Газета Спорт-Экспресс № 85 (3172) от 18 апреля 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

18 апреля 2003

18 апреля 2003 | Футбол - Зарубежные

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПРЕМЬЕР-ЛИГА

АЛЛАХ ПОМОЖЕТ

Курбан БЕРДЫЕВ.Главному тренеру казанского "Рубина" скоро пятьдесят. Подарок он себе вроде бы приготовил: его команда стала одной из главных сенсаций на старте чемпионата. Самое время поближе познакомиться с человеком, о котором российскому болельщику известно не много: футболиста Бердыева позабыли, а тренера еще толком не узнали.

ДОБРОВОЛЕЦ

Почти никто не знает, что зимой главный тренер у команды из Казани мог поменяться. Причем по инициативе... самого Бердыева!

- Кого, если не секрет, вы сватали на свой пост?

- Валерия Непомнящего. Мой земляк, старый приятель, пока не имел возможности поработать в России в нормальных условиях. Ставрополь, вылетавший из первого дивизиона, - все, что ему предлагали. Весь мир считает, что Валерий на родине заслуживает большего.

- И поэтому вы решили добровольно уступить ему пост?

- До приезда в Россию я работал в Туркмении, в "Нисе". Мы пытались создать не просто футбольный клуб, который будет выступать в чемпионате страны и Азиатских кубках, но систему, которая позволила бы выжить в любой ситуации. Система в моем понимании - хоккейные "Локомотив", "Ак Барс", киевское "Динамо" в футболе. По этому пути идет в ЦСКА Гинер. Теперь хочу создать такую систему в футболе Татарии. И, главное, в этом есть заинтересованность у руководителей республики. Смотрите какие у них планы - крытый манеж, три искусственных поля, новый стадион, современная база для команды мастеров. Поэтому зимой и предложил кандидатуру Непомнящего, а сам собирался заняться организационной работой.

- Как Валерий Четверик - отец большого футбола в Татарии?

- Нет, я на поле работать люблю. Но оргработы не чураюсь. Хороший тренер-организатор - фигура, жизненно необходимая футболу во втором дивизионе и отчасти - в первом. На пустом месте, где надо строить, находить деньги, раскручивать всеобщее внимание к футболу, тренер, который только фишки на макете двигает, не выживет. Ему либо надо целый штаб с собой привозить, либо верить, что повезет. Как мне в Казани: я здесь могу фишки двигать - остальными вопросами заняты люди в клубе. С ними можно идти на серьезное дело.

- А если бы ваше предложение прошло? Не пожалели бы? Все-таки одно дело - тренировать, а другое - заниматься стройкой, покупкой мячей, работой детских школ.

- Не пожалел бы. В Казани большой футбол делает первые шаги, а новое всегда интересно. И потом, у нас в клубе сложился отличный коллектив. Директор, мои помощники - мы хорошо дополняем друг друга. Непомнящий легко бы вписался в эту команду.

БЕЗ ЭЙФОРИИ

- После четырех туров "Рубин" - четвертый. Сюрприз?

- Все верят в лучшее. Мы же в премьер-лигу выходили не для того, чтобы занять последнее место! Но я не буду оригинален, если скажу, что локальным успехом никто у нас не самообольщается. Если бы четвертую строчку "Рубин" занимал после 24-го тура, тогда был бы повод поговорить о том, какие мы хорошие. А так - нет.

- Вы часто публично критикуете своих игроков, а хвалите редко. Это стиль руководства командой или вы действительно недовольны ее игрой?

- Когда тренер всем доволен, ему пора с футболом заканчивать. Огрехов у нас хватает. И потом, многое зависит от того, с какой меркой подходить к своей команде. Если цель - 14-е место, это одно, а если хочешь стать первым, иное. Радует, что игроки постепенно превращаются в команду. На сборах нам не хватило времени сделать все, что было задумано.

- Дубль клуба после тех же четырех туров был третьим, причем не потерпел ни одного поражения. Результат удивительный: ведь выходцы из первого дивизиона обычно команды резервистов создают наспех, игроков туда собирают с бору по сосенке.

- Зимой мы приобрели с прицелом на будущее несколько игроков, в том числе из "Динамо", выигравшего турнир дублеров в прошлом году. Пригласили тренером Сергея Стукашова, некогда моего одноклубника в "Кайрате". Очень уж хочется стать чемпионами, пусть и в турнире дублеров! А если серьезно, то к моменту выхода в элиту у нас уже была заложена система - главная команда, дубль, школа.

