Газета Спорт-Экспресс № 118 (3205) от 2 июня 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

2 июня 2003

2 июня 2003 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

54-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Седьмой этап. ГРАН-ПРИ МОНАКО

МОНТОЙЯ - 26-й КОРОЛЬ МОНАКО

Вчера в Монте-Карло колумбиец Хуан Пабло Монтойя вошел в историю "Больших призов", выиграв самую престижную гонку чемпионата. Его команда "Уильямc" ждала этой победы 20 лет - с 15 мая 1983 года, когда первым финишную черту на узких улицах княжества пересек финн Кеке Росберг.

Такова уж традиция: тех, кому хоть раз в карьере посчастливилось принимать главный приз из рук князя Ренье III, фактически уравнивают в правах с обладателями чемпионского титула. Основателем династии формулических королей Монако стал великий аргентинец Хуан Мануэль Фанхио, выигравший там первый официальный "Гран-при" 21 мая 1950 года. Все те, кто побеждал здесь до него, в том числе такие гиганты, как Тацио Нуволари, Акиле Варци, Рудольф Караччиола, Манфред фон Браухич, Джузеппе Фарина, навсегда остались в летописи автогонок, однако монарших почестей не удостоились. По одной простой причине: "Формулы-1" в годы их расцвета еще не было.

Таким образом, Монтойя стал 26-м в цепочке обладателей самого большого "Большого приза". Его колумбийское Величество заслуживает за вчерашнюю гонку самых изысканных комплиментов: это были третий старт Монтойи в Монте-Карло и первый финиш. Сразу же - победный, который большинство обозревателей единогласно назвали впечатляющим. На пути к нему горячий латинский мачо не совершил ни одной не то что ошибки - даже неточности, хотя поводов для этого конкуренты, особенно Кими Райкконен на последних кругах, вроде бы давали достаточно. А в Монако так легко потерять голову! И так трудно держать под контролем свои нервы и далеко не скандинавский темперамент.

- Господи, как же нам всем была нужна эта победа! - с облегчением вздохнул после финиша Монтойя. - В нынешнем сезоне у меня были шансы выиграть, особенно в Мельбурне, но я ими не воспользовался. Пришлось ждать почти 3 месяца, чтобы ощутить то, что я сейчас ощущаю. Сравнить, пожалуй, есть с чем. В мире существует несколько гонок, стать лучшим в которых мечтает каждый. "500 миль Индианаполиса", например, и Монако. Я выиграл их обе! Мой первый успех в "Формуле-1" - Монца-2001, это было здорово. Сейчас же - просто фантастика! Кими изрядно попортил мне нервы, но мне удалось оторваться от него на безопасное расстояние и чуть-чуть расслабиться. Машина, резина, механики - все было сегодня просто великолепно!

Теперь коротко о том, как, собственно, Монтойе это удалось. Для начала он хорошо провел старт, воспользовавшись заминкой Райкконена, который для такой ювелирной гонки, как монакская, совершил слишком много лишних движений. Вплоть до 21-го круга восьмерка лидеров выглядела так: Шумахер-младший, Монтойя, Райкконен, Трулли, Шумахер-старший, Алонсо, Култхард и Баррикелло. И до финиша кому-то еще вклиниться в этот октет не удалось, да и в нем самом изменения происходили лишь в результате пит-стопов.

На 20-м круге просвет между пилотами "Уильямса" сократился до микроскопических 0,461! Казалось, что на трассе, где обгонять, по всеобщему мнению, негде, назревает обгон: невозможно было представить, что Монтойя не попытается атаковать. Увы, сделать этого он просто не успел, потому что возглавлявший гонку Ральф Шумахер заехал на свой первый пит-стоп - раньше всех из восьмерки лидеров. И после этой остановки оказался замыкающим в октете.

Собственно, это был, как выяснилось позже, решающий момент "Гран-при". На 22-м круге Монтойя показал лучшее время - 1.15,166 (быстрее поула!), и ему хватило этого ускорения, чтобы после пит-стопа на 23-м круге вернуться на трассу впереди напарника!

К 31-му кругу в боксах побывали все 8 пилотов (последним - Михаэль Шумахер), и диспозиция была такова: Монтойя, Райкконен, Шумахер-старший, Шумахер-младший, Трулли, Култхард, Баррикелло и Алонсо. Последняя перестановка произошла после второй серии пит-стопов: Алонсо, максимально затянувший этот визит, сумел на 62-м круге вклиниться между Ральфом и своим напарником по "Рено" Трулли.

Основную интригу на последних кругах обеспечивал Райкконен, который подобрался к Монтойе на весьма опасное расстояние, но так и не решился атаковать. Хотя, возможно, попытку предпринять стоило. Говорят же, что Париж стоит мессы.

Однако, сам финн оказался иного мнения: "Было предельно глупо рисковать здесь. Вот на любой другой трассе..." И посетовал: "Мне не повезло со стартовым местом - со второго я почему-то всегда ухожу на трассу не лучшим образом. Потом, особенно в конце, я давил на Монтойю с целью вынудить его ошибиться, потому что это был мой единственный шанс оказаться впереди него. Но, к сожалению, он не поддался".

Во время церемонии награждения 5-кратный победитель монакского "Гран-при" Михаэль Шумахер, казалось, был в едва сдерживаемом бешенстве от того, что не удалось выиграть здесь в шестой раз и догнать по этому показателю великого Айртона Сенну. Однако, на пресс-конференции немец комментировал исход гонки вполне философски: "Стартовав пятым, финишировать третьим - согласитесь, вполне неплохо. Хотя я мог бы занять место и повыше, если бы на первых кругах не застрял за Трулли. Впрочем, это не значит, что я не получил удовольствия. Как раз наоборот. Особенно в конце, когда смог приблизиться к тем двоим, что ехали впереди меня. Я видел, что они едут очень близко друг к другу и ведут ожесточенную схватку, поэтому лелеял надежду на то, что, может быть, они сделают какую-нибудь оплошность. Однако, мечтам моим не суждено было осуществиться".

