Газета Спорт-Экспресс № 107 (3194) от 20 мая 2003 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

20 мая 2003

20 мая 2003 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ТИПИЧНЫЙ ШУМАХЕР

Популярный в недавнем прошлом австрийский пилот "Больших призов", а ныне спортивный директор БМВ Герхард Бергер продолжает специально для читателей "СЭ" комментировать события 54-го чемпионата мира

ФОРМУЛА-1

С Герхардом БЕРГЕРОМ

Борис ТОСУНЯН

из Вены

- Г-н Бергер, старт минувшего "Гран-при Австрии" получился неординарным: гонщикам пришлось трижды выполнять эту процедуру! Такие вещи как-то сказываются на пилотах, заставляют их нервничать?

- Конечно, это создает дополнительное напряжение, причем не только для людей, но и для болидов. Многие детали и узлы не выдерживают нагрузок. Чаще всего от этого страдают сцепление и двигатель.

- Не потому ли Пабло Монтойя не смог завершить гонку?

- Нет, в данном случае винить фальстарты не следует, отрицательную роль сыграли иные обстоятельства.

- Можете описать состояние пилота в последние секунды перед стартом и непосредственно в момент старта?

- Каждый гонщик психологически готовит себя к тому, чтобы без ошибок пройти первый поворот, ведь от этого во многом зависит его место на финише. Есть такой афоризм: пусть гонки и не выигрываются в первом повороте, зато проигрываются довольно часто. Кстати, на "Гран-при Австрии" безошибочный старт особенно важен, так как именно в начале пути прежде обычно случались столкновения.

- Пожар во время пит-стопа Михаэля Шумахера - зрелище не для слабонервных. Однако сам немец в эти мгновения вел себя так, словно ничего не произошло. У всех пилотов "Формулы-1" такие - поистине железные - нервы?

- Шумахер превосходит своих соперников по многим параметрам, а теперь стало ясно, что и в психологическом плане у него все в полном порядке. Впрочем, для меня хладнокровие лидера "Феррари" сюрпризом не стало, оно для него типично. А вот как я сам повел бы себя в столь экстремальной ситуации, уж извините, не знаю...

- Была ли угроза взрыва бензина в цистерне и баке "Феррари" - или есть какая-то система, которая подобное развитие событий предотвращает?

- Специальной системы нет, но в кокпите пилота имеется кнопка, которая приводит в действие общую систему противопожарной безопасности болида. Однако Шумахер почему-то ею не воспользовался.

- Как думаете, не стала ли невозмутимость Шумахера в этом стрессовом эпизоде ключевым моментом гонки? Ведь покинь он машину - и победителем мог стать Кими Райкконен...

- Ключевыми моментами, на мой взгляд, было то, что в распоряжении Шумахера - самый быстрый болид и что Михаэль не допустил ни одной ошибки.

- То есть, исходя их ваших слов, одолеть болиды "Феррари" невозможно?

- Их новая машина, конечно, хороша, но все же на любой механизм можно найти управу.

- В вашей биографии был случай весьма близкого знакомства с огнем - авария в повороте Тамбурелло в Имоле в 1989 году. После этого вам не было страшно садиться за руль?

- Мы - профессионалы и не имеем права поддаваться эмоциям. Оказавшись в кокпите, мы оставляем их за бортом.

- Но чего-то гонщики "Формулы-1" все-таки боятся?

- Того же, чего и остальные люди: боли, травм...

- В воскресной гонке Рубенс Баррикелло несколько раз прессинговал Кими Райкконена, однако особо активных действий при этом не предпринимал. Сильно ли нервирует, когда на заднем спойлере вашего автомобиля "сидит" конкурент, но обгонять вас не торопится?

- На самом деле активность со стороны Баррикелло была, просто Райкконен не допустил ошибок и адекватно отвечал на каждый выпад бразильца.

- В какой-то момент пошел дождь, но вскоре капать перестало. В такой ситуации не очень понятно, менять резину на дождевую или продолжать на свой страх и риск ехать на слике. Кто принимает решение?

- В первую очередь - сам гонщик, но свои советы ему дают и гоночный инженер, и штаб команды.

- В прошлый раз мы с вами говорили о том, что чувствует пилот, расставаясь со своими старыми машинами. На этот раз прощаться пришлось с трассой: гонка на "А-1 ринг" была последней. По вашим словам, к смене техники гонщики относятся философски. А как насчет автодрома?

- Точно так же. Никаких проблем не возникает.

- Но наверняка у каждого есть трасса или трассы, которые ему особенно по душе. У вас такие были?

- Да, старый "Остеррайхринг", который пришлось закрыть, так как он стал слишком опасным. Условия на нем современному поколению пилотов показались бы просто катастрофическими: не было зон безопасности, покрытие оставляло желать лучшего. Даже мы, хоть и ездили чуть медленнее, очень рисковали. Мне вспоминается 1987 год, когда "Остеррайхринг" закрывали: тогда было много разных ЧП. Мы, например, как и сейчас, трижды стартовали. А потом на моей машине вышел из строя мотор - и я выбыл из гонки. Тем не менее об этой трассе у меня сохранились самые хорошие воспоминания.

- У вас большой авторитет в мире "Формулы-1". Не намерены побороться за то, чтобы вернуть "Гран-при" на свою родину?

- Если это будет хоть немного реально, то обязательно. Мои земляки так полюбили "Большие призы", что окажут мне всяческую поддержку.

- Если бы вам предложили организовать гонку с участием бывших и нынешних звезд "Формулы-1", то кого вы пригласили бы на старт этого гипотетического "Гран-при Бергера" и на какой трассе провели бы его?

- Обязательно в Шпильберге, а пригласил бы, в первую очередь, Айртона Сенну. Ну и Михаэля Шумахера. Сам же сидел бы на трибуне и наслаждался дуэлью гигантов.