Газета Спорт-Экспресс № 22 (3109) от 31 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

31 января 2003

31 января 2003 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 42-й тур

В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ с Максимом ЛЕБЕДЕВЫМ

Виктор ЛОПАТЮК: "НАМ НУЖНА УСЛОВНО ЗАКРЫТАЯ СУПЕРЛИГА"

Президент хабаровского "Амура" изложил свою точку зрения по поводу возможного реформирования нашего чемпионата

Дальний Восток не терпит суеты. Здесь все делается монументально и на века - сама жизнь вынуждает смотреть вперед и заботиться о завтрашнем дне. Не торопиться, но и не опаздывать. И люди здесь под стать климату - степенные и неторопливые. Президент хабаровского "Амура" Виктор Лопатюк не спешит решить все проблемы в одночасье и радикальными методами. Его предложения по реорганизации суперлиги - эта тема в хоккейном мире в последнее время стала едва ли не главной - направлены даже не в завтрашний, а в послезавтрашний день. Возможно, в ущерб дню сегодняшнему.

- Нынешний сезон не только принес много нового в наш хоккей, но и открыл несколько кровоточащих ран, - начал беседу с корреспондентом "СЭ" Лопатюк. - Главная из них - непомерный рост расходов на заработную плату игроков. Вторая проблема: мы поднимаем средний уровень хоккея, но тормозим его развитие во многих регионах.

На мой взгляд, основное внимание следует уделить развитию хоккея в тех краях и областях, где есть соответствующие предпосылки. И сделать это нужно законодательно - разрабатывая способствующий такому развитию регламент. Лучшим вариантом стала бы условно закрытая суперлига...

- "Условно закрытая" звучит странно. Что под этим подразумевается?

- Прежде всего возможность спокойно заниматься развитием хоккея в своем регионе. Вряд ли кто-то сомневается или еще не знает, что это очень затратный вид спорта. Одно содержание команды мастеров требует ежегодных гигантских вложений. А еще есть вторая команда, детско-юношеские школы, инфраструктура, работающая на хоккей. Желающих вкладывать деньги, помогать основному содержателю, то есть хозяину команды, немало. Но, как правило, в ответ на свою помощь они требуют первоклассного ледового зрелища.

Никто не станет помогать возводить современный ледовый комплекс для клуба, который, того и гляди, покинет суперлигу. И даже у прочных середняков могут возникнуть большие проблемы с поиском спонсоров, ведь у нас никогда не догадаешься, какие правила игры будут приняты через год-другой. Не на льду - а в руководящих коридорах. Может, даже такие, что в элите вообще останутся 8 или 10 клубов-олигархов, где счет на содержание команд пойдет уже не на миллионы, а на десятки и сотни миллионов долларов...

- Каков сейчас бюджет "Амура" и насколько вы еще готовы поддерживать "гонку финансовых вооружений"?

- В нынешнем сезоне бюджет клуба складывается из двух составляющих: 2 миллиона долларов поступает из местного бюджета, 8 миллионов - непосредственно от нашего предприятия ЗАО "Артель старателей "Амур". А в прошлом сезоне эта сумма составляла около 7 миллионов. Расходы увеличились почти на 50 процентов - такова плата за развернувшуюся гонку.

Помнится, когда уважаемый Борис Майоров вовсю лоббировал идею сокращения суперлиги до размеров бывшего чемпионата СССР, я поинтересовался: "Вы хотите оставить Дальний Восток без большого хоккея?" И добавил: "Тогда мне придется заложить еще одну золотодобывающую шахту, развернуть еще одно предприятие, которое станет полностью работать на "Амур", - но мы в суперлиге останемся". Тогда это вызвало аплодисменты у президентов и здоровый смех. Но смех смехом, а еще несколько сезонов с такими скачками зарплаты - и все станут банкротами. Даже те, кто сейчас чувствует себя весьма уверенно.

