Газета Спорт-Экспресс № 136 (3223) от 26 июня 2003 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

26 июня 2003

26 июня 2003 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

25-летний легионер "Сатурна" - лучший на сегодня, по оценкам "СЭ", защитник премьер-лиги

ЖЕДЕР

В РОССИИ МОЯ ДОЧКА НАУЧИЛАСЬ ХОДИТЬ И ГОВОРИТЬ "САТУРН"

Виталий ШЕВЧЕНКО,главный тренер "Сатурна":

- То, что Жедер - квалифицированный футболист, по-моему, нынче очевидно всем. Но он еще и молодой человек, с которым всегда приятно общаться - и мне, и игрокам, при том, что к категории весельчаков и балагуров бразильца при всем желании не отнесешь.

Мне же как тренеру важно, что наш легионер - лидер по духу. Заметил это еще на сборах и даже спросил его: "Ты бы хотел стать капитаном "Сатурна"? "Хотел бы", - ответил Жедер. "Вот выучишь русский, и, быть может, ребята доверят тебе капитанскую повязку".

Но и без повязки Жедер в команде авторитетен и уважаем. Если же говорить о его футбольных качествах, то он очень силен физически, надежен в обороне и без видимых усилий разрушает замыслы соперников. Когда смотрел видеозаписи матчей "Васку да Гама", то не предполагал, что Жедер обладает отменным первым пасом. В этом смысле он превзошел мои ожидания. Жаль только, что "Сатурн" надолго лишился центрального защитника Лешняка. Распался прекрасный тандем. И, кроме того, мы вынуждены были Жедера перевести с правого фланга в центральную зону. Правда, и там он выглядит достаточно уверенно. Словом, Жедер - ценное приобретение команды.

ЗАСЛУЖЕННЫЕ АВАНСЫ БРАЗИЛЬСКОМУ ИЛЬЕ МУРОМЦУ

На предсезонных сборах "Сатурна" в Турции, приблизительно за три недели до начала нынешнего чемпионата, попросил вратаря Валерия Чижова поделиться впечатлениями о новичках, и прежде всего об игроках обороны. Когда речь зашла о приглашенном из "Васку да Гама" 25-летнем Антониу Жедере, с которым уже был заключен трехлетний контракт, мой собеседник, вообще-то не склонный к раздаче авансов налево и направо, не мог скрыть восхищения. "Таких защитников еще не видел!" - произнес Чижов. И поднял большой палец вверх.

Сегодня, не сомневаюсь, все, кому довелось наблюдать матчи "Сатурна" - болельщики, журналисты, футболисты, тренеры, специалисты, - согласятся: в лаконично-лестной характеристике, данной Жедеру голкипером, не было ни капли преувеличения. По надежности, которая приближается к ста процентам, подмосковный бразилец вполне заслуживает сравнения со знаменитыми игроками обороны ведущих европейских клубов, в том числе со своими соотечественниками. При этом по внешнему виду и стилю игры его не спутаешь ни с кем.

Да и по манере держаться на людях - будь то сборы, игра или пребывание в компании - этот южноамериканский Илья Муромец отличается от остальных. Хотя бы тем, что на его лице почти никогда не увидишь улыбки. Он невозмутим, подобно ковбоям из "Великолепной семерки". Вот и в ходе нашего разговора, происходившего на базе "Сатурна", Жедер улыбнулся лишь однажды. Все остальное время он был, как всегда, серьезен и внимательно вслушивался в каждый вопрос. Более того: сам задал тон беседе.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С "ВАСКУ ДА ГАМА"

- Хотел бы, чтобы вы расспросили меня о жизни в Бразилии, о городе, в котором родился, о клубе, в котором играл, - неожиданно произнес Жедер.

- Считайте, что все эти вопросы уже заданы.

- Прекрасно! Так вот, родом я из городка Рекрейу, что в штате Минас-Жераис. В нашей семье пятеро детей - три сестры и два брата. Я четвертый ребенок у родителей, ныне пенсионеров. А до этого мама была служанкой, а отец работал на фазенде.

- Судя по идущим у нас бразильским телесериалам, у них получилась непростая жизнь?