А теперь о том, почему не стартовал Дженсон Баттон. Утром в субботу он умудрился попасть в серьезную аварию - на выезде из тоннеля, где в 1994 году разбился австриец Карл Вендлингер. Напомню, что пилот "Заубера" после этого без малого 19 дней провел в коме. Баттону повезло больше. Хотя самостоятельно выбраться из машины он не смог, медицинское обследование показало, что никаких травм у англичанина нет.

- Машина вдруг заскользила боком, контролировать ее я не мог, а потом ощутил боковой удар, - рассказывал позже Баттон. - Мне он не показался особенно сильным, однако, я вырубился. Не знаю, сколько времени был без сознания, пришел в себя, когда спасатели уже фактически вырезали меня из кокпита. Потом Сид (профессор Уоткинс, глава медслужбы FIA. - О.Л.) сказал, что я все время что-то говорил, но я абсолютно этого не помню. В первый момент даже не понял, где я и что со мной, только ноги болели. В такую аварию в "Формуле-1" я попал впервые, и она меня совершенно не испугала.

Баттона она, может, и не испугала (умение бояться, в конце концов, приходит лишь с возрастом!), а вот его боссов во главе с Дэвидом Ричардсом и медиков - даже очень. Поэтому утром в воскресенье после длительных переговоров и консультаций было решено не выпускать Дженсона на старт.

Ольга ЛИНДЕ

54-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". 7-й этап. "Гран-при Монако". 1 июня. Монте-Карло. Городская трасса. 260,520 км (78 кругов по 3340 м). 1. Хуан Пабло Монтойя (Колумбия, "Уильямс-БМВ") - 1:42.19,101 (средняя скорость 152,773 км/ч). 2. Кими Райкконен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - отставание 0,602. 3. Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари") - 1,720. 4. Ральф Шумахер (Германия, "Уильямс-БМВ") - 28,518. 5. Фернандо Алонсо (Испания, "Рено") - 36,251. 6. Ярно Трулли (Италия, "Рено") - 40,972. 7. Дэвид Култхард (Шотландия, "Макларен-Мерседес") - 41,227. 8. Рубенс Баррикелло (Бразилия, "Феррари") - 53,266. 9. Кристиано Да Матта (Бразилия, "Тойота") - 1 круг. 10. Джанкарло Физикелла (Италия, "Джордан-Форд") - 1 круг. 11. Ник Хайдфельд (Германия, "Заубер-Петронас") - 2 круга. 12. Ральф Фирман (Великобритания, "Джордан-Форд") - 2 круга. 13. Оливье Панис (Франция, "Тойота") - 4 круга.

Быстрейший круг в гонке: 1.14,545 (средняя скорость 161,298 км/ч) - Райкконен (49-й).

Круги лидирования: Ральф Шумахер с 1-го по 20-й, Монтойя с 21-го по 22-й, Райкконен с 23-го по 24-й, Трулли 25-й и 26-й, Михаэль Шумахер с 27-го по 30-й, Монтойя с 31-го по 48-й, Райкконен с 49-го по 52-й, Михаэль Шумахер с 53-го по 58-й, Монтойя с 59-го до финиша.

Сходы. Вильнев (Канада, "БАР-Хонда") - 63-й круг. Уилсон (Великобритания, "Минарди-Форд") - 29-й. Ферстаппен (Голландия, "Минарди-Форд") - 28-й. Уэббер (Австралия, "Ягуар-Форд") - 16-й. Пиццония (Бразилия, "Ягуар-Форд") - 10-й. Френтцен (Германия, "Заубер-Петронас") - 1-й.

Стартовое поле. 1-я линия. Ральф Шумахер - 1.15,259 (средняя скорость 159,768 км/ч). Райкконен - 1.15,295. 2-я линия. Монтойя - 1.15,415. Трулли - 1.15,500. 3-я линия. Михаэль Шумахер - 1.15,644. Култхард - 1.15,700. 4-я линия. Баррикелло - 1.15,820. Алонсо - 1.15,884. 5-я линия. Уэббер - 1.16,237. Да Матта - 1.16,744. 6-я линия. Вильнев - 1.16,755. Физикелла - 1.16,967. 7-я линия. Пиццония - 1.17,103. Хайдфельд - 1.17,176. 8-я линия. Френтцен - 1.17,402. Фирман - 1.17,452. 9-я линия. Панис - 1.17,464. Ферстаппен - 1.18,706. 10-я линия. Уилсон - 1.20,063. Дженсон Баттон ("БАР-Хонда") не стартовал.

Чемпионат мира

1. Райкконен - 48. 2. Михаэль Шумахер - 44. 3. Алонсо - 29.4. Баррикелло - 27. 5. Монтойя - 25. 6. Култхард - 25. 7. Ральф Шумахер - 25. 8. Трулли - 13. 9. Физикелла - 10. 10. Баттон - 8. 11. Френтцен - 7. 12. Уэббер - 4. 13. Да Матта, Вильнев - 3. 15. Хайдфельд, Фирман - 1.

Кубок конструкторов

1. Макларен - 73. 2. Феррари - 71. 3. Уильямс - 50. 4. Рено - 42. 5. Джордан -11. 6. БАР - 11. 7. Заубер - 8. 8. Ягуар - 4. 9. Тойота - 3.