А условное закрытие суперлиги позволит решить и этот вопрос. Но главное - оно даст гарантии, что израсходованные на развитие регионального хоккея средства не будут потрачены зря. Сейчас мы строим семитысячный Дворец спорта. Это не только для "Амура" - для всего хабаровского хоккея. Но будет ли смысл в строительстве, если всевозможные реорганизации не оставят нам шансов воочию увидеть лучших мастеров страны?

Понятие "условное" предусматривает весьма немалые, но столь же необходимые льготы для созидателей. На мой взгляд, если в регионе на развитие хоккея брошены мощные силы и средства, такой регион необходимо защитить всеми возможными способами - в том числе и неспортивными. Клуб не должен покидать элиту, независимо от всевозможных реформ.

Но если вдруг в низших дивизионах появится подобное отношение к развитию хоккея, если начнут строиться многотысячные дворцы, заработают в полную мощь детско-юношеские школы, такую команду следует приглашать в суперлигу. Именно поэтому закрытость в ней и должна быть "условной" - временной.

Если взять по нынешнему бюджету, то "Амур" далеко не самый богатый хоккейный клуб России. Но если к бюджету присовокупить расходы на строительство нового ледового Дворца, тогда мы очень богатая команда. Можно было "вбросить" все эти средства в один-два сезона, скупить всех лучших хоккеистов и попытаться выиграть чемпионат. Но после радости и чествований встанет страшный вопрос: "Что дальше?" А дальше окажется пустота. Она в самый раз для временщиков, для тех, кому сегодня надо получить результат любой ценой, а завтра хоть трава не расти. Но для любого здравомыслящего человека завтрашний день всегда важнее сегодняшнего.

- Какой, на ваш взгляд, должна быть нынешняя суперлига?

- Мы уже вынесли свои предложения на предстоящий совет. По нашему мнению, суперлига должна состоять из двух дивизионов по 10 команд. Каждый клуб встречается с представителями своего дивизиона по четыре раза, а с "чужими" - по два.

- То самое деление на "Запад" и "Восток", которое предлагает вице-президент "Спартака" Гелани Товбулатов?

- Думается, деление по географическому принципу было бы несправедливо. Ведь тогда кому-то достаточно будет отправиться на выездной матч на автобусе, а кому-то придется лететь через Москву в Хабаровск. Куда справедливее, на мой взгляд, было бы так: команды, занявшие нечетные места, попадают в один дивизион, четные - в другой. А венчать турнир должен плей-офф, без которого чемпионат уже невозможно представить.

- Получается, что вылетать никто не будет. Но как же спортивный принцип?

- Даже самым "запущенным" клубам необходимо дать испытательный срок - хотя бы один-два сезона. Сейчас у тех же "Молота" и "Мечела", у ряда других клубов ежегодно есть только одна задача - любым способом зацепиться за уходящий поезд, потому что вылет из суперлиги для них равносилен смерти. Никакой речи о развитии инфраструктуры, строительстве новых спортсооружений в подобных условиях быть не может.

Но если сейчас остановить эту "борьбу за выживание", дать им возможность спокойно, без турнирной нервотрепки оценить свои возможности, объявить всем: "Мы - команда суперлиги, мы будем в ней играть!" - то ситуация там может быстро измениться. Появятся спонсоры, не опасающиеся за "вылет в трубу" своих денег, появятся долгосрочные программы. А не изменится - что будет заметно уже через год, - тогда действительно нет смысла держать такую команду в "высшем свете". Наверняка за это время найдутся желающие и среди клубов высшей лиги, которые будут заниматься развитием, а не тратой денег на односезонную покупку хороших игроков.

Что происходит сейчас? Для того чтобы хоккеист приехал в Хабаровск, мы должны предложить ему как минимум на треть больше, чем он смог бы получать в Москве. Столица, узнав об этом, добавляет свои 30 процентов. Мы добавляем еще - и закручивается спираль финансовой гонки, в которой нет победителей. У одних стоит задача кровь из носа завоевать медали, у других - просто уцелеть. А в итоге ни к чему хорошему это не приводит.

