Газета Спорт-Экспресс № 140 (3227) от 1 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

1 июля 2003

1 июля 2003 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

НА ДВУХ КОЛЕСАХ - ПО БИАТЛОННОЙ ТРАССЕ

Как вчера сообщал "СЭ", в Уфе завершился чемпионат России по велоспорту среди профессионалов. В групповой гонке на 205 км золотую медаль завоевал 22-летний Александр Баженов, выступающий за команду Санкт-Петербурга.

Александр КРУЖКОВ

из Уфы

ЭХ, ДОРОГИ...

Уфа похорошела. Уфа принарядилась. Окрасилась пестрыми афишами, засверкала радугой неоновых огней. А какие теперь там дороги - хоть шары на бильярде катай!

К первой в своей истории самой престижной велогонке страны - чемпионату России среди профессионалов - столица Башкирии подготовилась по высшему разряду.

Дороги, правда, отремонтировали только на тех участках, где проходила трасса. Поэтому с соседних улиц горожане, не познавшие подобного счастья, потянулись к идейному вдохновителю гонки, руководителю уфимского велоцентра "Агидель" и главному тренеру сборной Ренату Латыпову. "Может, и через нашу улицу проложите велосипедную трассу? - слезно упрашивали они. - Глядишь, и нам новую дорогу сделают..."

Маршрут между тем организаторы уготовили участникам еще тот! Первая часть 205-километровой дистанции групповой гонки шла на равнине в черте города. А вторая - на биатлонном стадионе, напичканном крутыми виражами да горными кручами всех видов и мастей.

- Уже известно, что в этом году на чемпионатах мира и Европы будут довольно сложные трассы - практически без ровных отрезков. Поэтому мы и решили создать условия, максимально приближенные к боевым, - объяснил Латыпов.

- Да, трасса в Уфе очень непростая. Коварная, - добавил президент Федерации велоспорта России Александр Гусятников. - Это я вам как бывший гонщик и тренер говорю. Постоянное чередование подъемов и спусков на ее биатлонном участке, когда гонщики вынуждены идти в одного, здорово давит на психику и утомляет.

Словом, немудрено, что из сотни гонщиков до финиша добрались лишь двадцать. А ведь собрался в Уфе весь цвет отечественного велоспорта, за исключением тех, кому через несколько дней предстоит стартовать в "Тур де Франс", - Екимова, Петрова, Меньшова, Михайлова и Карпеца. Плюс лидер нашей сборной Сергей Иванов угодил в лазарет с переломом ключицы.

ОТСТРЕЛЯННЫЕ ГИЛЬЗЫ

Зато подъехал неувядающий Дмитрий Конышев. От прочих гонщиков его отличали тронутые сединой виски и олимпийское спокойствие. Неспешен, уверен в себе. Сколько уже у него за плечами таких гонок? Бог весть... А молодежь волнуется и победить себя в предстартовой лихорадке, похоже, не в силах. Видно - кровь внутри бурлит. Только и разговоров вокруг: "Ну, когда же, когда начнем?!"

И в половине десятого утра караван наконец отправился в путь. Несмотря на столь ранний час (и это в воскресенье!), народу на площади собралось немало. Болели, разумеется, за своих - тем более что уфимцев в пелотоне хватало.

Они и задали темп. "Да, припустили ребята не на шутку, - бежит шепоток среди зрителей. - Провоцируют". Но основная группа гонщиков реагирует на это с ухмылкой: дескать, летите, голуби, летите, надо будет - все равно поднажмем и догоним.

- Ребята с первого круга взяли очень высокий темп, и стало очевидно - до финиша дотянут не многие, - подчеркнул Гусятников. - Начинают так в однодневных гонках обычно по заданию тренера. Ясно, что это не лидеры команд, а те, на которых как на победителей не рассчитывают. И, выложившись полностью, они просто отлетали, как отстрелянные гильзы.

Однако средняя скорость гонки - более 40 км/ч - практически не снижалась. Хотя вскоре пошел дождь. Он то стихал, то бешено барабанил по крышам. Причем центр города почти не затронул, а вот на биатлонном стадионе, расположенном в низине, поливал почему-то от души. И на подступах к нему пыльная сухая дорога резко сменялась мокрым асфальтом с грязными лужами, заставляя гонщиков быть начеку.

Без маленьких завалов, понятно, не обошлось. Врачи, по счастью, скучали без работы - все ограничились ссадинами и ушибами, на которые не обращали внимания. Прыгали чумазые в седло - и гнали своих двухколесных коней что было духу, как ни в чем не бывало.

Но некоторые постепенно выбрасывали белый флаг. Кто от усталости, кто в ненастную погоду предпочел не рисковать. Спустя три часа после начала гонки судьи передали новость - сошел и Конышев.

- Что стряслось? - поинтересовался у Дмитрия.

- Сначала колесо проколол, позже едва в завал не угодил - пришлось ждать, когда дорога станет свободной. А затем второй раз прокололся. "Техничка" уехала далеко, и я вынужден был закончить. Не скрою, о здоровье своем тоже подумал. Ведь совсем недавно перенес тяжелую операцию по поводу межпозвоночной грыжи.

