Газета Спорт-Экспресс № 202 (2994) от 6 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

7 сентября 2002

7 сентября 2002 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

КАК ДЕЛА?

Аркадий НИКОЛАЕВ

Родился 11 февраля 1937 года в Куйбышеве. Нападающий. Выступал за "Динамо" Ульяновск (1955 - 58), "Динамо" Москва (1959 - 64), "Локомотив" Москва (1965). Чемпион СССР 1963 года, серебряный призер 1962 года. Чемпион СССР по хоккею с мячом 1961 года.

- Вы до сих пор играете за ветеранов?

- Есть такой турнир - "Негаснущие звезды". Допускаются те, кому перевалило за "полтинник", и в каждой команде должен быть один игрок, которому за шестьдесят. Вот меня и приглашают.

- Партнеры по-прежнему Агрономом называют?

- Даже не знаю, кто это прозвище придумал... Может, Якушин - он был мастер "подкалывать" игроков. Да, в Ульяновске я учился в сельхозинституте. Когда Михаил Иосифович меня стал в Москву звать, я уже на четвертом курсе был. Учебу бросать не хотелось - вот и отказывался в столицу ехать. Потом пришли к компромиссу: я переезжаю в Москву, а руководство динамовского клуба позволяет мне отлучаться в Ульяновск. Когда уже закончил играть, Якушин меня все поддевал: "Агроном, я два года ждал, когда ты свой вуз закончишь. Вот теперь расскажи: какие тракторы сейчас в сельском хозяйстве используются?" Я ему: "Михаил Иосифович, так я же давно учился. Да и футбол мне гораздо ближе, чем тракторы..."

- Значит, не пригодился диплом?

- Образование лишним не бывает. Я потом еще институт физкультуры в Малаховке закончил. Но по первой специальности никогда не трудился. Вот уже тридцать пять лет работаю с детьми в московском клубе "Крылья Советов".

- И кого удалось воспитать?

- У нашей футбольной секции направленность не сугубо спортивная, а скорее оздоровительная. Если появляется способный мальчишка, его забирают. Так случилось с Ребко, которого сначала в "Трудовые резервы" взяли, а затем - в московский "Спартак". Еще у нас начинали экс-динамовец Алексей Селезов и Виктор Гончаров, игравший в дубле "Спартака", а теперь выступающий за "Химки".

- Между московским "Динамо" и работой в "Крыльях" вы еще играли за "Локомотив".

- Приехав из Ульяновска в Москву, пять лет жил в общежитии. Вроде бы все нормально, но когда вот-вот жена должна рожать... Пришел к динамовскому руководству: так, мол, и так. Мне в ответ: жди. А в "Локомотиве" квартиру сразу пообещали. Только поиграть за железнодорожников толком не получилось. Простыл, получил осложнение. Подскочило давление, даже зрение ухудшилось. В общем, не смог я после этого выйти на прежний уровень. А в той однокомнатной квартире до сих пор живу..

- Но лучшие-то матчи все-таки за "Динамо" сыграли?

- Повезло мне: в футбол с Яшиным в одной команде играл, в русском хоккее самого Дуракова персонально держал - не каждому это доверяли. В футболе на разных позициях мог играть: левого края, инсайда, центра. Только не везло. В каждом матче у меня выход один на один был - а забивал редко. Но когда в Венгрии товарищеский матч с "Ференцварошем" играли, забил решающий гол и отдал голевой пас. Игра была тяжелой: стоило кому-то из наших чуть толкнуть Флориана Альберта, как он вставал на колени, возводил руки к небу, а трибуны злобно свистели в наш адрес. В итоге произошла драка стенка на стенку. Потом у тренера Александра Пономарева был серьезный разговор с самой Фурцевой.

- Не завидуете современным футболистам? Деньги большие получают, квартиры, машины...

- Когда Численко отмечали 50, встретились с Яшиным. Он уже только с палочкой передвигался. "Аркадий, - говорит, - хорошо торчишь". По-яшински "торчишь" означало: хорошо выглядишь. Для нашего поколения деньги никогда не были на первом месте. Нам есть что вспомнить. Пока хорошо "торчим"...

Александр КОЧЕТКОВ