Но представим себе ситуацию, когда вылетающих не будет. Тебе там дают больше? Хорошо, иди. Мы найдем тех, кому там больше не дают, а сэкономленные средства направим на то, чтобы построить еще один закрытый каток или отправить мальчишек из ДЮСШ на какой-нибудь "лишний" международный турнир, где они набьют шишек и наберутся опыта. И в этом случае действительно заработает то самое правило, которое столь действенно в НХЛ и которое мы собираемся внедрять в нашем хоккее - правило о 10-процентной надбавке к зарплате. Но пока в нашей суперлиге будут существовать "сраженные наповал", изматывающую всех финансовую гонку не остановить.

Р.S. В нашей суперлиге есть очень странная команда - "Амур". Ее хоккеисты имеют комфортабельные квартиры, но больше времени проводят в самолетах. Многие даже шутят, что плохо засыпают лежа и не слыша привычного гула турбин.

Где еще водитель заливочной машины может жаловаться охраннику стадиона, что президент клуба опять отправляет его... отдыхать на Гавайи? Тогда как все "нормальные люди" в этом сезоне отпусков ездили в Голливуд. В каком еще регионе работники самого что ни на есть низового звена - водители драг и промывщики песка - по приказу директора отправляются в оплачиваемый отпуск за счет предприятия... на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити поболеть за наших спортсменов? Так происходит потому, что у странной хоккейной команды "Амур", команды старателей и артельщиков, есть не менее странный президент - Виктор Лопатюк. На вверенных ему предприятиях фактически построено то общество, от которого мы всей страной бежим вот уже второй десяток лет, - почти построен коммунизм. Где от каждого берется по способностям, а воздается по потребностям.

Взгляды на развитие нашего хоккея у Лопатюка тоже весьма странные. Он начисто отвергает спортивный принцип жизнедеятельности суперлиги, а ставит во главу угла принцип созидания и развития. "Хочешь играть в суперлиге - рви и кусай всех вокруг", - предлагал главный вдохновитель и организатор сокращения количества участников Борис Майоров. "Хочешь играть в суперлиге - строй и развивайся", - предлагает Лопатюк. Быть может, это звучит дико для развитого общества, но выглядит вполне логично для страны, только начинающей подниматься после развалов и распадов последнего десятилетия.

Организовав в нынешнем сезоне сокращение суперлиги всего на две команды, мы получили совершенно сумасшедший по накалу и интриге чемпионат. Но в качестве довеска к нему наградили себя бешеным ростом зарплаты хоккеистов. Одни клубы на нем уже надорвались, другим это предстоит. Как предстоит заплатить хоккейной разрухой во многих регионах, где выражение "команда высшей лиги" звучит просто позорно.

Реализация предложений Лопатюка начисто убьет интригу - но только в подвале турнирной таблицы. У лидеров свои причуды, амбиции ярославцев и омичей, магнитогорцев и казанцев не позволят умереть зрительскому интересу. Зато это приведет к неминуемому подъему хоккея в российской глубинке. Неторопливому и обстоятельному - как сам Лопатюк и любой дальневосточник или сибиряк. Как строящийся в Хабаровске новый ледовый Дворец. Строящийся монументально и на века.

Чем пожертвуем?

7 АНКЕТ ОТ "СЭ"

На президентском совете ПХЛ, который перенесен на 10 февраля, будут обсуждаться ключевые для нашего хоккея проблемы. Некоторые предложения, которые вынесут на майское общее собрание членов ПХЛ, могут стать сенсационными. В преддверии президентского совета "СЭ" задал руководителям всех 18 клубов суперлиги семь вопросов, которые, на наш взгляд, и станут темой обсуждения. С завтрашнего номера "СЭ" ежедневно будет публиковать ответы руководителей на один из наших вопросов.