур гоночного уик-энда - в так называемой презентации, во время которой пилоты совершают торжественный проезд по трассе на открытых авто и позируют фотографам. Правда, самое большое внимание в такие минуты привлекают отнюдь не гонщики, а полуобнаженные девушки-модели, которые в изобилии "водятся" на пит-лайн.

Васильев, Фоменко, Джонс и Дауди внешне очень спокойны, улыбаются. Это - сейчас. Дальше будет не до улыбок.

15.30

Машины постепенно выезжают на построение. Стюарды отчаянно пытаются выгнать с пит-лайн всю праздношатающуюся публику. Хитрый народ с прямой не уходит, а выстраивается по обочине на травке. Добавьте к этому лихорадочную беготню механиков от боксов к машинам и обратно. В итоге у единственного выхода с прямой старт-финиш образуется настоящая пробка - не все ведь решаются перемахнуть через высоченный бетонный отбойник.

16.00

После трех кругов за пейскаром, в ходе которых формируется стартовое поле, дана отмашка. Но - редчайшая вещь - кто-то умудряется устроить фальстарт! Слава богу, в 16.10 старт наконец проходит нормально - и 52 машины отправляются на дистанцию.

16.45

Дауди идет в хорошем темпе - я бы сказала, лихо. На выходе из боксов, встретив Николая Фоменко, потрясенно развожу руками. Гонщик вместо ответа прижимает палец к губам: "Не сглазь!"

Чуть позже мы все же перебрасываемся с Фоменко парой фраз. Я удивляюсь:

- Стефан вчера сказал мне, будет ехать осторожно и аккуратно...

- И вы поверили? - Фоменко не скрывает саркастической улыбки. - Какая там осторожность? Он же у нас сумасшедший!

Как раз в этот момент Майк Хеземанс на "Крайслер Вайпер" врезается в заграждение, и на трассе появляется пейс-кар. "Крайслер" фактически превратился в груду металлолома, из которой гонщик самостоятельно не может выбраться - то, что раньше было дверьми автомобиля, намертво заблокировано.

В первые часы все (и сами участники, и зрители) так живо реагируют на любую аварию! Но я уже была в Спа и знаю: через 6-8 часов на подобные инциденты перестаешь обращать внимание - наступает естественное привыкание. Сходов тут масса - так что эмоции постепенно притупляются.

...Целостность отбойников восстанавливают около 40 минут. И все это время караван машин двигается по трассе под желтыми флагами. Обгоны запрещены, но до того наш "Порше" под номером 77 уже продвинулся до 20-го места в абсолютном зачете!

(Кстати, этот пейс-кар испортил нашей команде весь план на гонку - имею в виду заранее расписанные смены пилотов. Да уж, планирование в автоспорте - вещь неблагодарная...)

17.35

Дауди уже 10-й. Тем временем начинает накрапывать. "Спокойно, это еще не дождь!" - бросает мне Алексей Васильев. Но через 15 минут гонка все-таки объявлена дождевой. Надо менять резину?

Спускаюсь в боксы. Фоменко объясняет: "Руди (Уолш, руководитель команды. - Прим.Л.Х.) специально тянет с остановкой.

Дауди очень хорошо идет, быстро отыгрывает места: только что был 10-м, а уже пятый в абсолюте. Если пелотон еще больше растянется, то на замене резины и дозаправке мы потеряем минимальное количество мест".

Только Николай произнес эти слова, как Дауди все-таки зазывают в боксы - топливо на исходе. И тут происходит непредвиденное: неспешно капавший дождик мгновенно превращается в жуткий ливень, и пока француза обслуживают в боксах, он теряет аж 13 мест! Надо видеть лица механиков - да и вообще всех, кто имеет отношение к нашей команде...

"Да, перемудрили... Теперь все нужно начинать сначала", - вердикт Фоменко. Француз и начинает - и через несколько минут он уже 11-й.

18.13

Ливень все усиливается - и тут начинают происходить настоящие чудеса. За каких-то пять минут наш "Порше" передвигается на четвертое, затем на второе и, наконец, на первое место. Причем не в классе N-GT, а в абсолюте!!! Вы себе это представляете?!

