Газета Спорт-Экспресс № 76 (3163) от 8 апреля 2003 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

8 апреля 2003

8 апреля 2003 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

54-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Третий этап. ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ

МИХАЭЛЬ СТАЛ ЖЕРТВОЙ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

Знаменитый в недавнем прошлом пилот "Формулы-1" австриец Герхард Бергер (ныне он - спортивный директор БМВ) продолжает комментировать события чемпионата-2003 специально для читателей "СЭ"

ФОРМУЛА-1

С Герхардом БЕРГЕРОМ

Борис ТОСУНЯН

из Вены

- На этот раз этап состоялся в Бразилии, на родине легендарного Айртона Сенны. Трехкратный чемпион мира был вашим напарником по "Макларену" и близким другом. Остались ли у вас связи с его семьей?

- Раньше раз в год, во время бразильской гонки, я общался с его сестрой Вивиан. Но теперь я в Сан-Паулу не поехал, следил за гонками по телевизору. Боюсь, постепенно наши взаимоотношения будут сходить на нет: время берет свое.

- "Гран-при Бразилии" продемонстрировал, что за последние годы болиды стали куда более надежными. Наблюдая за тем, как после аварий гонщики выбираются из своих машин целыми и невредимыми, не думали о том, что, будь у Сенны такой же автомобиль, он остался бы жив?

- Айртона, к сожалению, не смогло бы спасти и новое поколение машин - действительно более надежных. Ведь ему в голову попало колесо. От удара такой силы ничто не спасет.

- Что чувствует бывший пилот, наблюдая за страшными внешне авариями - типа той, в которой пострадал Фернандо Алонсо?

- Мы чувствуем то же, что и обычные люди. Переживаем, беспокоимся. Я хорошо знаю Алонсо, поэтому сразу предположил, чем он руководствовался, когда увеличил скорость. Фернандо понимал, что Физикелла и Райкконен, зная про аварию, сбавят обороты, поэтому решил рискнуть.

- На Интерлагосе на этот раз было много аварий. Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?

- Болиды, превращенные в груду металла, в нашем деле, увы, не редкость. ЧП происходят постоянно, и я к ним привык. Однако на сей раз винить гонщиков в том, что случилось, нельзя. Конечно, нужна была другая резина. С такими покрышками, какие использовались в Бразилии, когда по трассе бежали ручьи, не стоило ездить. Против аквапланинга любой гонщик бессилен.

- Вы хотите сказать, что было ошибкой начинать соревнования в такую погоду?

- Погода, конечно, добавила драматизма, но была вполне пригодна для езды, и отменять гонки не стоило бы. С другой стороны, надо что-то менять. Надеюсь, некоторые ограничения скоро будут отменены, пилотам разрешат иметь и второй комплект резины - на случай очень плохой погоды.

- Насколько вам интересно смотреть соревнования, события в которых предопределены либо замысловатыми правилами, либо погодой?

- Очень интересно. И то, и другое делает их непредсказуемыми. По ходу гонки понимаешь, насколько правильной была выбранная той или иной командой стратегия, сравниваешь их идеи со своими.

- Насколько опасны старты во время дождя?

- "Формула-1" сама по себе - опасное предприятие. А в дождь мы всегда ездили, и вряд ли тут нужны какие-то перемены или запреты.

- Как гонщики относятся к появлениям на трассе пейс-кара? Сильно ли раздражает необходимость медленной езды?

- Как правило, появление пейс-кара на трассе продиктовано нашими же интересами. В воскресенье было принято правильное решение начинать гонку с машиной безопасности, и гонщики отнеслись к нему с пониманием. Да и каждый следующий раз, когда на трассу выезжала машина безопасности, это было обоснованно. Пилоты все прекрасно понимают и не ропщут.

Это вам не безопасность по-американски! Порой, когда наблюдаю за автогонками в США, у меня складывается впечатление, что пейс-кар там используется исключительно для придания соревнованиям большего напряжения. Ведь при появлении на трассе машины безопасности пелотон собирается вместе, все промежутки между конкурентами пропадают, а после рестарта гонка словно бы начинается заново.

- Все три этапа нынешнего чемпионата были предельно насыщены событиями. Только ли новыми правилами можно объяснить подобную активность?

- Нет. Совершенно очевидно, что перцу во все три "Гран-при" добавили главным образом погодные условия.

- Вам не жалко Рубенса Баррикелло, имевшего прекрасные шансы выиграть домашнюю гонку, но выбывшего из нее?

- Я очень надеялся на то, что Баррикелло станет первым. Это было бы справедливо. Мне хотелось, чтобы традиция, согласно которой бразильские гонщики каждые 10 лет побеждают дома, не была бы нарушена. Увы...

- Во время нашей прошлой беседы вы уверяли, что не беспокоитесь за Михаэля Шумахера. Он, мол, свое возьмет. И вот новая осечка. Можно ли уже говорить о кризисе "Феррари"?

- О кризисе можно говорить только в том случае, если у команды нет быстрой машины и если классные гонщики не участвуют в борьбе за победу. Но ничего из этого "Феррари" пока не грозит. Оба гонщика были способны завоевать первое место, и только досадные недоразумения помешали им добиться успеха.

- И все же, что происходит с Шумахером? Почему тот, кто считался главным специалистом по дождевым гонкам, оказался за бортом?

- Нет, это не была, как многие считают, потеря концентрации. И у него не сдали нервы. Просто человек оказался не в том месте не в то время. Это с каждым может случиться. Считаю, что в этом злополучном повороте старший Шумахер не ошибся, а стал жертвой несчастного случая. Дело в том, что аквапланинг даже классного гонщика превращает в обычного пассажира.

- Перед началом гонки Михаэль возмущался по поводу того, что он загодя готовился к дождю, а его соперникам, которые рассчитывали на сухую погоду, в последний момент также разрешили перенастроить болиды под дождь...

- Я тоже считаю, что гонщик, который предугадал погодные условия, должен иметь преимущество, но в целях безопасности все делается иначе. Наверное, это правильно.

- Складывается впечатление, что поул-позишн теперь уже не играет никакой роли.

- Вы абсолютно правы. Все изменилось.

- В прошлый раз вы сказали, что когда в конце сезона покинете БМВ, то обязательно посетите Москву, которую давно хотели посмотреть. Какие еще у вас планы?

- Собираюсь вместе с семьей попутешествовать по морям на катамаране, хотя в этом деле я не специалист Буду учиться на ходу.

- Английские и немецкие средства массовой информации пишут, что вам готовят место в высших эшелонах власти "Формулы-1"...

- Это слухи, не имеющие под собой никакого основания. Деятельность такого рода меня не интересует.