Газета Спорт-Экспресс № 56 (3143) от 15 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

15 марта 2003

15 марта 2003 | Шахматы

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ШАХМАТЫ

Луис РЕНТЕРО

В ФИНАЛЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА КАСПАРОВ ПОБЕДИТ КРАМНИКА

Супертурниры в Линаресе автору этих строк посчастливилось освещать с 1992 года. И разговор с их основателем я начал с признания в том, что он неизменно был одним из главных героев моих репортажей.

- Сеньор Луис, вас хорошо знают наши читатели, поэтому все мы были обеспокоены в связи со страшной автокатастрофой, в которую вы попали в 1998 году. Как вы себя чувствуете сейчас?

- Спасибо. Мне удалось преодолеть все последствия этой аварии.

- Сегодня в отеле "Анибал" проходит 20-й из супертурниров, которые вы начали организовывать, и 10-й открытый турнир, который организовали и финансируете тоже вы. Какие чувства вы испытываете в этой связи?

- Первый турнир я организовал в 1978 году. Тогда я еще не купил "Анибал", и первые турниры проходили в культурном центре Линареса. Гостиницу приобрел в 90-м, после чего турнир сюда и переехал. Я очень горжусь тем, что могу считать себя родоночальником турниров, которые теперь принадлежат городу.

- Какой из турниров, проводившихся в Линаресе, для вас самый значимый?

- Выделить какой-либо из них трудно. Каждый был интересен по-своему. В том числе и нынешний. Ведь в нем приняли участие чемпионы мира Крамник, Пономарев, первый номер мирового рейтинга Каспаров, претенденты на титул Леко и Ананд.

- Ананда вы тоже считаете претендентом?

- Разумеется. А кто же он?

- Вы известны как непримиримый борец с короткими ничьими. Вас не огорчает то, что в турнире много ничьих?

- Я отлично понимаю: если нападение и защита уравновешивают друг друга, будет ничья. В этом турнире было только несколько партий, в которых соперники по-настоящему не боролись. В подавляющем большинстве встреч шла борьба, и это главное.

- Есть ли шахматисты, к которым вы питаете особую симпатию?

- Каспаров. Он борется в каждой партии.

- Здесь играют четыре претендента на титул абсолютного чемпиона мира. Как думаете, кто в итоге завоюет этот титул?

- Мне кажется, в финале встретятся Каспаров и Крамник. А победит, думаю, Каспаров.

- Большинство турниров, которые организовывали вы, состояли из 14 участников. Вам не кажется, что они были гораздо интереснее и ярче, чем при нынешней формуле?

- Пожалуй. Но влиять на решения города я уже не могу...

- В 10-м открытом турнире отеля "Анибал" первый приз - именной: "Персональный приз сеньора Рентеро". Что это означает?

- Что ежегодно я даю на первый приз 10 тысяч евро. Из моих личных денег.

- Турниры отеля "Анибал" для вас значат не меньше, чем знаменитые супертурниры, принесшие мировую известность и вам, и Линаресу?

- Открытые турниры, которые проводит моя гостиница, для меня чрезвычайно важны. Потому что их проводит не город Линарес и не правительство провинции Андалусия, как супертурниры, а я и моя гостиница. В открытом турнире участвуют шахматисты из 34 стран мира, в том числе 70 гроссмейстеров. Желающих было гораздо больше, но месяц назад мы вынуждены были ограничить число заявок - это связано с тем, что отель переполнен.

- Что заставляет вас брать на себя заботы об организации турниров?

- В 1952 году я участвовал в чемпионате Испании и проиграл несколько партий. Это мне очень не понравилось, и я решил сам организовывать турниры. Я люблю шахматы, но не люблю проигрывать.

- Шахматы сыграли большую роль в вашей жизни?

- Это главное занятие в моей жизни. И главная любовь.

- Вопрос об экономической целесообразности 10 турниров отеля "Анибал" отпадает сам собой...

- Да, мною движет только любовь к шахматам!

- У вас был небольшой конфликт с Карповым, вы написали ему нашумевшее открытое письмо. Сейчас все позади?

- Карпов - великий шахматист, мой друг, и никаких проблем между нами больше не существует.

- Ваша роль в организации супертурниров в Линаресе известна всему миру. Есть ли у вас какая-то мечта, оставшаяся неосуществленной?

- Хотел бы организовать чемпионат мира.

- Даже несмотря на неудачу с подобной затеей в 98-м, после матча Алексей Широв - Владимир Крамник в Касорле, вы продолжаете об этом мечтать?!

- Да. Мечта осталась.

- У вас были натянутые отношения и с гроссмейстером Шировым. Как обстоят дела сейчас?

- Отношения хорошие. Широв играл в Линаресе и жил в отеле "Анибал".

- У вас трое сыновей. Кто-то из них играет в шахматы?

- Все трое. Но не очень сильно.

- Станет ли кто-то из них продолжать вашу организаторскую деятельность в шахматах? Останется ли "Анибал" шахматным центром Испании и мира?

- Не знаю, захочет ли этим заниматься Карло (нынешний директор гостиницы, сын Луиса Рентеро. - Прим. Ю.В.) , но надеюсь, захочет.

... За нашей беседой наблюдал весьма колоритный сеньор. Когда мы попрощались с сеньором Рентеро, он подошел к нам и сказал: "Карло будет продолжать дело сеньора Рентеро. Можете быть уверены. Если не будет, мы его..." И сопроводил свои слова жестом, который не требует перевода: "...вздернем". Думаю, колоритный сеньор пошутил и таких чрезвычайных мер не потребуется: Карло Рентеро продолжит дело отца на добровольных началах.