Исторический момент: "Порше" команды ЮКОС-RWS Motorsport ведет за собой караван из 50 машин! Такого раньше не было никогда! Но - страшновато: дождь не утихает, а ведь на машине стоит не настоящая дождевая резина, а так называемая промежуточная. Француз уже не может ехать по идеальной траектории, вместо этого он выбирает самые высокие части полотна, где поменьше воды - и все-таки в некоторых поворотах "Порше" водит из стороны в сторону.

...Когда Дауди заезжает в боксы (пора менять пилота), героя встречают аплодисментами. А он тут же устремляется к телемонитору - смотреть, как войдет в гонку Адам Джонс.

- За эти три часа было все - фальстарт, два пейс-кара, езда посуху, по дождю, - говорит Дауди. - Пока было сухо, машина вела себя прекрасно. Все было нормально - хорошо ехал, отыгрывал позиции. Потом начался дождик, но и это было не страшно - я справлялся. Но топливо в баке стало подходить к концу, и пришлось заехать в боксы. Момент для этого оказался не совсем удачный. Зато выиграли в другом - надели промежуточную резину, и машина стала очень быстра. В тот момент на трассе у меня единственного стояла такая резина! Именно благодаря этому и удалось продвинуться в голову пелотона. В любом случае это здорово - наша машина на первом месте! Жалко только, что, если мы в итоге не займем хорошего места, все об этом моментально забудут...

(Я вспоминала эту фразу весь следующий день.)

- Кажется мне, что дождь собрался идти до утра. И это неплохо, - философски замечает Фоменко. - Когда либо настоящий дождь, либо совершенно сухая погода - все нормально. А вот если на асфальт падают редкие капли - это хуже всего: машина начинает скользить.

Я спрашиваю Николая, какой момент в гонках самый сложный. И получаю неожиданный ответ:

- Когда ходишь под пейс-каром. Вроде бы ничего особенного, но здесь в дело вступает психология: хочешь не хочешь, но такой медленный темп начинает убаюкивать. А ведь потом - в считанные секунды - необходимо включиться в гонку. Мне кажется, это даже сложнее, чем сидеть и ждать своей смены. Тут-то главное - не перешутить, но и не пересерьезить. Сиди - спокойно жди.

19.09

Из-за аварии снова появляется пейс-кар, а в 19.21 уходит. В этот момент машина под номером 77 с Адамом Джонсом идет шестой. По правде говоря, смена англичанину досталась не такая драматичная, как французу, - с небес продолжает лить, но никаких экстраординарных событий на трассе не наблюдается. За это время вся команда успела поужинать. Васильев, которому предстоит принять у Джонса трехчасовую эстафету, побаловался спагетти с комментарием: "Макароны - главная пища гонщика".

21.30

Итак, смена. И тут судьба, благоволившая к Джонсу, отыгрывается на Васильеве. В момент пересадки на трассе хозяйничает все тот же ненавистный пейс-кар. Англичанин и россиянин меняются местами стремительно, дозаправка со сменой резины тоже вроде бы проходит без сучка без задоринки, но все равно команда не успела отправить машину на трассу, пока весь караван машин не совершил один круг.

В результате Васильев должен вылетать с пит-лайн аккурат в тот момент, когда к выезду с пит-лайн приближается пейскар. В такой ситуации прямую закрывают. И Васильев вынужден ждать, пока все машины проедут. Короче, наши теряют целый круг и попадают в караван вместо 5-го места на 14-е. Обидно, но что поделаешь - судьба.

Темнота, огни, дождь - все выглядит весьма сюрреалистически. Алексей пускается в погоню за ушедшими вперед соперниками. На смене он не скрывает злости: "Да что ж это такое? Стекло запотевает - и видимости почти никакой, соответственно невозможно держать нормальную скорость!"

(Даже вечером следующего дня, уже в гостинице, Васильев не сможет успокоиться: "Какое-то странное у меня ощущение от гонки - словно работа начата, да не закончена. Я воспринимал свой первый отрезок всего лишь как своеобразный разгон. А получилось все не так...")