- Да, очень тяжелая, - вздыхает Жедер. - Но, к счастью, сейчас мы, дети, им помогаем, так что родители ни в чем не нуждаются.

- Смею предположить, что именно у вас есть наибольшая возможность поддержать мать с отцом материально?

- Вы абсолютно правы.

- А когда вы заработали игрой в футбол первые деньги?

- В 15 - 16 лет, когда играл в родном городе за клуб "Идеал". Но сколько именно - не помню. После денежных реформ все спуталось в голове.

- Вы уже тогда играли защитником?

- Нет, начинал хавбеком. А потом меня перевели в оборону, где особенно удачно действовал на "втором этаже". В роли защитника четыре месяца играл на первенство Рио, а вслед за этим в 18 лет оказался в "Васку да Гама", что, не скрою, стало воплощением моей мечты. Ведь это действительно великий клуб, цвета которого в то время защищали отличные игроки: Бебето, Эдмундо, Зе Мария, Фелипе, Амарал, Виола. Большие футболисты с громкими именами.

- Амарал летом 94-го в составе "Палмейраса" приезжал в Россию. У него было прозвище Могильщик. Но он уверял, что никогда не работал на кладбище, а всего-навсего был служащим городского похоронного бюро.

- Я вроде бы слышал эту историю. Но от прозвища - по крайней мере в Бразилии - избавиться нелегко.

- Какой стиль исповедовал "Васку да Гама"?

- Атакующий. Играли мы по схеме 4-4-2. Защитники располагались в линию, и для меня не имело особого значения, какую именно позицию в ней я буду занимать. По возможности шел вперед, иногда выполнял штрафные и нередко находился в непосредственной близости от ворот соперника при стандартных положениях. Благодаря этому забивал голы "Гремиу", "Португезе", "Спорту".

- Шесть лет, проведенные вами в "Васку да Гама", были неплохим периодом в жизни команды?

- Бесспорно. Клуб выиграл за это время Кубок Либертадорес и чемпионат Бразилии. А в 1998-м мы могли стать обладателями Межконтинентального кубка, но в решающем матче в Токио уступили "Реалу" - 1:2.

- Полагаю, вы были бы не прочь поиграть год-другой, например, в том же "Реале", вместе с соотечественниками Роберто Карлосом и Роналдо?

- Для меня не столь важно, где и за кого играть, - главное почаще побеждать, прогрессировать, чтобы радовать зрителей, тренеров, хозяев клуба, а также обеспечивать семью.

ЖЕСТКОСТЬЮ НЕ НАПУГАЕШЬ

- В "Сатурне" все это реально?

- Безусловно! Учтите к тому же, что у нас, по существу, создается новая команда, в которой немало легионеров. Нам, латиноамериканцам - Карлосу да Силве, Николасу Павловичу, Мартину Идальго, мне, - необходимо время на адаптацию. Кому-то побольше, кому-то поменьше. Но уже сейчас просматривается тенденция к улучшению игры. А "Сатурн" и так идет на втором месте. Посредственная команда не могла бы забраться столь высоко в чемпионате России.

- Чем больше всего удивило вас наше первенство?

- Жесткостью. Начиная с полей и заканчивая игрой. Правда, игрой такой меня не напугаешь. Она мне и самому по душе. Тем более что ваши судьи прекрасно умеют отличать грубость от силовой борьбы за мяч в рамках правил.

- В общем, попали в свою стихию?

- Не совсем. В бразильском футболе больше творчества, импровизации, фантазии. Да и тренировки носят несколько иной характер.

- Кстати, о характере. Только не тренировок, а вашем. На мой взгляд, вы полярно отличаетесь от бывшего одноклубника по "Васку" Эдмундо - человека вспыльчивого, неуравновешенного, непредсказуемого.

- О моем хладнокровии и невозмутимости неоднократно писали и бразильские газеты, которые вообще не обходили меня стороной. А еще пресса очень сожалела, что из-за травмы меня в какой-то момент не оказалось в сборной, хотя я был в двух шагах от нее. Особенно после матча "Васку" с "Фламенго", в котором мне пришлось столкнуться лицом к лицу с Ромарио, и, как отмечала пресса, далеко не всегда легендарный форвард выигрывал очередную дуэль. А ведь тем, кому когда-либо доводилось вести борьбу за мяч с Ромарио, не позавидуешь.

