Газета Спорт-Экспресс № 72 (3159) от 3 апреля 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

3 апреля 2003

3 апреля 2003 | Баскетбол - НБА

БАСКЕТБОЛ

НБА

Тони КУКОЧ

ДЖОРДАН МОЖЕТ ИГРАТЬ ЕЩЕ ЛЕТ ДЕСЯТЬ

Слава МАЛАМУД

из Вашингтона

ДОСЬЕ "СЭ"

Тони КУКОЧ

Родился 18 сентября 1968 года в Сплите (Хорватия). Форвард. Рост 211 см, вес 106 кг.

В Европе выступал за югославскую "Югопластику" (1989/90, 1990/91) и итальянский "Бенеттон" (1991/92, 1992/93).

В 1990 году был выбран на драфте под № 29 клубом НБА "Чикаго Буллз", за который начиная с чемпионата-1993/94 провел семь неполных сезонов. 16 февраля 2000 года в результате трехстороннего обмена перешел в "Филадельфию", где отыграл один год. 22 февраля 2001 года был обменян в "Атланту Хокс", а 2 августа 2002 года - в "Милуоки Бакс". В настоящий момент выступает за "Милуоки".

Участник Матча новичков НБА 1994 года. Признан лучшим запасным НБА-1995/96. В регулярных чемпионатах НБА провел 649 матчей (13,0 очка, 4,5 подбора и 4,0 передачи в среднем за игру).

Трехкратный чемпион НБА (1995/96 - 1997/98) в составе "Чикаго". В плей-офф НБА провел 85 матчей (10,7 очка, 4,0 подбора и 3,3 передачи в среднем за игру).

Двукратный победитель Кубка европейских чемпионов (1989/90, 1990/91) в составе "Югопластики".

Чемпион мира 1990 года в составе сборной союзной Югославии. MVP чемпионата мира-90. Двукратный серебряный призер Олимпийских игр (Сеул-88, сборная союзной Югославии, и Барселона-92, сборная Хорватии). Трижды признавался лучшим баскетболистом Европы.

Чемпион Хорватии по настольному теннису среди игроков не старше 13 лет.

- Добрый вечер, Тони!

Огромный мужчина с жиденькой бородкой оглядывается. В его руке довольно мило смотрится шоколадка в блестящей обертке. Заискивающе смотрю ему в грудь:

- Я представляю российскую газету. У вас не найдется десяти минут?

- Найдется, но после игры, - отвечает баскетболист. - До матча осталось немного. Надо подготовиться.

Шоколадка теряет обертку и, мгновением позже и на высоте двух метров от земной поверхности, половину своей массы. Тони Кукоч, трехкратный чемпион НБА, отыгравший 10 сезонов в сильнейшей лиге мира, второй среди лучших баскетболистов Хорватии всех времен (после Дражена Петровича, разумеется), а ныне запасной форвард "Милуоки Бакс", задумчиво жует. Зачем мешать профессионалу готовиться к важному матчу? Старательно обходя валяющиеся тут и там предметы обуви, которые по размерам напоминают тормозные колодки для авиалайнеров, покидаю раздевалку.

Для схватки претендентов за заветное восьмое место в Восточной конференции игра "Вашингтон" - "Милуоки" вышла довольно скучной. "Бакс" победил без особой борьбы, хотя под конец матча хозяева и сумели сократить разницу в счете. Кукоч выходил на замену. Ставил заслоны, отправлял партнеров в атаку длинными передачами, изредка брал подборы под своим кольцом, не слишком успешно (все-таки возраст) бросал со средней и дальней дистанций. Потом - возвращался на скамейку.

22 минуты игрового времени и 15 минут эксклюзивного интервью. Маловато для серьезного анализа, в котором Кукоч, пусть и стареющий, совершенно не нуждается. Все, что можно доказать в баскетболе, он давно доказал. И в клубных европейских соревнованиях (помните великую "Югопластику" с Кукочем, Раджей и Вранковичем?), и в сборной, и в НБА.

В золотом "Чикаго" 90-х Кукоч был далеко не последней скрипкой. В матче "Вашингтон" - "Милуоки" мне больше всего запомнился один неигровой эпизод: когда хорват впервые вышел на площадку в середине первого периода, Майкл Джордан дружески потрепал по волосам бывшего партнера по "Буллз" и что-то шепнул ему на ухо. Что именно, Кукоч не сказал. Но выглядело это символично. Два ветерана, один - великий европеец, другой - просто Великий, скоро простятся с НБА. Правда, Джордан стареет красиво, даже роскошно, как ему, собственно, и подобает. Кукоч же доигрывает тихо, без эмоций, уходя незаметно и вежливо.

