Газета Спорт-Экспресс № 142 (3229) от 3 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

4 июля 2003

4 июля 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

ДВА РОМАНЦЕВА

Уже 12 дней как Олег Романцев - не главный тренер "Спартака". Даже у самых впечатлительных болельщиков красно-белых начало проходить состояние конца света. Извержение вулкана страстей завершилось.

И настало время для анализа. Согласитесь, вести серьезный разговор о фигуре такого масштаба сразу после отставки, на эмоциях, - опасно. Слишком велик риск угодить в шторм чувств и не выбраться из него. Каким бы незыблемым законом нашей газеты ни была оперативность, в такой ситуации не обойтись без паузы в неделю-две - чтобы привести в порядок мысли и ощущения. Потому и выходят в свет эти заметки сегодня, а не сразу после увольнения самого титулованного тренера России.

Нужно было время и для того, чтобы побеседовать со свидетелями пути Романцева. В частности, с Михаилом Шириняном - внуком спартаковского патриарха Николая Старостина, и с Юрием Шляпиным, первым президентом ФК "Спартак". А еще - чтобы отыскать уникальные документы эпохи, покопаться в уже выцветших газетных подшивках.

Все это поможет вам разобраться, кем Романцев был для "Спартака". И почему ушел из команды именно на такой ноте.

Игорь РАБИНЕР

ОТ НАРОДНОЙ КОМАНДЫ - К ЧАСТНОЙ ЛАВОЧКЕ

Чем дольше брак, тем болезненнее развод. Даже в кошмарном сне болельщикам "Спартака" не могло привидеться, каким окажется расставание с командой ее десятикратного тренера-чемпиона. Обилие регалий, казалось, предполагает некую чинность прощания. Но лихорадочно смягченный обеими сторонами финал драмы не изменит ее жестокой сути: уход Романцева вышел таким же, как в 88-м у его учителя Константина Бескова. Чей союзный рекорд - девять лет подряд с медалями - не помешал быть уволенным с гротескной формулировкой: "В связи с затянувшимся пенсионным возрастом".

Разница в том, кто увольнял. Основатель клуба Николай Старостин всей своей жизнью заслужил право на любую формулировку. У нынешнего владельца "Спартака" Андрея Червиченко право указать Романцеву на дверь тоже было. Но - совсем другое. Право хозяина.

Вряд ли стоит рассуждать в этих заметках, кто в июньской драме 2003 года прав и кто виноват - Романцев или Червиченко. Появятся у босса "Спартака" значимые успехи - тогда и будет повод поговорить о его роли в истории.

А вот тренер-царь 90-х достоин сравнения только с самим собой.

Красиво прозвучала бы фраза, что этого-то сравнения он, нынешний, как раз и не выдерживает. Вот только в такой формуле заключалась бы лишь полуправда. Потому что Романцев, о котором мы привыкли до хрипоты спорить, Романцев, за десять лет проделавший путь от "тренера-брата" в лютые диктаторы, Романцев, как никто, умеющий выигрывать в решающий момент, даже Романцев, ненавидящий пресс-конференции, - это лишь видимая, публичная сторона лучшего российского тренера 90-х.

Есть, на мой взгляд, и другой Романцев, собственно к футболу отношения не имеющий. Тот самый, что когда-то тихо и незаметно превратился из успешного тренера во владельца контрольного пакета акций закрытого акционерного общества, а вовсе не народной команды. Тот, что спустя годы точно так же, тихо и выгодно, продал этот пакет. Тот, о котором втихомолку начали толковать еще, кажется, в 93-м - когда по журналистским кругам пошла гулять новость, что у Романцева появился один из первых в Москве "лексусов".

Окончание - стр. 2