- Против кого кроме Ромарио из числа знаменитостей вам приходилось играть в Бразилии?

- Против Луизао, Клеберсона, Гильерме.

- Сложно играть на таких стадионах, как "Маракана", при огромном стечении публики?

- Наоборот, люблю играть в обстановке, когда добрая сотня тысяч зрителей не умолкает ни на секунду. А на "Маракане" мечтал играть, кажется, еще с пеленок. И спасибо Богу за то, что он помог мне осуществить это желание.

- Вы человек верующий?

- Да, католик по вероисповеданию. Правда, в церковь на родине ходил не так часто, как хотелось бы. Но зато нередко молюсь и благодарю Бога.

- Похоже, есть за что.

- Еще бы! Мне в жизни чрезвычайно повезло. Родился в глубинке, в бедной семье, но сумел выбиться в футболисты-профессионалы и семь лет отыграл в одной из сильнейших команд мира. А вы и представить себе не можете, какая в Бразилии конкуренция! День, когда я подписал контракт, который позволял моей семье жить безбедно, был самым счастливым в моей жизни.

- А какой считаете самым неудачным?

- Тот, в который получил злополучную травму, уже имея на руках приглашение от Вандерлея Лушембургу в олимпийскую сборную.

- У вас настолько оригинальная манера игры, что вас никогда ни с кем не спутаешь на поле.

- Дело в том, что я всегда играю всерьез, проявляя максимум воли и стремление победить в любом противоборстве. А для этого порой приходится быть жестким. Я давно понял: ни в футболе, ни в жизни вообще без этого ничего не добьешься. Поэтому для меня особенно важна физическая готовность. Когда с ней все в порядке, можно проявить и все остальные качества, включая моральные.

МОЖНО ОБОЙТИСЬ И БЕЗ МУЗЫКИ В САЛОНЕ

- В автобусах бразильских клубов, да и в сборной, неизменно звучит музыка. Вы не испытываете дискомфорта от того, что в вашей нынешней команде по пути на стадион всегда царит тишина?

- Нет. У нас свои традиции, у вас - свои, и их надо уважать. Бразильцы - очень музыкальный и весьма дружелюбный народ. Но если бы музыка гремела на весь салон в автобусе "Сатурна", она наверняка мешала бы русским футболистам должным образом настроиться на борьбу.

- Ваш соотечественник, нападающий "Сантоса" Андрадина, до приезда в Россию считал, что по Москве бродят белые медведи, а все люди круглый год носят валенки.

- Я так не думал. Но предполагал, что будет очень холодно.

- А что для вас "очень холодно"?

- Температура ниже минус 10 градусов. В такой мороз, как мне прежде казалось, тело мое обледенеет, и я не смогу двигаться.

- На самом деле все не так уж страшно. К примеру, в минус 11 тульский "Арсенал" обыграл липецкий "Металлург" - 4:1. И кто забивал голы? Три - Андрадина, а еще один - другой бразилец, Даниэл.

- Так и меня уже невозможно выбить из седла после того, как прошел испытания русским морозом, северным порывистым ветром и промерзшими лысыми кочковатыми полями. К счастью, последнее к стадиону "Сатурн" отношения не имеет. Но все равно: если при плюс 25 русским жарко, то бразильцы наслаждаются прохладой. И это вполне естественно.

- Адаптацию в новой стране вам наверняка облегчил приезд семьи?

- Конечно, мы ведь очень скучали друг по другу. Жена Марсела и дочка Мария-Антониа даже прилетали ко мне на пять дней на сбор в Турции, хотя путь в один конец занимает 15 часов. А в апреле они вместе со служанкой Розанной переехали в коттедж, который клуб выделил нам в Подмосковье. Руководство "Сатурна" вообще внимательно относится ко всем футболистам. Для легионеров, например, в свободные дни даже устраивают экскурсии по Москве и области. Никто из нас не чувствует себя чужаком.