23.49

Заступившему на вахту Фоменко также досталась тяжелейшая часть гонки. Дождь закончился, и трасса стала коварной: местами асфальт подсыхает, местами остается мокрым. Пилотирование по такой дороге напоминает лотерею - не знаешь, в какой момент какой сюрприз тебе преподнесут.

- Я не ожидал, что будет такая проблема с обзором - все впереди в водяной пыли, - расскажет Николай, когда придет черед меняться. - Нет, неправильно: я ожидал, что будут сложности, но все же не такого масштаба. Да еще радийная связь была только в одну сторону - команда указания дает, а гонщик ответить не может. Плюс темнота - видна только одна сторона дисплея в машине, и части необходимых данных не доискаться. Короче, я никак не мог понять, в правильном ли темпе иду. В этот момент гонка была какой-то сумбурной - некоторые машины уходили от меня как от стоячего, а через какое-то время я их преспокойно обгонял...

В 00.59 за руль вновь садится Дауди - и сквозь темноту и дождь выводит машину на 4-е место. Фантастика! Первые слова француза после смены: "Я чертовски голоден! Пить в кабине можно, а есть - нет. Вот жалость. А еще поговорить нет никакой возможности. Еду, голодаю - молчу! Кошмар какой-то. Еще и физически устал чудовищно. Особенно тяжело дались последние минут двадцать".

Воскресенье, 27 июля

3.58

Наша последняя смена - с Адамом. Британец хорош: он выходит на 3-е место. Я ловлю себя на мысли: "Вот и все, что нам нужно! Теперь за оставшиеся часы надо не лететь сломя голову, а только поддерживать темп. И никого обгонять больше не надо!"

5.38

Дозаправка и смена резины - как выясняется, последние. Минут через 15 автомобиль ЮКОС-RWS начинает терять мощность и, наконец, останавливается на трассе.

За прошедшие часы нечто похожее мы видели уже много раз - авария или остановка машины такой-то в повороте таком-то. Но написано все это было не про нас, а потому я даже не задумывалась над тем, что эти слова чертовски сухи - ими не выразить всей бури эмоций...

После того как стало ясно - с мотором не лады, команда начинает стремительно готовить боксы к приему машины и необходимым экстренным работам. Но дотянуть до боксов "Порше" не удается.

В гостиницу мы уезжаем молча.

15.00

Отоспавшиеся механики появляются около трейлеров за час до финиша гонки. "Смотрите-ка, из всех "Порше" лишь еще на одной стоит такой же, как у нас, двигатель. Но эта машина еще едет!" - изумляется Руди Уолш. И грустно вздыхает.

Вот, пожалуй, и все. С каким знаком - минус или плюс - можно записать эту гонку в статистику ЮКОС-RWS? Те, кто не провел эти два дня в Спа, наверное, поставят минус - до финиша-то не добрались. Но лично у меня нет сомнений в том, что речь может идти о большом плюсе. Хотя бы потому, что, как только через несколько минут после схода команды я вернулась в пресс-центр, меня моментально обступили коллеги. "Что случилось?" - об этом спрашивали все.

Почему спрашивали? Да потому, что ребята боролись, потому что 20 минут ехали лидерами в абсолюте... И очень хочется, чтобы Стефан Дауди оказался не прав относительно короткой памяти болельщиков.

Чемпионат мира FIA в классе GT

"24 часа Спа". Спа-Франкоршам. 1. Ортелли/Либ/Дюма (Франция/Германия/Франция, Porsche 996) - 479 кругов. 2. Каппеларри/Голлен/Брайнер/Кальдерари Италия/Швейцария/Швейцария/Италия, Ferrari 550) - 471. 3. Роса/Кафи/Кьеза/Друди (Италия/Италия/Швейцария/Италия, Porsche GT3) - 470. 4. Фосс/Бушю/Хуйсман/Дюмез (Бельгия/Франция/Голландия/Франция, Chrysler Viper) - 469. 5. Де Радиге/Меллекенс/Лами (Бельгия/Бельгия/Португалия, Chrysler Viper) - 468. 6. Кортальс/Бельмондо/Клэрей/Клерико (Бельгия/Франция/Франция/Франция, Chrysler Viper) - 466.