Газета Спорт-Экспресс № 166 (2958) от 26 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 13

27 июля 2002

27 июля 2002 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

TOUR DE FRANCE

ДА ЗДРАВСТВУЮТ АВАНТЮРИСТЫ!

В среду победителем сложнейшего 16-го этапа стал голландец Михаэль Бугерд. Лидер общего зачета Лэнс Армстронг финишировал третьим.

НА "ТУР ДЕ ФРАНС" С Андреем ЧМИЛЕМ

Последние три горных этапа супермногодневки "Тур де Франс" - 14-й. 15-й и 16-й - стали настоящим триумфом воли и парадом блистательных побед смелых беглецов, решившихся бросить вызов горам и собственному организму, уже истощенному двумя неделями гонки по дорогам Франции. На последнем, 16-м этапе пелотон сражался с самой высокой горой "Тура" Галибьер, а на финише гонщиков ждал штурм Ла Плани.

- С этим этапом, с этой самой горой Галибьер у меня связаны личные воспоминания, - говорит обладатель Кубка мира-99 Андрей Чмиль. - По-моему, это было в 1997 году: горный этап сразу же после дня отдыха на "Tуpe". На старт мы выходили вареные, без малейшего желания долгих шесть часов крутить педали. Но после разминки все вдруг словно с цепи сорвались и помчались в гору. В итоге сразу 40 человек вынуждены были досрочно покинуть "Тур де Франс". Сильнейший удар получила моя родная команда "Лотто" - после Ле дез Альп в пелотоне осталось всего два ее гонщика - я и итальянец Джанни Фарезин, выступающий сегодня за "Кофидис". Честно говоря, никто не верил, что мы вообще доедем до Парижа после таких потерь. Каждое утро до последнего этапа начиналось с того, что журналисты язвительно спрашивали: "Лотто" еще не снялась с гонки?" Зато с каким почетом нас встретили на Елисейских Полях! Вообще это было забавное зрелище, когда в команде обслуживающего персонала народу было больше, чем непосредственных участников гонки. Особенно это бросалось в глаза во время трапезы, когда за столом массажистов, техников, механиков было тесно, а за большим столом спортсменов сиротливо торчали две изможденные горами фигуры.

- Как вам сегодняшний, 16-й этап?

- Сама по себе эта гора очень тяжелая. Когда несколько часов едешь вверх, кажется, что она никогда не закончится. Асфальт очень хорошо уложен, гладко, но страданий у гонщиков от этого не убавляется.

- Что скажете о победителе этапа?

- В течение всей гонки я внимательно следил за Бугердом. И просто восхищен им. Было видно, как тяжело ему давались последние километры. Его сила воли и мужество меня покорили. Другой бы, наверное, давно капитулировал перед Армстронгом, а он - нет, боролся до самого финиша. И с Лэнсом, и с горой, и собственной усталостью. В итоге всех их Бугерд победил.

- Признайтесь, вы болели за голландца?

- Да, и на то есть свои причины. Мне не хотелось, чтобы Армстронг догнал Бугерда и милостью диктатора и повелителя "Большой петли" позволил ему выиграть этап. Мне хотелось, чтобы победа голландца была завоевана им самим, а не подарена лидером в общем зачете.

- Вы сказали, что у вас были причины желать Бугерду красивой победы...

- С голландцем я соперничал еще в 1999 году в общем зачете Кубка мира. Тогда мне удалось обойти его. То поражение больно ударило по нему, и с тех пор он ничего серьезного не выиграл. Говорили даже о закате карьеры Бугерда. И я очень рад, что он еще способен бороться всерьез и выигрывать этапы на "Тур де Франс".

- Не кажется ли вам, что он слишком рано затеял побег?

- Почему же? Все было осмысленно и точно рассчитано. А как красиво он отражал атаки и боролся за первенство на этапе! По-моему, такие побеги и волевые победы, какие одержали Ботеро на предыдущем этапе и Бугерд - на следующий день, только украшают гонку. Помню, был такой немецкий гонщик Дитц. На одном из этапов "Вуэльты", в тот год, когда ее выиграл Лоран Жалабер, он смело убежал на горном этапе. Но Жажа догнал его метров за 500 до финиша, продемонстрировал силу победителя и отпустил немца выигрывать этап. Можно очень долго говорить о благородстве сильного, но я убежден, что такие "дареные" победы не приносят радости самим триумфаторам. Что до Бугерда, то успех на этом этапе станет для него хоть какой-то моральной компенсацией за в целом смазанный "Тур". Думаю, этими победами колумбиец и голландец показали всем, что у них есть чувство собственного достоинства, что, несмотря на предрешенный исход супермногодневки, они не мирятся с ролью зрителей. Мне приятно, что в пелотоне есть люди, способные на авантюры.