- А как чувствует себя в Подмосковье Мария-Антониа, которой в мае исполнился год?

- Замечательно. На прошлой неделе дочь научилась ходить и почти одновременно произносить слово "Сатурн". Не верите? Приходите в гости, сами услышите. Семью я ужасно люблю. Произнес эти слова и поймал себя на мысли, что напоминаю персонаж бразильских сериалов, которые в России весьма популярны. Как ни включу телевизор - знакомые все лица.

- Не горюете, что из-за перехода в российскую команду пропустили карнавал в Рио-де-Жанейро?

- Карнавал у нас продолжается всю жизнь, а футбол лет - 10 - 15. Так что на карнавал в Рио еще успею.

- Бразильские легионеры, по моим многолетним наблюдениям, как никто другой испытывают чувство ностальгии.

- Это правда. Мне кажется, что в Бразилии живут самые счастливые люди на Земле. Они поют, танцуют и не знают, что такое война.

- Так почему же вы покинули этот райский уголок?

- Во-первых, "Сатурн" предложил выгодный контракт, а во-вторых, эта команда ставит серьезные задачи. Согласился на переезд в Россию, не колеблясь ни секунды.

- А что вы подразумеваете под словами "высокие задачи"?

- Достойное место в первенстве России, которое позволило бы выступить в Кубке УЕФА или Лиге чемпионов.

- "Сатурну" это по силам?

- Убежден. Хотя отсутствие Лешняка, получившего травму уже в первом матче с "Зенитом", конечно же, ослабило нас.

- Как бы вы оценили уровень российского чемпионата?

- Сегодня он достаточно высок. Клубы вкладывают большие деньги и приобретают добротных футболистов, в том числе в Бразилии.

- А с кем из соотечественников, выступающих нынче в России, вы были знакомы прежде?

- С Рони и Орландо из "Рубина", а также с Рикарду Бовиу и Флавиу де Соузой из "Черноморца". Конечно, встречался на родине и со своим нынешним одноклубником да Силвой. Он отличный нападающий, что не раз подтверждал в матчах бразильского чемпионата.

- Вы ведь оба в свое время были на примете у московского "Локомотива"?

- Были. Но в итоге оказались в "Сатурне". Правильно у вас в России говорят: "Все, что ни делается, - к лучшему".

В СЛУЧАЕ ЗОЛОТА БУДУТ И САМБА, И ПЕСНЯ А-ЛЯ РОБЕРТО КАРЛОС

- Вы могли бы играть в "Реале", "Милане" или "Баварии"?

- Вопрос на засыпку. Но отвечу и на него: если в "Сатурне" буду прогрессировать, двери великих европейских клубов откроются для меня. Так же, как и сборной Бразилии. На мой взгляд, и то и другое вовсе не из области фантастики.

- Вы говорите по-русски?

- Лучше понимаю, чем говорю. Хотя на поле словарного запаса хватает.

- А мнение российской прессы вас волнует?

- Конечно. Приятно, что журналисты "СЭ" относят меня к разряду сильнейших защитников премьер-лиги. Но чтобы заслужить столь высокую оценку, надо было здорово поработать на сборах, выкладываться на каждой тренировке, в каждом матче и кардинально изменить привычный образ жизни. В противном случае меня постигла бы участь тех неудачников-бразильцев, которые так и не смогли заиграть в чужой стране.

- За сравнительно короткий срок вы покорили сердца подмосковной торсиды.

- Я очень ценю столь доброжелательное отношение болельщиков Московской области. И в конце сезона с удовольствием подарил бы им золотую медаль.

- В конце нынешнего сезона?

- Если не нынешнего, то следующего. Тут уж как получится.

- В этом случае, надеюсь, станцуете для болельщиков самбу?

- И самбу станцую, и что-нибудь даже спою. Правда, не так хорошо, как популярный на моей родине певец Роберто Карлос (не имеющий ничего общего с футболистом "Реала". - Прим.Л.Т.), но от души. Впрочем, мы, бразильцы, по-другому и не можем.

Вот тут-то Жедер впервые расплылся в широкой улыбке. А я пожалел, что не захватил фотоаппарат - мог получиться редчайший кадр.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