Газета Спорт-Экспресс № 166 (2958) от 26 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

27 июля 2002

27 июля 2002 | Футбол

ФУТБОЛ

Молодым, начинающим тренерам, помимо всего прочего, неизбежно придется испытать на себе, что такое пресс общественного мнения. Наверняка им неоднократно предстоит вспомнить давний афоризм "Выигрывает команда - проигрывает тренер".

ПОРА ОТКАЗАТЬСЯ ОТ АЛЬТЕРНАТИВЫ "ЛЮБОВЬ ИЛИ НЕНАВИСТЬ"

Когда телевидение во время трансляции матча "Шинник" - "Спартак" вдруг крупным планом показало вывешенный в красно-белом секторе какими-то недоумками плакат "Романцев, убирайся!", на душе стало гадко. Странно, что милиция и ОМОН, конфискующие у болельщиков безобидные плакаты в поддержку любимой команды, в данном случае не проявили никакого рвения. Оказывается, вот так безнаказанно, на глазах миллионов телезрителей, можно унизить известного всей стране человека.

КАК Николай СТАРОСТИН "ОТМЕНИЛ"... ТРЕНЕРОВ

Этот эпизод, на мой взгляд, выходит за рамки частного случая, являясь порождением общепринятого отношения к ведущим отечественным тренерам на протяжении всей нашей футбольной истории. Его можно охарактеризовать как "от любви до ненависти". Промежуточных состояний не существует. Это отношение проявлялось и в том, что испокон века увольняли и назначали тренеров дилетанты от футбола, партийные и хозяйственные руководители, одержимые болельщицким азартом, но, случалось, сами ни разу в жизни не ударившие по мячу. Тренера можно было вызвать "на ковер", накричать на него, как на мальчишку, хотя иной раз по уровню интеллекта тот стоял на порядок выше распоясавшегося горлопана.

А началось с того, что в середине 30-х годов на страницах одного уважаемого в ту пору журнала появилась статья, в которой автор обстоятельно доказывал, что тренерская профессия есть пережиток капитализма, а будущее - за тренерским советом, составленным из лучших игроков команды. Сейчас этот текст не вызывал бы ничего, кроме улыбки, если бы не подпись под статьей - "заслуженный мастер спорта Николай Старостин".

К счастью, даже при социалистической действительности это мнение было быстро развеяно. Вскоре сразу в трех городах - Москве, Ленинграде и Харькове - были открыты тренерские школы. А в 1939 году в Тбилиси прошел всесоюзный тренерский сбор, по итогам которого получили дипломы и право работать в командах мастеров известнейшие впоследствии специалисты - Борис Аркадьев, Михаил Бутусов, Сергей Бухтеев, Абрам Дангулов, Виктор Дубинин, Петр Ежов, Константин Квашнин, Михаил Ромм, Алексей Соколов, Михаил Сушков и другие. После войны школа тренеров при столичном ГЦОЛИФКе продолжала поставлять тренерские кадры для отечественного футбола. Хотя должно заметить: самые выдающиеся тренеры того поколения Михаил Якушин, Виктор Маслов, Александр Пономарев, Александр Севидов, Николай Гуляев начинали карьеру в значительной степени самоучками - сразу или почти сразу после ухода с футбольного поля, а слушателями тренерской школы стали позднее - для повышения квалификации.

ВЫСШАЯ ШКОЛА БЫЛА ВЫСШЕГО КЛАССА

Уровень подготовки кадров поднялся на новую ступень с открытием весной 1976 года Высшей школы тренеров, бессменным директором которой до весны нынешнего года был Вячеслав Варюшин. "Был", потому что Высшую школу вдруг, по формальным причинам юридического характера, закрыли, и теперь будущим тренерам предстоит набираться ума в каких-то региональных учебных заведениях, преподавательский состав которых, конечно же, не чета варюшинскому в ВШТ. К тому же поступление в ВШТ требовало обязательного высшего образования, а также авторитетных рекомендаций из клубов и местных федераций футбола. Из стен ВШТ вышло до 200 специалистов, работающих в России и за ее пределами, в том числе и в национальных сборных - Белоруссии (Эдуард Малофеев), Латвии (Александр Старков) и других.

Как оно будет теперь, одному Богу известно. Помимо высокой квалификации тренер должен обладать еще и соответствующим уровнем культуры, не понаслышке знать о психологии, педагогике и т.п. Чтобы как-то расставить специалистов по ранжиру, не так давно ввели тренерское лицензирование, деление на категории. Ввели и забыли. Сейчас это деление условное. И вообще, по данным заведующего кафедрой футбола и хоккея Московской академии спорта Владимира Левина, целая группа тренеров в российском профессиональном футболе - липачи, не имеющие соответствующего образования, хотя большинство из них при случае может похвастаться каким-нибудь дипломом.

РАЗНЫМИ ПУТЯМИ

По-разному приходили в большой футбол наши нынешние ведущие тренеры. Валерий Газзаев, например, решил пройти все ступени и от тренера футбольной школы московского "Динамо" через работу в клубах сначала первой, а затем и высшей лиги добрался до вершины - сборной России. Юрий Семин начинал сразу исполняющим обязанности главкома краснодарской "Кубани". Но там в молодого специалиста не поверили, и за признанием ему пришлось отправиться в Таджикистан, создать тот "Памир", с которым вскоре стали считаться и в высшей лиге. Олег Романцев на первых порах взялся за совершенно бесперспективную "Красную Пресню" и вопреки отсутствию сносных условий для работы выиграл с ней Кубок РСФСР. Затем через орджоникидзевский "Спартак" он пришел в московский, а потом и в сборную России. Рекомендуемым опытными специалистами, но редко практикуемым молодыми путем пошел Александр Тарханов, сначала поработавший вторым в ростовском СКА, а затем прошедший необходимые ступени главного в клубах низших дивизионов (СКА Одесса, "Терек" Грозный). Вот наиболее типичные для нашего футбола пути тренерского восхождения. Все названные специалисты, как и многие их коллеги, пашущие на российских полях, прошли и через ВШТ.

Теперь завершает выступления, постепенно возвращается в Россию первое поколение наших легионеров, почувствовавшее не только воздух свободы, но и испытавшее на себе зарубежную систему подготовки, учебно-тренировочного процесса. Такой категории кандидатов в тренеры у нас еще не было. Как говорится, для порядка Игорю Шалимову, возглавившему подмосковный клуб второго дивизиона "Краснознаменск", или Андрею Чернышову, пока тренеру одной из наших юношеских сборных, следовало бы пройти "домашние" тренерские курсы с последующим лицензированием. Однако мне кажется, не стоит. Наоборот, хорошо бы создать им режим наибольшего благоприятствования, чтобы, пока свежа память, не замылился сложившийся за рубежом взгляд на тренерскую работу. Чтобы не овладели ими наши, домашние привычки, заботы и традиции, не сбили с настроя и мыслей, обуреваемые которыми наши молодые специалисты поспешили на родину - поделиться со своими первыми подопечными. Возможно, их свежие идеи станут откровением даже для генералов нашего тренерского цеха, дадут новый толчок развитию российского футбола. В надежде на это собирается привлечь кого-то из бывших легионеров в национальную сборную и Валерий Газзаев. Может быть, как раз поколение, не добившееся высоких достижений во славу страны на футбольных полях, своей тренерской работой заставит наконец по-новому взглянуть и по-настоящему уважать людей этой неблагодарной, но благородной профессии.

Павел АЛЕШИН