Газета Спорт-Экспресс № 143 (3230) от 4 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

4 июля 2003

4 июля 2003 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

Завтра стартует юбилейный "Тур де Франс".
У знаменитой гонки - день рождения: ей исполняется 100 лет

Лев РОССОШИК

Мне повезло - до сих пор остаюсь единственным представителем отечественных СМИ, кому посчастливилось трижды освещать французский "Тур". Считаю это колоссальным журналистским везением, потому что "Большая петля" - соревнование особенное, не похожее ни на мировые чемпионаты, ни даже на Олимпийские игры. Представьте себе: в течение трех недель пелотон (а это не только гонщики, но и тренеры с механиками, врачи, массажисты, журналисты, спонсоры, представители рекламного бизнеса, даже музыкальные и цирковые группы) переезжает с места на место, ежедневно преодолевает сотни по три километров и делает остановки только на ночлег.

В пестрой карусели "Тура" царят удивительно демократичные законы. Здесь нет деления на патрициев и плебеев - все равны, а журналист - такой же участник шоу, как гонщик, хоть и едет на авто, а не на велосипеде. Не припомню случая, чтобы кто-то отказал в интервью - в худшем случае просили отложить разговор до выходного, но чаще соглашались на беседу через два-три часа после окончания очередного этапа.

За три "Тура" я услышал множество историй - забавных и грустных, поучительных и познавательных. Увидел своими глазами победы, которые позже назвали легендарными, и, увы, стал свидетелем трагедии - гибели гонщика.

Главное же - усвоил законы "Тур де Франс". Ну скажите, в каком еще соревновании его участнику, если маршрут гонки проходит неподалеку от родного дома, позволяют уехать из группы, чтобы обнять своих близких? А известны ли вам примеры, когда на финише один из спортсменов, заведомо сильнейший, добровольно отдает победу сопернику? Это сделал знаменитый Мигель Индурайн на финише труднейшего горного этапа на вершине Отакам в Пиренеях: он привез на финиш своего бывшего одноклубника француза Люка Леблана, а в концовке пропустил его вперед, отстав на пару секунд.

Или противоположный пример: наш Петр Угрюмов отработал за двоих на подъеме на альпийский пик Валь-Торанс, тогда как хитрый колумбиец Нельсон Родригес отсиделся за его спиной, а за несколько метров до черты объехал россиянина и снял с этапа все сливки. Как отреагировал пелотон на эту выходку южноамериканца? До финиша "Тура" в Париже с Родригесом никто не разговаривал. А когда на одном из этапов погиб итальянец Фабио Казартели, все гонщики, забыв о соперничестве, проехали плотной группой двухсоткилометровый этап с опущенными головами - в память о своем товарище.

Хочу сегодня вспомнить и еще об одном событии. В 1993 году, беседуя с Жан-Мари Лебланом, генеральным директором общества "Тур де Франс", я предложил ему привезти участников гонки в Москву. И через два года идея стала реальностью! Сразу после окончания "Тура"-95 чартерный рейс доставил гонщиков в российскую столицу, и 29 июля они соревновались в критериуме вокруг Кремля, а победителем вышел "инопланетянин" Мигель Индурайн, за несколько дней до этого в пятый раз выигравший главную веломногодневку мира.