- Скорее всего, это была ваша последняя встреча с Джорданом на площадке. Обменялись какими-либо напутствиями?

- Думаю, мы еще не раз встретимся в неигровых условиях. Впрочем, Майклу вовсе необязательно уходить прямо сейчас. Он доказал, что и в 40 лет остается Джорданом. Наверное, ему следовало бы проводить на площадке чуть меньше времени, но "Вашингтон" пытается попасть в плей-офф, и Майкл в каждом матче "тащит" свою команду. Это никого не должно удивлять. По-моему, если Джордан решит играть до 50 лет, он все равно останется Джорданом. Он может играть в баскетбол до тех пор, пока есть силы передвигаться.

- В сильных командах - "Чикаго" и "Филадельфии" - вы были запасным. В средненькой "Атланте" - одним из лидеров. Можете сравнить эти две ситуации?

- От выступлений в "Атланте" у меня осталось ощущение незавершенности. Наш клуб был не так плох, как казалось. Просто "Хокс" пришлось заканчивать регулярный чемпионат без нескольких ключевых игроков. Если бы не травмы, все могло бы сложиться иначе. Хотя лучшим периодом моей карьеры были второй и третий чемпионские сезоны в "Чикаго" (1996/97 и 1997/98. - "СЭ"). Пожалуй, в те годы я был наиболее сложившимся игроком.

- Это было после того, как вы наладили отношения со Скотти Пиппеном?

- У меня всегда были хорошие отношения со Скотти. Он больше, чем кто-либо другой, помог мне стать игроком НБА.

- А как же знаменитый эпизод в матче плей-офф с "Нью-Йорком" в 1994-м, когда Пиппен отказался выйти на площадку, узнав, что решающий бросок Фил Джексон доверил вам?

- Этот эпизод был непомерно раздут одним чикагским журналистом. Ему просто захотелось слепить историю конфликта между мной и Пиппеном. На самом же деле Скотти никогда ничего против меня не имел, и в том случае он рассердился не на меня, а на тренера.

- Вы удовлетворены своей ролью в "Милуоки"?

- Я выполняю возложенные на меня обязанности, какими бы они ни были. А в "Милуоки" они у меня весьма разнообразны: от форварда до разыгрывающего.

- Но играете вы теперь меньше, чем в той же "Атланте".

- Зато больше, чем в "Филадельфии". Там я практически не играл, поскольку не вписывался в систему тренера. Хоть это и была одна из лучших команд НБА, я ее покидал без сожаления.

- Сейчас в НБА играют три хорвата - вы, Бруно Сундов из "Бостона" и Гордан Гиричек из "Орландо". Даже скромная Словения имеет столько же представителей в лиге. Не считаете, что хорватский баскетбол переживает спад?

- По-моему, вы ошибаетесь. Или путаете словенцев с сербами. Я знаю только одного - Радослава Нестеровича из "Миннесоты".

- За "Хьюстон" заявлен Бостьян Начбар, а за "Индиану" - Примож Брежец...

- Эти ребята не играют в основных составах, и я бы не брал их в расчет. Как бы то ни было, за хорватский баскетбол я спокоен. Сейчас у нас смена поколений. Молодежная команда хорошо выступила на чемпионате мира в 2000 году, и скоро ее игроки дорастут до НБА.

- Думаете, на Олимпиаде 2004 года Хорватия будет в числе фаворитов?

- Вот этого не знаю, поскольку меня там точно не будет. Выступления в сборной я закончил.

- Откуда взялось ваше прозвище Розовая Пантера?

- Не имею понятия. Об этом и остальных моих прозвищах узнал уже здесь, в Северной Америке. Розовая Пантера, Ноги, Хорватская Сенсация - все это придумывалось здесь и без моего участия.

- Знаю, что в детстве вы увлекались другими видами спорта. Настольным теннисом, например.

- Да, даже был одним из лучших теннисистов Хорватии в своей возрастной категории. Но это было почти 20 лет назад. В настольный теннис я не играю уже очень давно - слишком высок для стола. Теперь переключился на гольф. С детства люблю футбол, болею за "Хайдук" из Сплита, постоянно слежу за матчами сборной Хорватии.

- Уже решили, когда завершите карьеру?

- Да, совершенно определенно. Ухожу после следующего сезона.

- Уедете в Сплит или останетесь в окрестностях Чикаго, где живете сейчас?

- Пока не знаю. Многое будет зависеть от детей.