- Зимой, когда речь заходила о турнирных задачах, вы скромничали. Теперь раскроете карты?

- Они давно раскрыты. Мы - новички. Я уже говорил, что для нас каждая игра - кубковая. Три матча не проиграли, значит, пока не вылетаем. Приятно, когда о тебе пишут, интервью берут, оценки хорошие ставят. Все это возможно, если побеждать почаще. Будем пробовать.

НОСТАЛЬГИЯ

- Футболистом вы были заметным: провели около двухсот матчей в союзной высшей лиге, были одним из лидеров "Кайрата". Но, говорят, тому, кто на поле особых успехов не добился, тренером стать легче. Это правда?

- Правда. Амбиции остаются. Я не считаю, что как игрок достиг чего-то серьезного. В "Кайрате" были футболисты и более яркие - Пехлеваниди, Стукашов, Масудов, Шох, Волгин. До Кипиани мне было далеко. Мы с Давидом на одной позиции играли. Но его все Князем звали, а меня просто Курбаном. Это так, к слову.

- О союзном чемпионате ностальгируете?

- До сих пор. Мы на тот уровень пока не вышли. И не известно, выйдем ли в ближайшее время. Россия, наверное, проще других развал Союза перенесла - как в футбольном плане, так и вообще. А в других республиках болельщики и сейчас живут воспоминаниями.

- Тогда что ни команда была, то с изюминкой. А сейчас Россия может похвастать подобной самобытностью?

- Нет. Для самобытности школа нужна, система. С этим пока плохо. Везде. Может, лет через десять все изменится, а пока клубы вынуждены покупать иностранцев. Ярошик - вот он самобытность и привносит. Или Новотны наш.

- Сильные иностранцы?

- Это игроки очень хорошего класса. Но, думаю, Бессонов в Киеве, когда молодым был, сыграл бы не хуже Ярошика. О Черенкове, Гаврилове вообще молчу. Я, честно говоря, думал, что с легионерами будет проще. А выяснилось, что эти ребята тоже кое-чего не могут. Того, что мое поколение делало легко.

- Брюзжите...

- Расстраиваюсь. Как тренер, который ищет нужного класса исполнителей по всему миру, а найти не может. А раньше в Прагу или Рио за игроками ехать было не нужно. Их и в Талды-Кургане или Ужгороде можно было отыскать.

- Ваш "Кайрат" по меркам союзного чемпионата был середнячком, способным дома преподнести сюрприз любой команде. Не скучно было?

- Нет, не скучно. Какая скука, если на трибунах - сорок тысяч?! А поездки какие! Тбилиси, Ереван, Ленинград. Я в Киеве очень любил играть.

- А в Москве?

- С московскими командами у нас лучше дома получалось. Особенно со "Спартаком". Ни на кого так не настраивались. Едем, скажем, в Баку и Ереван, а потом дома принимаем "Спартак". Настрой - на красно-белых. Матч с "Нефтчи" - как фон. Играли со "Спартаком" всегда здорово.

ТОСКА

- Когда союзного чемпионата не стало, вы чем занимались?

- В "Кайрате" был назначен главным тренером. Можно сказать, начал тренерскую карьеру. Команду собрали - вспомнить приятно. Но у Тарханова "Пахтакор" был еще симпатичнее. А ведь ему труднее пришлось. Саша уже мог заявить о себе как главный, а пришлось ждать, вторым работать. Тогда же собирались чемпионат СНГ проводить, но московские клубы отказались - и все заглохло.

- И что дальше?

- Выиграл с "Кайратом" чемпионат Казахстана. Трудно, если честно, было не выиграть с такими игроками, как Нидергаус или Волгин. Им, правда, быстро скучно стало. Володя Нидергаус ко мне подошел - отпустите, Бекиевич!

- Отпустили?

- Всех, кто хотел. Их правда: скучно, не с кем играть. Футболисту, чтобы расти, компания нужна соответствующая. А мы половину лиги дома по 4:0 обыгрывали.

- И вы не радовались чемпионству?

- Толком не смог. Тоска заела. Я-то собирался в союзном чемпионате работать, а оказался в суверенном Казахстане. Это вторая союзная лига, восьмая зона. Плюс "Кайрат", который на момент распада СССР в первой лиге играл.

- И поехали лечить хандру в Турцию.

- Валера Непомнящий пригласил. Он в "Анкарагюджю" работал, должен был другой столичный клуб принять - "Генчлербирлиги". Но вместо себя меня туркам сосватал.

- Волновались?

- До первой игры. Дома "Бешикташ" принимали. Сыграли вничью, и я понял, что выжить в Турции смогу.