- Вы считаете эти побеги и победы авантюрами?

- А вы сами посмотрите. Виранк просто нечеловеческими усилиями вырвал победу на Мон-Ванту на 14-м этапе. И что за этим последовало? Провал на последних 15 километрах на следующем этапе, а на 16-м этапе Ришара вообще не было видно. За волевые победы в горах приходится платить очень высокую цену. А потому мало кто решится на отрыв. Вдруг не выиграешь, вдруг догонят и "съедят", а сил на дальнейшую борьбу не останется? Потому-то поступки Виранка, Бугерда и Ботеро - авантюра, но со счастливым исходом.

- Сегодня вы можете сказать, что задача "Ю.Эс.Постал" добыть своей приме - Лэнсу Армстронгу - четвертый подряд титул на "Тур де Франс", благополучно решена?

- Ну, во-первых, еще есть последняя разделка...

- И все-таки отрыв очень велик.

- Наверное, во мне еще очень сильно прошлое гонщика, потому из чисто спортивного суеверия поостерегусь назвать Лэнса победителем "Тур де Франс". До тех пор, пока он не въедет на Елисейские Поля, не буду называть его победителем. Конечно, у Армстронга сегодня в пелотоне нет достойного соперника, и в гонке идет борьба лишь за второе место между Румсасом и Белоки, но давайте доживем до воскресенья. Впереди еще три этапа и разделка. В этой связи показательна история с победой на "Type" датчанина Бьярне Рийса из "Телекома", когда только солидарность со стороны товарища по команде Яна Ульриха помогла ему справиться с жесточайшим кризисом, в который он попал в последние дни гонки. Тогда, в 96-м, на финише Рийс едва не растерял все свое преимущество. 5 минут, отделяющие Лэнса Армстронга от ближайшего конкурента, несомненно, создают комфортные условия техасцу. Но расслабляться все равно рано. Хотя, скорее всего, только чудо может помешать ему стать четырехкратным победителем этой супермногодневки. Как уроженец СССР могу порадоваться за литовца Раймондаса Румсаса, которому в худшем случае на "Туре"-2002 достанется третье место.

Ровшан АСКЕРОВ

РЕЗУЛЬТАТЫ

89-я супермногодневка "Тур де Франс"

16-й этап. Ле дез Альп - Ла Плань. 179,5 км

1. Бугерд (Голландия, "Рабобанк") - 5:48.29. 2. Састре (Испания, "Тискали") - отставание 1.25. 3. Армстронг (США, "Ю.Эс.Постал") - 1.25. 4. Белоки (Испания, ОНСЕ) - 2.02. 5. Румсас (Литва, "Лямпре") - 2.02. 6. Лейфеймер (США, "Рабобанк") - 2.10... 9. Ботеро (Колумбия, "Келме") - 2.23. 10. Эрас (Испания, "Ю.Эс.Постал") - 2.25... 12. Гонсалесде Гальдеано (Испания, ОНСЕ) - 4.39... 17. Виранк (Франция, "Фарм Фритс") - 5.54... 23. БОЧАРОВ (Россия, "Превоянс") - 8.12... 25. Кивилев (Казахстан, "Кофидис" - 8.48... 42. Лоран Жалабер (Франция, "Тискали") - 18.58... 54. Цабель (Германия, "Телеком") - 26.32... 72. ЕКИМОВ (Россия, "Ю.Эс.Постал") - 26.32... 86. Олано (Испания, ОНСЕ) - 31.43... 99. ИВАНОВ (Россия, "Фасса Бортоло") - 34.26... 140. МЕНЬШОВ (Россия, "Банесто") - 34.26... 152. МИХАЙЛОВ (Россия, "Лотто") - 34.26.

Общий зачет. 1. Армстронг - 68:43.22. 2. Белоки - 5.06. 3. Румсас - 7.24. 4. Азеведу (Португалия, ОНСЕ) - 12.08. 5. Гонсалес де Гальдеано - 12.12. 6. Манчебо (Испания, "Бансто") - 12.28. 7. Ботеро - 12.37. 8. Эрас - 12.54... 12. Бугерд - 17.32... 14. Виранк - 20.35... 20. Кивилев - 26.39... 28. БОЧАРОВ - 37.51... 41. Жалабер - 1:03.46... 57. ЕКИМОВ - 1:31.00... 73. Цабель - 1:47.46... 82. ИВАНОВ - 1:52.20. 83. Олано - 1:52.28. 84. МИХАЙЛОВ - 1:53.01... 92. МЕНЬШОВ - 2:05.06.