За полсотни километров до финиша в пелотоне от бурлящего водопада осталось два тоненьких ручейка. Отрыв между ними колебался в пределах 30 секунд. А потом от первой группы отделились двое - уфимец Дмитрий Дементьев и москвич Олег Жуков. Их затяжной рывок был настолько впечатляющ, что, казалось, именно этот дуэт и разыграет чемпионскую корону. На заключительный круг (11,7 км) беглецы ушли с форой в 45 секунд. Все?

- Начнут заранее делить финиш и сбросят обороты - тут, думаю, их и догонят. Но если продержатся так до конца - тогда вряд ли. Честно говоря, ставлю на Дементьева. Он резче и острее, чем Жуков, - дал прогноз первый вице-президент российской федерации велоспорта Юрий Кучерявый.

Аналогичного мнения придерживался Латыпов, впрочем, как и большинство специалистов. Междусобойчика, однако, не получилось. Внезапно перед последней горой в погоню за ними бросился Александр Баженов, до того момента державшийся в тени.

ФИНАЛ

Переполох среди гонщиков поднялся страшный. Чертова дюжина во главе с маститыми Андреем Зинченко и Александром Колобневым попыталась приблизиться к Баженову, но тот отдалялся от них, словно несбыточная мечта.

Белобрысой шевелюрой да и внешне смахивающий на Электроника, Александр втопил с такой скоростью, будто у него и впрямь вместо сердца неистощимый аккумулятор. С фантастической легкостью он просвистел мимо Жукова, у которого как назло лопнула трубка, показал спину ошеломленному Дементьеву и с сияющей улыбкой в гордом одиночестве пересек черту.

"Вот это развязка, - ахнула публика. - Не хуже, чем на "Тур де Франс"!

Обступивших новоявленного чемпиона страны - что зрителей, что журналистов - интересовало одно: "Откуда взялись силы?"

- Вообще-то это тактика у меня такая, - смущенно поведал герой. - Держусь позади, а на последнем круге включаю максимальную скорость. И если "отъезжаю" - обычно добиваюсь победы. Конечно, мне еще немного повезло. Увидел дырочку - и рванул. А лидеры уже подустали.

- Эх, увлеклись Дементьев с Жуковым борьбой друг с другом, - сокрушался Латыпов. - Отрыв казался внушительным, стали смотреть только за собой и не уследили за Баженовым. А у него это конек - отпустить соперников и резко прибавить, всех опередив. В Италии, где Саша выступает за любительскую команду "Катареф", он так выиграл в этом году уже шесть гонок. А в общем зачете любительского Кубка мира занял второе место.

- Баженов - молодец, - похвала такого зубра, как Дмитрий Конышев, дорогого стоит. - Все правильно рассчитал, выбрал нужный момент для атаки, оставив позади опытных и Зинченко, и Колобнева. Дай Бог, чтобы сегодняшний успех был у Баженова не последним. Полагаю в профессионалах он не затеряется. По крайней мере все данные для этого у него есть.

Под занавес беседы Баженов огорошил признанием:

- По правде говоря, о победе сегодня и не помышлял. Хотел просто проверить свои силы. А главная моя цель в Уфе - чемпионат России для гонщиков не старше 23 лет, который начнется 2 июля.

НУЖНО ДВА МИЛЛИОНА!

- У кого-то из гонщиков, выступавших сегодня, есть шанс попасть на следующий год на Олимпиаду в Афинах? - спросил я Латыпова.

- Едва ли. На футбольный чемпионат мира не может ведь попасть игрок из первой или второй лиги. Так и в велоспорте. Мальчишки здесь собраны талантливые, но им нужно еще о-о-очень много работать, чтобы подняться до олимпийских высот.

- Основной отбор на Игры-2004 будет в следующем году, - сказал Гусятников. - Но чтобы получить дополнительное место на Олимпиаде в "разделке", в октябре на чемпионате мира кому-то из наших гонщиков непременно нужно войти в число 15 лучших.

- Не так давно ходило много разговоров о создании мужской российской профессиональной команды. Когда же наконец она появится?

- Надеюсь, мы все-таки сумеем найти инвестора, который будет заинтересован в создании такой команды. Для этого требуется не такая уж большая сумма - порядка двух миллионов долларов. Плюс есть возможность подтянуть западных спонсоров, готовых выделить столько же. А с таким бюджетом вполне можно побороться за победы на этапах Кубка мира и многодневок уровня "Джиро" и "Тур де Франс". Главное - поторопиться. Президент UCI уже объявил о грядущих переменах в профессиональном велоспорте после Олимпийских игр в Афинах. Хотят создать лигу из двадцати велоконюшен по аналогии с НХЛ и НБА, которые закрепят за собой место в элите. Если мы и сейчас промедлим, потом попасть в эту обойму будет гораздо сложнее и дороже...