- Иностранцев там не любят?

- А где их любят?! Играй, доказывай, что ты лучше местных. Если докажешь, про паспорт забудут.

- А если нет?

- Выгонят.

- Вас выгнали?

- Не выгнали, но и нового контракта не предложили. С немцами конкурировать было сложно. Они как раз тогда в Турцию поехали - учить местных. Турки, как видите, учениками оказались очень способными.

ПУТЬ К БОГУ

- А вы вернулись в Казахстан.

- Да. В "Кайрат". Он к тому времени всех распродал и опустился на предпоследнее место. Стыдно! Великий для Казахстана клуба - и аутсайдер. Денег в клубе не было. Набрали мальчишек. Рустик Балтиев, который сейчас в "Динамо" играет, у меня начинал.

- Не вылетели?

- Нет. Удачно выступили. Деньги нашлись, когда побеждать начали, а молодых стали в прессе хвалить.

- Денег вам дали, а потом игроков снова продали?

- Но уже без меня. Я вообще-то человек неконфликтный, но тогда вспылил. Мальчишкам денег не платили, хотя средства у клуба были. А ребята даже такси не могли взять, если на тренировку опаздывали. Алма-Ата, она ведь большая.

- Куда поехали?

- Поначалу никуда. Стал безработным и даже бездомным. Жил у друзей. Одну квартиру, полученную по контракту, у меня тогдашние хозяева "Кайрата" отобрали, вторую оставил жене.

- Развелись?

- Да. 20 лет вместе прожили. Отличная женщина, но сердцу не прикажешь.

- Другую встретили?

- До сих пор немного неудобно, честное слово.

- Переживали сильно?

- Разрыв - это всегда трудно. А тут сразу и с женой, и с родным клубом. Знаете, о чем больше всего жалею, когда 20 лет первого брака вспоминаю?

- О чем?

- Первая жена была преподавателем английского языка. Если бы я, когда мы были вместе, учил одно слово в неделю, давно бы свободно разговаривал.

- Зато к Богу дорогу нашли. Вы ведь человек глубоко верующий?

- Скоро десять лет. У меня дед был таким. Еще при советской власти знал суры Корана наизусть, в мечеть ходил. У меня это вызывало огромное уважение, но мой личный путь к Богу был долгим. Работая в Турции, зашел в мечеть. С тех пор чту заповеди пророка, по возможности соблюдаю предписания Корана.

ДОМОСЕД

- Говорят, вы не только в Бога верите, но и не любите светских мероприятий, не выпиваете, не курите. Это правда?

- Да. Алкоголя и сигарет для меня не существует. Мне зеленый чай симпатичнее. Что касается публичных мероприятий, то на них бываю, если есть надобность. Людей не чураюсь, но по натуре домосед.

- Причем предпочитающий маленькие городки. Такие, как Тараз, небольшой областной центр Казахстана. Вам там не скучно?

- Нет. Тихо, спокойно, уютно. Очень хорошо.

- А в Казани?

- Здесь я получил возможность заниматься любимым делом. Поэтому Казань для меня - лучший город на Земле. Хотя, прожив в нем полтора года, по-прежнему хорошо знаю лишь базу, стадион, аэропорт и исторический центр. Но город люблю - красивый, древний, немного восточный. Это мне близко.

- До Казани вы отработали год в Смоленске. Как вы туда из своего Тараза попали?

- Повезло. Мое появление в России - стечение обстоятельств, не более. Я прекрасно понимаю, что футболиста Бердыева в России еще помнили, а вот тренера не знал никто.

- Вас пригласили в Смоленск спасать команду от вылета из первого дивизиона. В этом турнире чужаков не жалуют, и свернуть шею можно за пару месяцев. Не боялись?

- Я очень ответственно подошел к работе. Навел справки, подготовился. И потом, когда я работал в "Кристалле", в клубе было нормальное финансирование. Сейчас пишут, что в Смоленске проблемы, что команда никому не нужна. Для меня это дико и странно.

- Над приглашением в Казань долго раздумывали?

- Нет. Ясно было, что это иной уровень задач. Если в Смоленске все были безумно рады пятому месту в первом дивизионе, то в Казани так радоваться будут, если мы в этом году станем пятыми в премьер-лиге. Первый дивизион изначально рассматривался как промежуточный этап.

- Патрон у "Рубина" - мэр Казани, человек требовательный и амбициозный. Легко общий язык находите?

- Да. Считаю, мне повезло. Аллах, наверное, помог.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Казань - Саратов