Газета Спорт-Экспресс № 204 (2996) от 9 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

9 сентября 2002

9 сентября 2002 | Хоккей

ХОККЕЙ

КУБОК "ЧЕСКЕ ПОЙИШТОВНЫ"

МНЕНИЕ Максима ЛЕБЕДЕВА

Жаль, что вчера проиграли финнам. Заслуживали-то лучшего. Потому как, скажем честно: такой задиристой и в самом лучшем смысле этого слова наглой сборной у нас не было давно. Она могла появиться в 2000 году - в Санкт-Петербурге, но, видимо, слишком звездным оказался тот состав - и слишком много было у Якушева желающих потянуть одеяло на себя. Команда звезд так и не стала командой-звездой.

Новый главный тренер сборной Владимир Плющев пошел по иному, противоположному пути - для многих непонятному и даже шокирующему. С кем он собрался покорять хоккейные Олимпы? С Пережогиным, сыгравшим в суперлиге в общей сложности один (да-да, именно один!) полный матч за два сезона? С Бутом, которого Вуйтек на полсезона посадил в глухой запас? С Прошкиным, Щадиловым, с Маленьких? Господа, вы слышали такие хоккейные фамилии?

Свою историю сборная Плющева начала с двух побед. Да каких: в Чехии - и над чехами! Пусть первый успех загадочной русской команды списали на товарищеский статус игры, но уже после следующего матча - на старте Евротура - сказать было нечего. Наши ребята сами все сказали - своей игрой.

Потом были еще два матча - с неуступчивыми шведами (каждый из которых превосходил наших мальчишек сантиметров на десять в росте и килограммов на 20 в весе) и финнами, которых в хоккейном мире традиционно считают джентльменами. Первые заявляли, что размажут наших ребят по бортам, но были рады-радешеньки и ничьей в основное и дополнительное время. Вторые с самого начала стали демонстрировать плохие манеры - было много грязи, провокаций, ударов исподтишка. Так против наших играли тогда, когда не было иного способа противостоять скоростному и думающему советскому хоккею. Подчас, как и вчера, это приносило успех.

Почему-то в последние годы мы решили, что добиваться результата на европейском и мировом уровнях можно только одним - антихоккейным - методом: упираясь, цепляясь и обороняясь, обороняясь, обороняясь... Оказалось, что можно играть и по-другому - так, как когда-то играли Старшинов и Майоров, Харламов и Якушев, Фетисов и Ларионов, - гоняя соперника по всей площадке и заставляя искать на ней, закругленной, пятый угол. "Это была славная охота!" - если бы после победного дубля над чехами Владимир Плющев повторил слова Киплинга, очевидцы, уверен, не удивились бы.

Своим дебютом команда Плющева разом заставила призадуматься наших ведущих хоккеистов. Коваленко и Сушинский, Карпов и Разин - их позиции до первых матчей новой, "несерьезной" команды России считались незыблемыми. Звезд не в чем упрекнуть, за сборную они бились - и делали все, что могли. Только вот так, как наши мальчишки против чехов, они никогда не играли.

А теперь звездам придется доказывать Плющеву, что они готовы играть не хуже тех, с кем новый главный тренер еще недавно побеждал на молодежных турнирах. Тех, кто слушал гимн России на зимнем стадионе в Злине, стиснув зубы и кулаки в готовности умереть на льду за герб на своем свитере.

Когда через два часа после своего официального назначения Плющев беседовал с нами в редакции "СЭ", он выразил благодарность главному тренеру "Ак Барса" Юрию Моисееву. Зато, что тот "...не побоялся пригласить в помощники молодого и борзого тренера..." Интервью записали, материал пошел в набор. Литредакторы прочитали, подумали и заменили слово "борзый" на "агрессивный" - несолидно как-то получается: все ж таки речь о руководителе сборной, уважаемом человеке...

А он - наш главный тренер - действительно такой, а не только агрессивный. И команда у него получается борзая, под стать ему, не боящаяся ни черта, ни дьявола. Разные у нас за последние годы были сборные: звездная, но неудачливая Якушева, упрямая, но бескрылая Михайлова, медальные, но так и недотянувшиеся до золота Юрзинова и Фетисова. А вот такой команды у России еще не было.

Теперь она появилась. У нее еще очень длинный путь и множество турниров. Мы еще не знаем, как эта команда будет переживать горечь поражений, играть в матчах "без права на ошибку", как перенесет "медные трубы" и критику, которой, будьте уверены, ей перепадет ох как немало.

Что ж, подождем, посмотрим. Но уже сейчас отметим: эту симпатичную сборную очень хочется полюбить. Только вот останавливаться ей нельзя - любовь не терпит остановок.